Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
Верить всем сердцем | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Вера и ее основы

   Лексическое значение слова Лексическое значение слова "вера" (иман) - подтверждение и принятие слов, сказанных неким человеком, твердая убежденность в них всем сердцем, без малейшего колебания и сомнения, усвоение их с душевным спокойствием и доверием.[1]

Терминологическое значение слова "иман" - верить всем сердцем в религиозные предписания, переданные Всевышним Аллахом через своего Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) и иметь глубокую убежденность в них, а также принимать без колебаний сообщения Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и искренне верить в их истинность, подлинность и справедливость. Уверовавшего человека называют "му‘мин". Это определение ученых Ахли Сунна.[2] Согласно их мнению:

  1. I.Вера - это утверждение ее сердцем

Согласно мнению богословов  школ аш‘ария и матуридия, вера – это утверждение сердцем вопросов, в которые следует верить. Этой точки зрения придерживались такие суннитские богословы, как имам Матуриди (умер в 333 г. Хиджры/944 г. н.э.), Аш‘ари (умер в 324 г. Хиджры/936 г. н.э.), Бакилани (умер в 403 г. Хиджры/1013 г. н.э.), Джувайни (умер в 478 г. Хиджры/1085 г. н.э.), Газзали (умер в 505 г. Хиджры/1111 г. н.э.), Абу‘ль-Муин Насафи (умер в 508 г. Хиджры/1115 г. н.э.), Шахристани (умер в 548 г. Хиджры/1153 г. н.э.), Амиди (умер в 631 г. Хиджры/1233 г. н.э.).[3]

Существуют аяты и хадисы, доказывающие то, что вера заключается в подтверждении и одобрении сердцем.

 Аяты

 В Суре "Юсуф" 12/17 братья Пророка Юсуфа (алейхис салям) обратившись к Пророку Якубу (алейхис салям), сказали:

 

مَا أَنتَ بِمُؤْمِنٍ لِّنَا


"Ты не поверишь нам". Этот аят имеет следующий смысл: "Твое сердце не подтвердит (не примет) наш рассказ (о Юсуфе)". Священный Коран был ниспослан на арабском языке (Суры "Юсуф"12/2, "Ибрахим" 14/4, "Аш-Шуара" 26/195). И на этом языке, слово "иман" используется в значении "подтверждать, принимать сердцем". Все языковеды арабского единогласны в этом.

 Всевышний Аллах, говоря о лицемерах в Суре "Аль-Маида" 5/41 сообщает, что вера заключена в утверждении сердцем:

 

يَا أَيُّهَا الرَّسُولُ لاَ يَحْزُنكَ الَّذِينَ يُسَارِعُونَ فِي الْكُفْرِ مِنَ الَّذِينَ


قَالُواْ آمَنَّا بِأَفْوَاهِهِمْ وَلَمْ تُؤْمِن قُلُوبُهُمْ وَمِنَ الَّذِينَ هِادُواْ سَمَّاعُونَ لِلْكَذِبِ

 

"О, Посланник! Пусть тебя не огорчают те, которые усердствуют в неверии, из числа тех, чьи уста говорят: "Мы уверовали", в то время как сердца их не уверовали (не подтверждают это); а также из числа иудеев, которые (охотно) прислушиваются ко лжи".

 

В Суре "Аль-Ан’ам" 6/125 говорится следующее:

 

فَمَن يُرِدِ اللّهُ أَن يَهْدِيَهُ يَشْرَحْ صَدْرَهُ لِلإِسْلاَمِ

 

"Кого Аллах желает вести по истинному пути, тому Он раскрывает грудь (сердце) для Ислама…"

 В Коране сообщается о том, что если человек по принуждению (под страхом смерти), произнесет слова неверия, то это не нанесет вреда вере, находящейся в его сердце:

 

مَن كَفَرَ بِاللّهِ مِن بَعْدِ إيمَانِهِ إِلاَّ مَنْ أُكْرِهَ وَقَلْبُهُ مُطْمَئِنٌّ بِالإِيمَانِ


وَلَـكِن مَّن شَرَحَ بِالْكُفْرِ صَدْراً فَعَلَيْهِمْ غَضَبٌ مِّنَ اللّهِ وَلَهُمْ عَذَابٌ عَظِيمٌ

 

"Наказание Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха, а раньше верил в Него, если только он не был принужден к отречению, но [сам сохранял] в сердце приверженность к вере. [Но наказание падет на того], кто раскрыл неверию сердце. Таким и уготовано великое наказание". (Сура "Ан-Нахль" 16/106).

В Суре "Аль-Худжурат" 49/14 так сказано о неграмотных бедуинах, которые не уверовали сердцем, но вера которых, была на словах:

 

قَالَتِ الْأَعْرَابُ آمَنَّا قُل لَّمْ تُؤْمِنُوا وَلَكِن


قُولُوا أَسْلَمْنَا وَلَمَّا يَدْخُلِ الْإِيمَانُ فِي قُلُوبِكُمْ

 

" Бедуины сказали: "Мы уверовали". Скажи им: "Нет, вы не уверовали. Лучше скажите: ''Мы с виду (на словах) приняли ислам''. Ведь вера еще не вошла в ваши сердца".

 В Суре "Аль-Муджадаля" 58/22 идет речь о вечных обитателях Рая, которыми будет доволен Аллах, и которые будут довольны Аллахом:

 

أُوْلَئِكَ كَتَبَ فِي قُلُوبِهِمُ الْإِيمَانَ وَأَيَّدَهُم بِرُوحٍ مِّنْهُ وَيُدْخِلُهُمْ جَنَّاتٍ تَجْرِي


مِن تَحْتِهَا الْأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ وَرَضُوا عَنْهُ

 

"Это те, в сердца которых Аллах утвердил веру, оказал им Свою поддержку и введет Он их в сады с текущими реками, где они вечно будут пребывать. Аллах доволен ими, а они довольны Аллахом…"

 

Хадисы 

  • §Как передается в одном хадисе, сподвижник Пророка - сахаб Усама бин Зайд (радыйаллаху анху) (умер в 54 г. Хиджры/674 г. н.э.) во время битвы убил схваченного им врага, несмотря на то, что тот сказал: "Нет Бога, кроме Аллаха". Когда Усама бин Зайд (радыйаллаху анху) рассказал об этом нашему Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), то он очень расстроился и сказал: "Как ты мог узнать, произнес ли убитый тобой человек правду или ложь? Разве ты рассек ему сердце и заглянул в него?!"[4]  Эти слова, сказанные Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям), подтверждают то, что вера человека утверждается сердцем.
  • §Как передает Абу Хурайра (радыйаллаху анху), группа сахабов, придя к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), сказала следующее: "Мы ощущаем внутри себя такое, что каждый из нас счел бы большим грехом даже говорить об этом". Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил им так: "Вы и вправду ощутили это?".  "Да, это так! О, наш Пророк", – подтвердили они. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) произнес: "Это и есть настоящая вера".[5]  Так Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) подчеркнул, что вера – это деяние сердца.
  • §Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в очень многих своих хадисах утверждал, что если в сердце человека есть вера, пусть даже в самой малой степени, равная горчичному зернышку или зернышку пшеницы, то такой человек, в конечном счете, попадет в Рай.[6]  А в одном из своих хадисов Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сообщил следующее: "Когда обитатели Рая войдут в Рай, а обитатели Ада отправятся в Ад, Аллах Всевышний скажет: "Выведите из Ада того, у кого в сердце была вера хотя бы на вес горчичного зерна".[7]

Исходя из вышеупомянутых хадисов и аятов, суннитские богословы сказали, что вера - это утверждение сердцем, и человек уверовавший сердцем считается перед Аллахом истинно верующим, даже если он не заявляет о своей вере вслух. Однако, человек должен заявить о своей вере вслух для выполнения мирских религиозных предписаний. Это – обязательное условие.

Ученые, не относящиеся к Ахли Сунна, высказали иные, ошибочные мнения. Мы можем перечислить их в следующей последовательности:

1. Утверждение, что Вера – это знание в сердце.

Согласно учению течения джахмия, основателем которой был Джахм бин Сафван (умер в 128 г. Хиджры/745 г. н.э.), вера – это знание о существовании Аллаха и знание переданных Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сообщений без утверждения их сердцем".[8]

 Несмотря на то, что утверждение истины и ее знание  имеют общий источник -сердце, между ними существует большая разница. Принятие и утверждение истины сердцем, является приобретением души и возникает как результат волевого усердия, добровольного выбора и соглашения. Способность к познанию также находится в сердце, однако не является его приобретением и выбором. Человек может стать обладателем знаний самыми разными способами. Для того чтобы их можно было бы назвать верой, необходимо добровольное признание этих знаний сердцем. Вера – это не абстрактные знания. Не на их долю, а на долю волевого усердия, добровольного выбора и соглашения выпадают воздаяние и наказание.  Имам Матуриди (умер в 333 г. Хиджры/944 г. н.э.) опровергая это утверждение, говорил: "Вера – не есть абстрактные знания сердца. Знание – есть антипод невежества. Между тем антиподом веры является неверие. Если бы знание было верой, а отсутствие знания неверием, то соответственно каждый невежда был бы – неверующим (кяфиром), а каждый ученый – верующим, но это не так".[9] 

 Захири ибн Хазм (умер в 456 г. Хиджры/1064 г. н.э.) по этому поводу сказал следующее: "Если бы вера была знанием, то тогда иудеи и христиане, знающие о Пророке Мухаммаде, так же, как и шайтан, знающий об Аллахе считались бы мусульманами, но это противоречит аятам Священного Корана".[10]

2. Утверждение, что Вера - это заявление о ней на словах

"Икрар" означает открытое заявление о своей вере вслух. Последователи течений мурджия и каррамия дали следующее определение: вера – это признание на словах понятий, в которые следует верить, без утверждения их сердцем. Эти течения использовали, как аргумент для доказательства своих убеждений хадис, в котором наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

"Мне было велено сражаться с  людьми до тех пор, пока они не засвидетельствуют, что нет Бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Его Посланник. И если они сделают это, то защитят от меня свою жизнь и имущество, а за то, что у них внутри они отчитаются перед Аллахом".[11] 

Но этот хадис вовсе не является доказательством того, что вера заключается лишь в ее утверждении на словах. Если бы вера состояла только из заявления о своей вере, то тогда лицемеры были бы настоящими верующими. На самом же деле это не так.

 

وَمِنَ النَّاسِ مَن يَقُولُ آمَنَّا بِاللّهِ وَبِالْيَوْمِ الآخِرِ وَمَا هُم بِمُؤْمِنِينَ

                                                                                                                                                                                                                                      

"Среди людей есть такие, которые говорят (утверждают языком, но не сердцем): "Мы уверовали в Аллаха и в Судный день". Но они - неверующие". (Сура "Аль-Бакара" 2/8).

 

قَالَتِ الْأَعْرَابُ آمَنَّا قُل لَّمْ تُؤْمِنُوا وَلَكِن


قُولُوا أَسْلَمْنَا وَلَمَّا يَدْخُلِ الْإِيمَانُ فِي قُلُوبِكُمْ

                                                                                 

 "Бедуины сказали: "Мы уверовали". Скажи им: "Нет, вы не уверовали. Лучше скажите: ''Мы с виду (на словах) приняли Ислам''. Ведь вера еще не вошла в ваши сердца".(Сура "Аль-Худжурат" 49/14).


 يَمُنُّونَ عَلَيْكَ أَنْ أَسْلَمُوا قُل لاَ تَمُنُّوا عَلَيَّ إِسْلاَمَكُم بَلِ اللَّهُ



يَمُنُّ عَلَيْكُمْ أَنْ هَدَاكُمْ لِلْإِيمَانِ إِن كُنتُمْ صَادِقِينَ

 

       "Они полагают, что оказали тебе милость, приняв Ислам. Скажи: ”Не думайте, что оказали мне милость, обратившись в Ислам. Напротив, это Аллах оказал вам милость тем, что наставил на путь веры, если вы честны".

(Сура "Аль-Худжурат" 49/17).

 

إِذَا جَاءكَ الْمُنَافِقُونَ قَالُوا نَشْهَدُ إِنَّكَ لَرَسُولُ اللَّهِ وَاللَّهُ يَعْلَمُ


إِنَّكَ لَرَسُولُهُ وَاللَّهُ يَشْهَدُ إِنَّ الْمُنَافِقِينَ لَكَاذِبُونَ

                                                                                   

"Когда лицемеры (мунафики) приходят к тебе, они говорят: "Свидетельствуем, что ты истинно – Посланник Аллаха". Аллах знает, что ты Его посланник, и Аллах свидетельствует, что лицемеры - лжецы". (Сура "Аль-Мунафикун" 63/1).

 II.Вера – это подтверждение ее сердцем и признание ее на словах.

Согласно мнению законоведов (факихов) - ханафитов, прежде всего, таких ученых, как имам Абу Ханифа (умер в 150 г. Хиджры/767 г. н.э.), Паздави (умер в 482 г. Хиджры/1089 г. н.э.), Сарахси (умер в 490 г. Хиджры/1097 г. н.э.), вера заключается в утверждении и признании сердцем вопросов, в которые следует верить, а также в открытом заявлении о своей вере на словах.[12]

В качестве аргумента для доказательства ими используется следующий хадис:

"Имеющий в сердце хотя бы самую малую частицу веры, равную пшеничному или ячменному зернышку, выйдет из Ада, если он при этом произносил следующие слова: "Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – Его Пророк".[13] 

 Поскольку людям неведомо, о том, что скрывается в сердце другого, то к человеку следует относиться, основываясь на его заявлении о своей вере на словах. Согласно этой точке зрения законоведов-ханафитов, получившей название "Кауль машхур", существуют две составляющие веры. Это – принятие и подтверждение веры сердцем и открытое словесное заявление о ней.

Другие же ученые школы (мазхаба) ханафи (богословыматуридия) и аш'ариты, как отмечалось ранее, считают, что словесное заявление о вере, является  необходимым  условием для выполнения мирских религиозных  предписаний. Т.е. они рассматривают заявление о вере на словах, не как основу веры, её часть, её суть, а как её условие. Таким образом, оба мнения близки по сути, но сформулированы по-разному.

О том, что человек является верующим, мы понимаем или из его слов, или же благодаря выполнению им определенных видов богослужений таких, например, как коллективный намаз. Тогда мы воспринимаем его, как верующего и относимся к нему, как к мусульманину. Он может жениться на женщине, исповедующей Ислам, мы можем выполнять за ним намаз, есть мясо зарезанного им животного, он обязан выплачивать закят. Мы принимаем то, что жизнь и имущество его находятся под защитой и покровительством Всевышнего Аллаха. После его смерти мы совершаем по нему погребальный намаз (джаназа) и хороним его на мусульманском кладбище.

Но если человек, веруя сердцем, не заявляет о своей вере на словах, без уважительной на то причины, то мы не выполняем по отношению к нему никаких из вышеперечисленных вещей, предназначенных для правоверных мусульман. Ибо о том, что у него в сердце, ведает только Всевышний Аллах.

Таким образом, основой веры, ее сутью и неизменным столпом является утверждение её сердцем, а заявление о ней на словах – это условие, обеспечивающее признание этой веры окружающими.

 3. Мнение, что вера - это утверждение ее сердцем, заявление о ней на словах и практические действия, связанные с ней.

Согласно учениям течений хариджия, мутазилия и зайдия,  вера - это утверждение ее сердцем, заявление о ней на словах и выполнение основных предписаний Ислама.[14] По их мнению, вера состоит из трех частей: утверждения её сердцем, заявления о ней на словах и действия. В случае отсутствия одной из них, вера не реализуется, а человек, пренебрегающий действием, не приобретает особенностей  верующего, т.е. не является мусульманином.

Однако ученые-богословы первых трех веков по Хиджре (саляфиты), такие как имам Малик (умер в 204 г. Хиджры/819 г. н.э.),  Авзаи (умер157г. Хиджры/774г.н.э.), Шафии (умер в 204г. Хиджры/819г.н.э.), Ахмад бин Ханбаль (умер в 241 г. Хиджры/855 г. н.э.),  ученые хадисоведы, исследователь хадисов Ибн Хазм (умер в 456 г. Хиджры/1064 г. н.э.) и Ибн Таймия (умер в 728 г. Хиджры/1328 г. н.э.), считавшие деяния частью веры, человека, устремленного в сторону Киблы[15]и в чьем сердце была вера, о которой он заявлял вслух, и при этом если он совершал какие-нибудь прегрешения, то его не считали неверующим, а признавали грешным мусульманином.[16] Т.е. человек пренебрегающий, но не отрицающий обязательность выполнения деяний (предписаний Ислама), не приобретает особенностей глубоко верующего, тем не менее, он является мусульманином, но со слабой верой (грешным).

Представители же секты хариджия человека, пренебрегающего одной частью веры из трех, а именно действием, считали неверующим. У течений мутазилия и зайдия была принята промежуточная ступень между верой и безверием, которая называлась "фиск". Они считали, что если человек, находящийся на этой ступени (фасик) умирал, не покаявшись, то он попадал навечно в Ад, как неверующий.                                                                         

Считавшие деяние частью веры, истолковывали ряд аятов Священного Корана и хадисы согласно собственной системе взглядов.


وَمَن يَقْتُلْ مُؤْمِناً مُّتَعَمِّداً فَجَزَآؤُهُ جَهَنَّمُ خَالِداً فِيهَا

 

"А кто убьет верующего умышленно, тому воздаянием будет Ад, где он пребудет вечно". (Сура "Ан-Ниса" 4/93).

 Опираясь на этот аят, считавшие деяние частью веры представители течений мутазилия и зайдия, нарушившего этот запрет, то есть человека, пренебрегшего деянием, не считали мусульманином. А  между тем богословы-сунниты объяснили этот аят следующим образом: "Если кто-либо убьет мусульманина, считая его убийство разрешенным религией". Или же: "Если кто-либо убьет мусульманина за его веру, то наказанием ему будет вечное пребывание в Аду".[17]  Ибо человек, убежденный в том, что совершение такого действия, как убийство верующего – мусульманина по причине его веры – Ислама, или совершение такого действия, как умышленное убийство, считающегося греховным и запретным в Коране, является делом, дозволенным Шариатом, может быть только неверующим.

К тому же, если бы смысл этого аята был действительно таким, как трактуют его приверженцы течений мутазилия и хариджия, то он вошел бы в противоречие со смыслом другого аята из Суры "Ан-Ниса" 4/48, что невозможно. В нем говорится следующее:

 

إِنَّ اللّهَ لاَ يَغْفِرُ أَن يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَلِكَ لِمَن يَشَاءُ

 

"Поистине, Аллах не прощает тех, кто придает  Ему сотоварищей, но может простить любой другой грех, который меньше этого, кому пожелает".

 Течения мутазилия и хариджия для подтверждения правоты своих взглядов приводят следующий аят из Суры "Ас-Саджда" 32/18:

 

أَفَمَن كَانَ مُؤْمِناً كَمَن كَانَ فَاسِقاً لاَ يَسْتَوُونَ

 

"Неужели верующий равен фасику (совершившему большой грех)?! Не равны они!"

 

Суннитские богословы сказали, что упомянутый именно в этом аяте большой грех означает неверие, а так как он является непростительным грехом, то и совершивший его, став неверующим, никак не может быть равным верующему.[18]


بَلَى مَن كَسَبَ سَيِّئَةً وَأَحَاطَتْ بِهِ خَطِيـئَتُهُ


فَأُوْلَـئِكَ أَصْحَابُ النَّارِ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ

 

"Те, кто приобрел зло и его грех окружил его, – обитатели Ада, в котором вечно пребывают". (Сура "Аль-Бакара" 2/81).

 По мнению суннитов, толкование мутазилитами и хариджитами этого аята, выдвинутого ими в качестве аргумента, является неверным. На самом деле зло, от приобретения которого окружает грех, является непростительным грехом – приданием Аллаху сотоварища (ширк). Потому что невозможно представить верующего мусульманина, окруженного грехом, так как его вера служит преградой этому.[19]

Один из хадисов Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) гласит  следующее: "Не прелюбодействует прелюбодей, если он (глубоко) верующий. Не ворует вор, если он (глубоко) верующий. Не пьет пьяница, если он (глубоко) верующий".[20]

  Представители течений хариджия и мутазилия, используя этот хадис в качестве аргумента, говорят следующее: "Если бы действие не было бы частью веры, то совершающие прегрешения должны  были бы быть (в этом хадисе) верующими".                                                                              Ученые-сунниты же, толкуя этот хадис в духе исламских предписаний, считают, что у человека в момент  совершения им прелюбодеяния не может быть той крепкой и совершенной веры, как у мусульманина, который не совершает подобного действия. Также они считают, что если человек в момент совершения им прелюбодеяния считал это действие делом, дозволенным Шариатом, то, конечно же, он не является верующим.[21]  

Данное заключение соотносится и со следующим хадисом Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Абу Зарр Гифари (радыйаллаху анху)  (умер в 35 г. Хиджры/652 г. н.э.) рассказывает: "Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), произнеся формулу признания Единобожия, сказал: "Нет такого смертного на земле, который бы не попал в Рай, произнеся перед своей смертью слова о том, что не существует никакого другого Бога, кроме Аллаха".

Я спросил у Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям): "Даже если этот человек совершил прелюбодеяние или воровство?"

В ответ на это Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: "Да, даже если он совершил прелюбодеяние или воровство, все же он попадет в Рай".

Я переспросил Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) и получил тот же ответ. Так продолжалось трижды. На четвертый раз Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) произнес следующие слова: "Да, человек попадет в Рай, даже если это и не нравится Абу Зарру".[22]


[1] Ибн Манзур "Лисану'ль-‘араб", XIII, 21 (Бейрут).                        

[2] Ахли Сунна валь-джамаа – последователи Корана, Сунны Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) и Иджмы - единогласного мнения суннитских ученых-муджтахидов.

[3] В качестве источника см. книгу А. Саима Кылавуза "Иман – Куфр сыныры", стр. 20-21 (Стамбул 1982г.).

[4] Муслим "Иман", 41; Абу Дауд "Джихад", 95; Ибн Маджа "Фитен", 1; Ахмад бин Ханбаль "Муснад", VI, 439.

[5] Муслим "Иман", 60; Ахмад бин Ханбаль "Муснад", II, 358, 397, 441.

[6] Бухари "Тавхид", 19, Муслим "Иман", 84; Тирмизи"Бирр", 61; Насаи "Иман", 18.

[7] Бухари "Иман", 15; Муслим "Иман", 82.

[8] Аш'ари "Макаляту'ль-Исламийин", I, 132, 141; Шахристани "Аль-Миляль ван-Нихаль", I, 88.

[9] Матуриди "Тавхид", стр. 380.

[10] Ибн Хазм "Аль-Фасль", III, 188, 198 (Бейрут 1395 г. Хиджры/1975 г. н.э.); Мустафа Геильгин "Кораны Каримде ильм – иман илишкиси" (Бурса 1984 г. н.э.).   

[11] Бухари "Джихад", 102, "Иман", 17; Муслим "Иман", 8; Абу Дауд "Джихад", 104.

[12] См. Сабуни "Аль-Кифайя", 86; Байяди "Ишаратуль-Марам", 69 (Египет 1367); Харпути "Танкихуль-Калям", 252.

[13] Бухари "Иман", 33; Муслим "Иман", 84; Тирмизи"Джаханнам", 8; Ибн Маджа "Зухд", 37.

[14] См. Аш’ари, то же произведение, I, 73, 293; Джувайни "Аль-иршад", стр. 396; Амиди "Абкару'ль-афкар", стр. 262; Джурджани "Шарху'ль-Мавакыф", III, 246.

[15] Направление на Каабу (первый на земле храм Единобожия, расположенный на территории Саудовской Аравии в священном городе Мекке), которому надо следовать при совершении молитв (намазов).

[16] См. Ибн Таймия "Маджмуу'ль-Фатава", III, 151 (Рийяд, 1381-1386), "Маджмуатур-Расаили'ль-Кубра", I, 400.

[17] Матуриди, то же произведение, стр. 349; Джувайни, то же произведение, стр. 388; Шахристани "Нихайату'ль-Икдам", стр. 477 (Багдад).

[18] Тафтазани "Шарху'ль-Акаид", стр. 265.

[19] Шахристани, то же произведение, стр. 477.

[20] Бухари "Ашриба", 1; Муслим "Иман", 24; Тирмизи "Иман", 11.

[21] См. Бакилани "Ат-Тамхид", стр. 369, "Аль-Инсаф", стр. 173 (Египет 1382 г. Хиджры/1963 г. н.э.); Амиди, то же произведение, стр. 284.   

[22] Бухари "Тавхид", 33, "Рикак", 16; Муслим "Иман", 40; Тирмизи "Иман", 18.

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

 

majlis

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!