Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
Сунны намазов | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 7
ХудшийЛучший 

Место Сунны в намазе

Сунна – это слова и поступки Пророка (салялаху алейхи ва саллям), которые он, если не было каких-либо уважительных причин, совершал постоянно. Например, чтение «Субханака», «Агузу билляхи» и «бисмилля», произнесение такбиров при выполнении рукуа и суджудов. При выполнении намаза существует ряд правил, основанных на сунне. Адаб, то есть культура поведения, является мустахабом и состоит как из слов, произнесенных Мухаммадом (саляллаху алейхи ва саллям) один или два раза, так и из поступков, совершенных несколько раз. Как, например, произнесение больше трех такбиров при рукуае и суджуде, как можно большее чтение Корана при кираате. В принципе, суннаты намазов – это слова и действия, которые дополняют ваджибы, а мустахабы, в свою очередь, дополняют суннаты. Суннами намаза называются такие действия и слова, благодаря выполнению и высказыванию которых индивид заслуживает награды. За пренебрежительное отношение к суннам наказание не полагается, но лицо, выказывающее небрежность в отношении сунны, достойно осуждения и порицания. За невыполнение в намазе суннатов саждаи сахв не делают, а также не нарушается намаз, но подобное отношение носит негативный характер, ибо тем самым человек совершает предосудительные поступки. Если пренебрежительно относиться к сунне, считать чем-то ненужным и излишним, то это постепенно может привести человека к куфру (неверию), так как сунна представляет собой второй источник (после Корана) религиозных доводов и предписаний.

Сунна – это слова и поступки Пророка (салялаху алейхи ва саллям), которые он, если не было каких-либо уважительных причин, совершал постоянно. Например, чтение «Субханака», «Агузу билляхи» и «бисмилля», произнесение такбиров при выполнении рукуа и суджудов. При выполнении намаза существует ряд правил, основанных на сунне. Адаб, то есть культура поведения, является мустахабом и состоит как из слов, произнесенных Мухаммадом (саляллаху алейхи ва саллям) один или два раза, так и из поступков, совершенных несколько раз. Как, например, произнесение больше трех такбиров при рукуае и суджуде, как можно большее чтение Корана при кираате. В принципе, суннаты намазов – это слова и действия, которые дополняют ваджибы, а мустахабы, в свою очередь, дополняют суннаты.

 Суннаты намаза

 1. Чтение азана и икамата перед выполнением всех пятикратных намазов и перед намазом джума. Если всем коллективом намереваются совершить сразу несколько када намазов, то азан читают только для первого намаза, затем перед началом как для этого, так и последующих намазов читают лишь икамат.

Чтение азана для тех мужчин, которые намереваются совершить намаз у себя дома, является мустахабом. Пренебрежение азаном и икаматом со стороны путников и большой группой людей является макрухом.

Если в силу каких-либо обстоятельств некоторые лица, несмотря на то, что находились в городе, не смогли выполнить джума намаз, и теперь собрались совершить зухр, то им можно не читать азан и икамат. Что касается женщин, то чтение азана и икамата для них не является сунной. [1]

 

2. Поднятие рук при произношении ифтитах такбира. Восклицая «Аллаху акбар», мужчины поднимают руки таким образом, чтобы большие пальцы рук касались мочек ушей, а женщины – так, чтобы кончики пальцев были на уровне плеч, и при этом они руки поднимают прямо над грудями. Поднятие женщинами рук до уровня плеч объясняется тем, что таким образом обеспечивается наиболее полное соблюдение положений об аурате, то есть прикрывания мест, необходимых для сохранения от посторонних взглядов. Ладони могут быть обращены как в сторону Киблы, так и друг к другу. Пальцы должны быть свободными: не соединенными, но и не раскрытыми слишком широко.

Ханафиты в своих взглядах опираются на следующие хадисы: Вайл ибн Худжр (радыяллаху анху) рассказывал, что видел, как Пророк (саляллаху алейхи ва саллям), начиная намаз и произнося такбир, поднимал руки и кончиками пальцев прикасался мочек ушей.[2] Бара бин Ахзиб (радыаллаху анху) сообщал: «Когда Мухаммад (саляллаху алейхи ва саллям) совершал намаз, он поднимал руки таким образом, что большие пальцы его рук были на уровне ушей». [3]

В свою очередь Анас (радыаллаху анху) сообщал: «Я видел, как Пророк (саляллаху алейхи ва саллям) произнес такбир и при этом поднял руки таким образом, что большие пальцы его рук находились на уровне ушей». [4]

По-мнению шафиитов и маликитов, мужчины должны поднимать руки до уровня плеч. В качестве довода они приводят хадис, сообщенный ибн Умаром (радыаллаху анху): «Приступая к намазу, Мухаммад (саляллаху алейхи ва саллям) поднимал руки до уровня плеч».[5] Ханбалиты, беря во внимание все эти различные по содержанию хадисы, утверждают, что каждый может делать так, как ему нравиться: может поднимать руки до ушей, а может и до уровня плеч.[6]

Согласно взглядам шафиитов и ханбалитов, при совершении рукуа и при выпрямлении спина после рукуа поднятие рук является сунной. При этом они опираются на хадис, сообщенный ибн Умаром (радыаллаху анху): «Приступая к намазу, Мухаммад (саляллаху алейхи ва саллям) поднимал руки до уровня плеч и затем произносил такбир. Собираясь совершить рукуа, он вновь поднимал руки до уровня плеч. Выпрямляясь после рукуа, он опять поднимал руки до плеч и при этом произносил:

«Самиаллаху лиман хамидах. Раббана ва лакял хамд (Аллах слышит тех, кто прославляет Его. О Рабби, Ты воистину достоин всяческих восхвалений).[7]

 

3. Лицо, выполняющее намаз за имамом, обязано совершить ифтитах такбир сразу же после того, как он произнесет такбир, так как Пророк (салялаху алейхи ва саллям) говорил: «Как только имам произнесет такбир, произнеси и ты».[8]

 4. Сомкнуть правую и левую руки. После начала выполнения намаза, то есть, после произнесения такбира, молящийся по сунне должен держать правую руку на животе, чуть ниже пупка и правой рукой держать левую. В сообщении хазрата Али (радыяллаху анху) говорится: «Прикладывание правой руки поверх левой в области ниже пупка, является сунной».[9]

В сообщении Кабиса бин Хилба (радыяллаху анху), которое он передал со слов своего отца, говорится: «Мухаммад (саляллаху алейхи ва саллям) возглавлял выполнение намаза и при этом правую руку держал сверху левой руки».[10] Сахль ибн Сад (радыяллаху анху) рассказывал: «При выполнении намаза людям было предписано держать правую руку поверх левой».[11]

Форма смыкания руки такова: Внутреннюю частью правой руки кладут на верхнюю часть левой, при этом мизинцем и большим пальцем правой руки обхватывают кисть левой руки и держат в таком положении на животе, несколько ниже пупка. Женщины кладут правую руку на левую и держат руки на уровне груди, при этом, в отличие от мужчин, не обхватывают левую руку пальцами правой. Так как таким образом предупреждается нарушение правил тасаттура.

Согласно воззрениям шафиитов, мустахабом является держание женщинами рук на груди, а мужчины – на правой стороне живота, так как сердце находится на правой стороне, и поэтому руки будут находиться на самом почетном и священном органе.

По-мнению маликитов, «мандуб» (желательно), чтобы при выполнении намаза руки держать вдоль туловища. Однако позволяется смыкать руки на груди при выполнении нафиль намазов, тогда как при выполнении фард намазов это является макрухом, ибо при этом молящийся словно опирается на что-либо.[12]     

 

5. Чтение «субханака». После ифтитах такбира чтение дуга «сана» про себя является сунной. Дуга следующая:

«Субханакаллахумма ва бихамдика ва табаракасмука ва тагала джаддука ва ля иляха гайрук»

«О Аллах! Я поминаю и прославляю Тебя. Я славословлю Тебя. Ты свят и имя Твое священно! Твое величие и могущество не имеет пределов. Нет бога, кроме Тебя!»

Хазрат Айша (радыяллаху анха) рассказывала, что когда Пророк (салялаху алейхи ва саллям) начинал намаз, он сначала произносил: «Субханакаллахумма ва бихамдика ва табаракасмука ва тагала джаддука ва ля иляха гайрук».[13]

Также сунной является произношение про себя «агузу-бисмиллях» перед чтением суры Фатиха. Полный текст таков: «Агузу билляхи минашшайтанир раджим» (прибегаю к защите Аллаха от происков шайтана), «бисмилляхир рахманир рахим» (начинаю с именем Аллаха, милостивого и милосердного). Необходимость чтение этого исходит из смысла следующего аята: «Когда читаешь ты Коран, проси защиты у Аллаха от Сатаны, гонимого камнями».[14]

В этом вопросе нет никакой разницы между имамом и мамумом,[15] но так как мамум не может читать Фатиху, он может не читать и агузу-бисмиллях».

Согласно другому взгляду, вызывающему большее доверие, чтение «бисмиллях» перед Фатихой является ваджибом. Перед чтением прибавочных сур после Фатихи бисмяллях не читают. Только по-мнению Имама Мухаммада, позволяется чтение бисмиллях перед дополнительными сурами при выполнении тех намазов, при которых кираат делают про себя.

 

6. После Фатихи согласно сунне слово «Аминь» (прими наши молитвы) произносят про себя. Абу Хурайра (радыяллаху анху) рассказал, что однажды Мухаммад (саляллаху алейхи ва саллям) повелел своим сподвижникам: «Когда имам произносит «Аминь», вы тоже говорите, так как если восклицание кого-либо будет совершено одновременно вместе с ангелами, то ему будут прощены все грехи».[16]

Известно следующее сообщение ибн Масуда (радыяллаху анху): «Четыре действия имам обязан делать тайно: Произношение «аугузу», «бисмиллях», «аминь» и «тахмид», то есть при выпрямлении спины после рукуа воскликнуть «раббана ва лакяль хамд».[17]

 

7. Выпрямляясь с рукуа и произнося такбир, имам должен произнести фразу «Самиаллаху лиман хамидах (Аллах слышит тех, кто восхваляет Его) и салям в конце намаза вслух, чтобы могли слышать те, кто стоит за ним. Мамумы обязаны произносить такбиры и фразу «Аллахумма Раббана ва лакяль хамд» (О Аллах – наш Владыка! Только Ты достоин всех славословии) про себя.

Что касается того, кто выполняет намаз в индивидуальном порядке, выпрямляясь с рукуа, он должен произнести обе фразы: «Самиаллаху лиман хамидах» и «Аллахумма Раббана ва лакяль хамд».

При произношении такбиров и вышеприведенных фраз, необходимо произносить таким образом, чтобы могли слышать хотя бы те, кто стоит в передних рядах, но при этом недостаточно, если слышат 1-2 человек. При произношении такбиров про себя, достаточно слышать самого себя или же рядом стоящие люди.

 

8. Произношение такбиров при выполнении рукуа и судждудов. Наклоняясь для рукуа или для суджуда, или же для совершения второго суджуда, нужно воскликнуть «Аллаху акбар». Абдуллах ибн Масуд (радыяллаху анху) рассказывал: «Я был свидетелем, как Пророк (салялаху алейхи ва саллям) произносил такбиры при каждом вставании и при каждом наклоне, при стоянии и сидении».[18]

При выпрямлении с рукуа, вместо такбира, восклицают «Самиаллаху лиман хамидах».

 9. При выпрямлении после рукуа согласно сунне нужно сказать «Самиаллаху лиман хамидах» и следом «Раббана ва лакяль хамд». Первую фразу называют «тасми», а вторую – «тахмид». Имам произносит «тасми» вслух, а «тахмид» про себя. Кто следует за имамом, тот должен произнести про сбея «Раббана лакяль хамд». Кто выполняет намаз один, обе эти фразы он произносит про себя.

Анас (радыяллаху анху) передавал следующие слова Пророка (салялаху алейхи ва саллям): «Когда имам произносит ««Самиаллаху лиман хамидах», и вы говорите «Раббана ва лакяль хамд».[19]

 

10. При кияме (стоянии), если нет каких-либо причин, препятствующих этому, расстояние между двумя стопами должно быть шириной около четырех пальцев, так как это наиболее близко к состоянию богобоязненности. Шафииты считают, что расстояние должно быть больше локтя.

 11. При рукуае мужчины должны держаться за коленные чашечки и пальцы рук развести. Женщины в этом положении ограничиваются тем, что просто прикладывают руки к коленям. Мужчины при рукуае должны выпрямить колени, а голову нужно держать на уровне спины, то есть, не поднимать слишком высоко, но и не опускать низко. Женщины должны немного согнуть колени и тем самым как бы спина получается немного согбенной.

 

12. Также сунной является произношение тасбихов при рукуае и сажде, то есть, при выполнении рукуа самое меньшее три раза произнести «Субхана раббияль азим» (я прославляю Аллаха, который превыше всего), при суджуде «Субхана раббияль агла» ((я прославляю Аллаха, который превыше всего). Если при кираате читаются аяты, в которых повествуется о милости Аллаха, нужно сделать небольшую паузу и попросить Аллаха об оказании милости. Когда читаются аяты, в которых рассказывает о гневе Аллаха, нужно попросить Его покровительства и защиты.[20]

Ибн Масуд (радыяллаху анху) рассказывал, что Посланник (салялаху алейхи ва саллям) говорил: «Когда кто-нибудь из вас склоняется в рукуае, пусть он три раза скажет «Субхана раббияль азим». Это самое наименьшее количество».[21]

По-мнению маликитов, количество произнесения такбиров при рукуае и суджуде неограниченно.

 

13. При суджуде и ташаххуде мужчины садятся на левую ногу, тогда как правая нога остается в вертикальном положении. При этом пальцы ноги направлены в сторону Киблы. Женщины садятся, подобрав ноги под себя и направив обе ноги в правую сторону. Данную форму сиденья называют «таваррук», так как благодаря этой позе создаются благоприятные условия для соблюдения правил тасаттура.

 14. Во время саджы предпочтительно сначала касаться пола коленями, затем руками, а потом лбом. Приподнимаясь с сажды, сначала следует поднять голову, потом руки, и затем, оперевшись руками на бедра, встать. Если же по причине физической немощи невозможно вставать так, как описано выше, то можно вставать, опершись руками об землю.

Вайл ибн Хиджр (радыяллаху анху) говорил: «Я видел, как Пророк (салялаху алейхи ва саллям), совершая сажду, коснулся пола сначала коленями, а когда вставал, он прежде оторвал руки от земли».[22]

По-мнению маликитов, при сажде необходимо сначала прикоснуться пола руками, и затем коленями. Поднимаясь, нужно сначала поднять колени, а потом луки. В качестве доказательства они приводят хадис, сообщенный Абу Хурайрой (радыяллаху анху): «Когда кто-нибудь из вас совершает сажду, пусть он не опускается на землю, как это делают верблюды. Пусть сначала на землю положит руки и только после этого колени».[23]

Все эти сообщения, в которых описываются различные действия Мухаммада (саляллаху алейхи ва саллям), представляют собой облегчение для его последователей. Те мусульмане, которые не отличаются крепким здоровьем или же больны, и поэтому вынуждены опираться руками, могут поступать так, как описано во втором хадисе.

 

15. Во время сиденья (при ташаххуде или между двумя саждами) руки нужно класть на колени. При выполнении намаза и между саджами необходимо положить правую руку на правое колено, а левую – на левое колено. Пальцы при этом нужно немного раскрыть и кончиками обхватить коленные чашечки. Однако согласно другому мнению, нельзя обхватывать чашечки, так как это трудновато.

Описывая намаз Пророка (салялаху алейхи ва саллям), Вайл бин Хиджр (радыяллаху анху) рассказывал следующее: «Он затем положил левую ногу на землю и обхватил сверху ладонью левой руки. Потом поставил правый локоть на уровень правого бедра. Затем сжал два пальца в виде кольца, после чего поднял указательный палец и стал им шевелить. При этом он продолжал молиться».[24]

 16. При чтении «ат-Тахиият», произнося «Ля иляха», нужно поднять указательный палец правой руки и говоря «илляллах», опустить его. В этом положении средний и большой палец образуют кольцо. Этим движением как бы подтверждается тезис о том, что нет бога, кроме Аллаха. Доказательством этой сунны является приведенный выше хадис Вайл ибн Хиджра.

 

17. Согласно достоверным сведениям, чтение аль Фатихи в 3-м и 4-м ракяте фард намазов является сунной. Прибавление к этой суре какой-либо другой не имеет особого значения, так как эти два ракята предписаны религиозными положениями без каких-либо ограничений. За исключением ханафитов, большинство ученых считают, что чтение Фатихи и в двух последних ракятах является фардом.

Ханафиты исходят из того, что чтение Фатихи не предписано аятами Корана и поэтому достаточно прочитать любой аят. Доказательством является следующий аят Корана: «Читайте из Корана то, что вам легко»,[25] и хадис Пророка (салялаху алейхи ва саллям): «Затем прочитайте из Корана легкий для чтения аят».[26]

 

18. Чтение салаватов[27] Мухаммаду (саляллаху алейхи ва саллям) при последнем сидении после выполнения фард, витр намазов и муаккад суннатов. Также при каждом сидении при выполнении гайри муаккад суннатов и других видов нафиль намазов.

Чтение дуга, которое еще называют «салли барик», в начале салавата Кааб б. Ужра (радыяллаху анху) описывает следующим образом: «Когда Пророк (салялаху алейхи ва саллям) подошел к нам, мы спросили у него: «О Расулюллах! Аллах повелел нам, чтобы мы возносили тебе приветствия. Ты научи нас, как нам читать салаваты в твою честь». Посланник (салялаху алейхи ва саллям) изрек: «Аллахумма салли ала Мухаммадин ва ла али Мухаммад. Кама салляйта ала Ибрахима ва ала али Ибрахим. Иннака хамидун мажид. Ва барик ала Мухаммад ва ала али Мухаммад. Кама баракта ала Ибрахима ва ала али Ибрахим иннака хамидун мажид». (О Аллах! Окажи милость Мухаммаду и его семье! Возвысь их, как ты возвысил Ибрахима и его семью. Сделай благословленным Мухаммада и его семью и осени непрерывным потоком Божьей милости, так же, как ты сделал благословленным Ибрахима и его семью. Несомненно, Ты Преславный, Твои милости безграничны. Все восхваления, могущество и величие присуще только Тебе!).[28]

Когда в намазе читают дуга «сали-барик», связанные с хазратом Ибрахимом, перед произношением имен Мухаммад и Ибрахим желательно употреблять эпитет «саидина», которое переводится как «господин», «предводитель».

Употребление в этом дуга хазрата Ибрахима (алейхиссалям) объясняется тем, что ему Аллах оказал безграничную милость и ниспослал ему множество благ. В Коране сообщается, что небесные ангелы, обращаясь к хазрату Ибрахиму и членам его семьи, воскликнули:

«Господня милость и Его благословенье над вами, обитателями дома».[29]

Семейство хазрата Мухаммада (саляллаху алейхи ва саллям) – это племена Хашимитов и потомки Абдульмуталиба. Семейство хазрата Ибрахима – это Исмаил, Искак и их потомки.[30] Чтение салаватов в честь Мухаммада (саляллаху алейхи ва саллям) в другое, кроме намаза, время является мандубом. И чтение салаватов хоть один раз в жизни является фардом, тогда как чтение салаватов каждый раз, когда упоминают благословленное имя Мухаммада (саляллаху алейхи ва саллям) – мустахаб.[31]

 

19. После последнего сиденья «ат-Тахиият» и после чтения дуга «салли-бари», согласно сунне нужно прочитать молитву. Лучше всего, если эти аяты выбраны из аятов Корана или же похожи на аяты. При этом нельзя просить то, что просят обычно у людей. Например, непозволительно просить следующим образом: «О Аллах, мне имущества или столько-то денег». В конце намаза читают следующий аят с намерением молитвы (прошения):

«Даруй добро нам в этой жизни и в будущей даруй нам благодать  от мук Огня нас защити!».[32]

 20. Читая «салям» в конце намаза, необходимо сначала повернуть голову на правую сторону, и затем на левую. Лицо, совершающее намаз, читая салят в конце, должно сделать намерение поздороваться с людьми, находящимися справа и слева, с джиннами и ангелами. Имам делает намерение поздороваться с теми, кто стоит за ним. Люди, стоящие справа от имама, делают намерение ответить на приветствие имама в тот момент, когда он воздает салям направо, а те, кто находится слева от имама, делают намерение ответить на салям, когда он делает салям налево.

Сад бин Абу Ваккас (радыяллаху анху) рассказывал: «Когда Пророк (салялаху алейхи ва саллям) делал салям, я видел белизну его щек».[33]

При саляме маликиты добавляют фразу «ва баракатуху».

 

21. Перед совершением намаза ставить «сутру». Это какой-либо предмет, который ставят перед собой, чтобы воспрепятствовать прохождению людей перед строем молящихся. Доказательством этому является хадис: «Когда один из вас собрался совершить намаз, пусть что-нибудь поставит перед собой и читает намаз прямо на него. Сутру необходимо поставить в такой близости, чтобы никто не мог пройти перед ним. Если кто-нибудь пожелает пройти перед ним, пусть помешает этому».[34]

Ставить сутру при фард и нафиль намазах является мандубом для имама и для лица, который выполняет намаз один в том случае, если существует вероятность того, что кто-то пройдет перед ними. Сутра, поставленная перед имамом, достаточна и для тех, кто стоит за ним, так как Пророк (салялаху алейхи ва саллям), находясь в Мекке, поставил перед собой длинную палку и совершил намаз таким образом. А перед джамаатом не было никакой сутры.[35] Если же уверены в том, что никто не пройдет перед молящимся или молящимися, то вполне можно обойтись без сутры.

Прохождение перед молящимся человеком является тахриман макрух. В первые годы зарождения Ислама было даже разрешено останавливать тех, кто проходил впереди молящихся, но затем оно было отменено.[36]

Чтобы остановить лицо, проходящее перед молящимися людьми, позволяется лишь воскликнуть «субханаллах» или же сделать предупреждение движением руки, глаз или же кивком головы. Сутра препятствует прохождению перед людьми кого-либо и способствует концентрации внимания.


[1] Для получения более подробных сведений по этому вопросу советуем прочитать главу «Азан» и «икамат».

[2] Бухари, аль-Амали фис салят, 316; Муслим, Салят, 21-25; Абу Давуд, Салят, 115; Тирмизи, Салят, 63.

[3] Бухари, Мавакит, 24; Муслим, Масаджит, 225; Абу Давуд, Салят, 115, 116, 178, 181; ибн Маджа, Икама, 15.

[4] Абу Давуд, Салят, 115, 116, 176; Ибн Маджа, Икама, 15; Насаи, Ифтитах, 4, 5, 11, Сахв, 31.

[5] Муслим, Салят, 21, 25, 26; Абу Давуд, Салят, 115; ибн Маджа, Икама, 15, 72; Тирмизи, Салят, 76, 110.

[6] аш-Шавкани, Найлуль автар, 2/179-182; аз-Зухайли, 1/683, 684.

[7] Муслим, Салят, 21, 25, 26; Абу Давуд, Салят, 115; Тирмизи, Салят, 76, 110.

[8] Бухари, Салят, 18, Азан, 82, 128; Муслим, Салят, 62, 77, 86, 89.

[9] Абу Давуд, Салят, 118; Ахмад бин Ханбал, 1/110; аз-Зухайли, 1/687.

[10] Бухари, Истиска, 19; Муслим, Джихад, 86; Насаи, Ифтитах, 9; ибн Маджа, Икама, 3.

[11] Бухари, Азан, 87, Салят, 88; Муслим, Салят, 55; Тирмизи, Мавакит, 103, 104.

[12] аз-Зухайли, 1/687, 688.

[13] Муслим, Мусафирин, 202; Абу Давуд, Салят, 120; Насаи, Ифтитах, 16, 17; аш-Шавкани, Найлуль автар, 2/195.

[14] Сура ан-Нахль, 16/98.

[15] Мамум – лицо, выполняющее намаз за имамом.

[16] Бухари, Азан, 111, 112; Даваат, 64; Муслим, Салят, 72; Тирмизи, Салят, 71; Насаи, Ифтитах, 33.

[17] Ибнуль Хумам, Фатхуль кадир, 1/204.

[18] Бухари, Азан.ю 116; Тирмизи, Салят, 74; Насаи, Татбик, 34, 90, 94, Сахв, 70; Дарими, Салят, 40.

[19] Бухари, Азан, 52, 74, 82; Бадуль хак, 7; Муслим, Салят, 71; Абу Давуд, Салят, 140.

[20] Абу Давуд, Салят, 147, 149; ибн Маджа, Икама, 20.

[21] Насаи, Татбик, 9; ибн Маджа, Икама, 20.

[22] Тирмизи, Салят, 84; Абу Давуд, Салят, 137; Насаи, Татбик, 38, 93.

[23] Абу Давуд, Салят, 147, 149; ибн Маджа, Икама, 20.

[24] Абу Давуд, Салят, 115; Тирмизи, Салят, 106; Насаи, Ифтитах, 11; Сахв, 31, 34; Ахмад бин Ханбал, 4/316, 318.

[25] Сура аль-Муззаммиль, 73/20.

[26] Бухари, Азан, 95, 122; Муслим, Салят, 45; Тирмизи, Мавакит, 110.

[27] Салават – вознесение молитвы в честь Мухаммада (саляллаху алейхи ва саллям).

[28] Бухари, Тафсиру сура, 33/10, Анбия, 10, Даваат, 31, 32; Муслим, Салят, 65, 66, 69; Тирмизи, Тафсиру сура 33/23; Витр, 20; Абу Давуд, Салят, 179; Насаи, Сахв, 49, 50, 54; Ахмад ибн Ханбал, 1/162, 3/47, 4/118, 241.

[29] Сура Худ, 11/73.

[30] Ибн Абидин, Раддуль мухтар, 1/479; аз-Зухайли, 1/719-721.

[31] Ибн Абидин, 1/480, Зайлаи, Тыбьянул хакаик, 1/108.

[32] Сура аль-Бакара, 2/201.

[33] Абу Давуд, Салят, 184; Насаи, Татбик, 83; Ахмад ибн Ханбал, 1/172, 181, 408, 4/193.

[34] Бухари, Салят, 90; Абу Давуд, Салят, 106, 107, 109; Тирмизи, Мавакит, 133.

[35] Зайлаи, Насбу рае, 1/84.

[36] аль-Касани, аль-Бадаи, 1/217; ибнуль Хумам, Фатхуль кадир, 1/287; ибн Абидин, 1/594; аз-Зухайли, 1/752. 

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

 

majlis

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!