Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
Бедность | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Бедность

Близкое по значению к слову «бедность» - это слово «нищета». Нищий же – это бедняк, который не может обеспечить ни себя, ни свою семью. И бедняк, и нищий сходны в том, что они не богаты. Вместе с тем, учёные выделяют и некоторые черты различия между этими двумя словами. В то время как некоторые считают, что бедность – это более тяжкое материальное положение, чем нищета, другие считают наоборот.Бедность является противоположностью богатству, что означает неимение, лишённость.[1] А бедняк – это тот, кто не может обеспечить себя необходимым, неимущий человек.

Близкое по значению к слову «бедность» - это слово «нищета». Нищий же – это бедняк, который не может обеспечить ни себя, ни свою семью.[2] И бедняк, и нищий сходны в том, что они не богаты. Вместе с тем, учёные выделяют и некоторые черты различия между этими двумя словами. В то время как некоторые считают, что бедность – это более тяжкое материальное положение, чем нищета, другие считают наоборот.[3]

Мы же, не вдаваясь в подробности того, в чём же заключается разница между бедностью и нищетой, приведём аяты из Священного Корана и хадисы Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), говорящие о бедности и богатстве, так как открыли главу под заглавием «Имущество или материальные средства». И первое, что вспоминается при этих словах, это бедность и состоятельность.

Существует много как положительных, так и отрицательных высказываний о бедности и богатстве, указывающих иногда на то, чем одно превосходнее другого. Мы же, приводя мнения различных учёных, попытаемся прийти к одному общему мнению.

а) Поощрение (восхваление) бедности

Имущество или материальные ценности называются в Священном Коране такими словами, как «добро», «превосходство», «благо» и «благословенность», указывая на то, что, по сути, о нём нельзя говорить отрицательно. А, следовательно, о бедности, которая означает лишённость и неимение, нельзя думать, как о чём-то положительном. Ведь, если об имуществе говорится как о благе или добре, о бедности следует думать как о неимении и лишении, то есть как о чём-то плохом. А посему, бедность может быть похвальна лишь в тех случаях, когда она не даёт возникнуть чему-нибудь худшему, то есть как наименьшее зло. Иначе и у бедности есть много пагубных качеств. То есть можно говорить лишь о некоторых положительных качествах бедности. Однако, если начать говорить о положительных качествах бедности, это потребует такого детального объяснения, что об этом придётся говорить, как о чём-то совершенно положительном.[4]

В первую очередь следует сказать, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) перед каждым сражением взывал к Аллаху, чтобы Он даровал им победу, ради тех бедных и слабых, которые присутствуют в его общине,[5] говоря: «Аллах помогает этой общине за счёт взываний её слабых, их молитв и чистосердечия».[6] Он же говорил о бедняках, живущих в Суффе: «…Если бы вы знали, какие блага уготовил вам Аллах, вы бы пожелали, чтобы ваши нужды никогда не заканчивались»,[7] указывая на то, что это  положение намного лучше для них и несёт в себе много блага. Прекрасно понимая переживания мусульман, он говорил: «У человека нет прав желать чего-то большего, чем крыши над головой, куска хлеба, одеяния, которое скроет его наготу и воды, которую он станет пить».[8] А также говорил, что первым, кто предстанет перед его водоёмом в День Суда, будут бедные переселенцы. [9] Он советовал каждому, кто беден и последовал за ним, приготовить себе надёжную защиту, ибо бедность, подобно стремительному потоку, уносит любого, что не готов к встрече с ней,[10] что Аллах любит бедного, но скромного мусульманина.[11] Он также говорил, что, когда ему был показан Рай, он видел, что обитателями его были, в основном, бедняки и нищие,[12] и что бедняки войдут в Рай на пол дня раньше богатых, что равняется пятистам лет в земном исчислении.[13]

Вместе с этим, в хадисах Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) неоднократно даётся благая весть и богатым. Выше были упомянуты хадисы, в которых описываются качества богатых людей, которые получили благую весть. Однако главное, что следует знать – это то, что терпеливый бедняк наравне с благодарным богачом. А посему, не следует брать за основу высказывание Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), в котором говорится, что бедняки войдут в Рай раньше богатых.

Об этом говорил и ибн Каййым аль-Джавзиййа (умер 751/1350): «…Существует множество богачей, богатство которых не мешает им поминать Аллаха. И сколько бедняков, бедность которых препятствует им поклоняться их Господу».[14] По этой причине последним, вошедшим в Рай, может стать как бедняк, так и богач, ибо Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил, что надёжный и честный торговец будет воскрешён вместе с Пророками, правдивейшими и шахидами,[15] и что в богатстве богобоязненного человека не может быть ничего плохого.[16]

В своём толковании сборника Сахих аль-Бухари ибн Баттал (умер 449/1057) говорил: «Причиной того, что бедняков больше среди тех, кто войдёт в Рай, будет не только их бедность, но и их деяния и благонравие в свершении благих поступков, ведь нет иной причины, которая могла бы сделать бедных людей превосходнее».[17]

Здесь, наряду с тем, что беднякам не следует быть слишком падкими на мирское, что введёт их в Рай, говорится и о том, что богатым нельзя быть слишком жадными до своего имущества, ведь именно это убавляет от их блага и делает число богачей, вошедших в Рай меньше. Ибо в основе многих зол и грехов лежит чрезмерная любовь к мирским благам.

Во многих хадисах говорится также и о том, что в Судный День расчёт бедняков будет более лёгким и быстрым, чем расчёт богачей.[18] Каждый человек станет отвечать перед Аллахом за то, что он содеял при жизни, а, значит, ответит и за то, как он приобрёл и как потратил своё имущество. И тот факт, что бедняки войдут в Рай на пятьсот лет раньше богачей, не говорит о том, что религия поощряет бедность. Здесь следует отметить, что расчёт богатых будет более тяжким и долгим, а в том случае, если в их имуществе есть доля запретного, то он будет весьма тяжёлым.

В заключении скажем, что эти определения не относятся ко всем беднякам и ко всем богачам, ибо среди людей есть, как хорошие, так и плохие. Однако очевидно одно – богачи, из-за того, что будут дольше рассчитываться за свои деяния, войдут в Рай позже бедняков.

Мы привели здесь много хадисов, в которых превозносится бедность, по причине того, что разделить их участь, радуя их, побуждая быть терпеливыми, стойкими и удовлетворенными тем, чем наделяет их Господь, также является благим деянием.

б). Порицание бедности

О том, что бедность близка к неверию,[19] говорится в хадисе, в котором Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) искал от нее убежища у Аллаха сразу после неверия,[20] указывая на то, что она губительно действует на веру человека. Посланник Аллаха говорил, что «бедность и долги ведут человека ко лжи, заставляя его поступать вероломно»,[21] и что Аллах не заговорит в Судный День с тремя, одним из которых будет превознёсшийся бедняк.[22] Кроме того, он просил у Аллаха защиты от бедности и нищеты[23] и говорил: «О Аллах, я слаб – дай мне сил, я унижен – возвысь меня, я беден – дай мне пропитания».[24] Все это говорит о том, что бедность никогда не была чем-то, достойным похвалы.

А тот факт, что в Священном Коране говорится:

 وَلاَ تَقْتُلُواْ أَوْلاَدَكُم مِّنْ إمْلاَقٍ نَّحْنُ نَرْزُقُكُمْ وَإِيَّاهُمْ

 

«Не убиваете своих детей, [опасаясь] бедности, - ибо Мы даруем удел и вам и им…»,[25] указывает на то, что бедность пагубна

не только для индивидуума, но и для общественного строя и семьи. Бедность порождает в человеке такие негативные чувства, как злоба, зависть и вероломство, что чревато возникновением в обществе смуты и анархии.[26]

Передается также, что, когда Абу Джахм бин Хузайфа (радыйаллаху анху) (умер 70/689) и Муавия бин Абу Суфьян (радыйаллаху анху) (умер 60/680) сватались к одной женщине по имени Фатима бинти Кайс (радыйаллаху анха) (умерла 54/674), та пришла к Пророку  (саллаллаху алейхи ва саллям) спросить его мнения. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) посоветовал: «Абу Джахм не оставляет своей трости. Муавия же беден.  Лучше тебе выйти за Усаму бин Зайда (умер 59/678)»,[27] что указывает на то, что бедность не является чем-то хорошим, и что от неё следует даже бежать. Известно также, что, когда к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) пришёл один сподвижник и сказал: «Я люблю тебя», повторив это трижды, Пророк ответил: «Если ты действительно любишь меня, то приготовь для себя такой щит, который убережёт тебя от губительности бедности».[28] Щит и кольчуга – это предметы, которые в бою защищают человека от атак врага. Здесь же щит означает терпение. Ведь как щит и кольчуга защищают тело от ран, также и терпение – это надёжная защита от бедности.[29] А терпеть бедность можно лишь с помощью аскетического образа жизни (зухда), который не даст мирскому встать во главе жизни человека.


[1] Ибн Манзур, Лисануль-Араб, пункт  «фкр», Асым Эфенди, Перевод Камуса, пункт  «фкр».

[2] Ибрахим Анис, аль-Муджамуль-Васыт, пункт  «скн».

[3] См. также Ибн Манзур, Лисануль-Араб, пункт  «фкр». Асым Эфенди, Перевод Камуса, пункт  «фкр». См. также взгляды различных течений относительно этого см. Кардави, Фикх аз-Закят, II 546-548. Учёные считают, что нищий и бедняк – это две разные категории людей, и приводят в довод своих слов аят, где указано, куда следует расходовать средства закята, и где нищие и бедняки упоминаются отдельно. См. Ат-Тавба 9/60.

[4] См. Башар, Богатство в Исламе, стр. 63.

[5] См. Бухари, Джихад, 76; Абу Дауд, Джихад, 70; Тирмизи, Джихад, 24.

[6] Насаи, Джихад, 43.

[7] Тирмизи, Зухд, 39.

[8] Тирмизи, Зухд, 30; Ахмад бин Ханбаль, 1/62.

[9] См. Тирмизи, Кыйамат, 15; Ахмад бин Ханбаль, 2/132.

[10] См. Тирмизи, Зухд, 36.

[11] См. Ибн Маджа, Зухд, 5.

[12] См. Бухари, Никях, 88; Рикак, 16, 51; Муслим, Зикр, 94; Тирмизи, Джаханнам, 11.

[13] См. Тирмизи, Зухд, 37; Ибн Маджа, Зухд, 6; Ахмад бин Ханбаль, 3/63.

[14] Ибн Хаджар, Фатхуль-Бари, 24/57.

[15] См. Тирмизи, Бую, 4; Ибн Маджа, Тиджарат, 1.

[16] См. Ибн Маджа, Тиджарат, 1.

[17] Ибн Хаджар, Фатхуль-Бари, 24/63.

[18] См. Бухари, Никях, 87; Рикак, 51; Муслим, Зикр, 93.

[19] См. Ибн Хаджар, аль-Маталибуль-Алийа, 3/5; Муттаки аль-Хинди, Канзуль-Уммаль, 6/492.

[20] См. Насаи, Истиаза, 16, 26; Ахмад бин Ханбаль, 5/39, 42, 44..

[21] См. Бухари, Азан, 149; Муслим, Масаджид, 129; Абу Дауд, Салат, 149; Насаи, Сахв, 69; Ахмад бин Ханбаль, VI, 89. Из этого следует, что бедность в большинстве случаев не даёт человеку здраво рассуждать. Так, в некоторых источниках говорится, что Ибн Шихаб аз-Зухри (умер 124/742), Имам Абу Ханифа (умер 150/767) и Имам Шафи (умер 204/819) говорили, что тот, у кого в доме нет муки, скорее всего несобран мыслями, а посему не следует полагаться ни на него, ни на его знания. (см. Захаби, Мизан, III, 110; Абу Гудде, Сафахат, стр.149; Кардави, Мушкилятуль-Факр, стр.16).

[22] См. Муслим, Иман, 46.

[23] Насаи, Истиаза, 14; Ахмад бин Ханбаль, 2/305.

[24] Хаким, Мустадрак, 1/708.

[25] Аль-Ан’ам 6/151.

[26] Кардави, Мушкилятуль-Факр, стр.17-18.

[27] Муслим. Талак, 36, Рада, 103; Абу Дауд, Талак, 39.

[28] Тирмизи, Зухд, 36.

[29] См. Мубаракфури, Тухфатуль-Ахвази, 6/17. 

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

 

majlis

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!