Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
| Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Мирское Богатство


Всевышний Аллах говорит о том, что перед Ним не равны тот раб, у которого нет ничего, и нет сил, чтобы приобрести что-либо, и раб, которого Он наделил силой, и он способен найти себе пропитание и нажить состояние, чтобы жертвовать им как ему заблагорассудится.[3] Следовательно, быть богатым для того, чтобы жертвовать «и явно и тайно» – это нечто хорошее и положительное. В Священном Коране о Пророке Аййубе (алейхиссалям) говорится как о «благом примерном рабе»Богатство – это слово, равнозначное состоятельности. Означает же это – не нуждаться в чем-либо, быть в достатке, то есть всё то, что противоположно слову «бедность».[1] В Исламской юриспруденции богатство определяется нисабом, который равен двадцати мискалям (85 гр.) золота, двумстам дирхемам (641,5 гр.) серебра или другому имуществу или ценностям, равным этой сумме, с условием, что это представляет собой излишки от имущества, не являющиеся необходимыми для его жизни. Любой, у кого есть столько имущества или ценностей, в Исламских книгах по юриспруденции называется богатым человеком.[2] Об этом можно прочесть в разделе о закяте.

Поскольку наш труд включает в себя взгляд на богатство и бедность с точки зрения аскетизма, мы предоставляем и положительную, и отрицательную оценку того, что называется богатством.

а). Восхваление богатства

Всевышний Аллах говорит о том, что перед Ним не равны тот раб, у которого нет ничего, и нет сил, чтобы приобрести что-либо, и раб, которого Он наделил силой, и он способен найти себе пропитание и нажить состояние, чтобы жертвовать им как ему заблагорассудится.[3] Следовательно, быть богатым для того, чтобы жертвовать «и явно и тайно» – это нечто хорошее и положительное.

В Священном Коране о Пророке Аййубе (алейхиссалям) говорится как о «благом примерном рабе»,[4] который, даже будучи богатым и состоятельным человеком, как-то раз, увидев много золота в форме кузнечиков, начал его второпях собирать.[5] Это указывает на то, что быть богатым, наживать состояние и воздавать за это хвалу, является для человека весьма похвальным делом.

Передается также, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) нередко искал помощи и защиты у Аллаха от бедности в своих молитвах,[6] что указывает на то, что бедность – это весьма порицаемое и нежелаемое положение. Посланник Аллаха также говорил: «Не заслуживает порицания ни один богач, который страшится Бога. Однако здоровье важнее этого. Ну а широта души для человека желаннее, чем все другие блага мира».[7] Он же говорил: «Мирская жизнь сладка, доступна. И когда человек добывает её дозволенным путём и расходует на то, на что следует, как хорош этот помощник (т.е. мирские блага), от которого есть польза!»[8]

В одном из хадисов говорится также: «… и кто наживает его дозволенным путём и жертвует на то, на что следует, того Аллах наградит и введёт его в Рай»,[9] что указывает на то, что богатство – это весьма полезное для человека состояние. И, несмотря на то, что в хадисе: «Аллах любит человека, богатого душой, посвятившего себя поклонению, известного богобоязненностью»[10] говорится о богатом сердце,[11] не ошибкой будет утверждать и то, что Аллах любит богобоязненного, равно как и богатого.

В ином хадисе говорится: «Сильный и состоятельный верующий милее Аллаху, чем слабый верующий. Хотя обоих он наградит Своею наградой…»,[12] где, несмотря на то, что «сила» больше похожа на силу физическую, несомненно, подразумевает и материальное благосостояние.

Об этом же говорит хадис Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), в котором мухаджиры, потратившие всё своё имущество на пути служения религии, жалуются, что все, что только можно было сделать из благого, взяли на себя и совершили состоятельные мусульмане. На что Посланник Аллаха указал им на поминание и восхваление, которое для них было бы равнозначным по своей ценности перед Аллахом, как и то, что они хотели бы совершить, будь у них деньги и имущество. Когда же те стали жаловаться и на то, что «это делают и богачи», он ответил: «Ну, значит, на то Воля Божья. Кому Он пожелает, тому и дает»,[13] что также указывает на то, что богатым быть не плохо.

На это же указывают и его слова: «Благое имущество пригоже для благого человека»,[14] «О Аллах! Преумножь нам то, чем наделил нас Ты, не убавляй нам, прояви к нам щедрость Свою, не посрами нас, дай нам и не откажи нам…»,[15] «Аллах, я желаю найти у Тобя своё благосостояние»,[16] «О Аллах! Приумножь наши муд и са».[17] Он также говорил, что никому из взявших на себя попечительство над сиротою и его средствами, не дозволяется не выплачивать закят с прибыли от этих средств, вложенных в торговлю,[18] указывая на то, что даже в таких условиях богатство не возбраняется, если человек выполнил то, что от него требуется.

Желание быть богатым никогда не порицалось, будь оно во имя добра, стремления помочь ущемлённым и беднякам, для благоустройства жизни и мира. Однако для этого следует избегать запретного и сомнительного во всём, что приносит человеку его прибыль. Так как мирские блага – это путь к превосходству, рука помощи религии и средство для объединения и сплочения сердец верующих.[19]

Вместе с тем, настоящим богатством является не имущество, а духовно  богатое сердце.[20] Хотя если богатый человек может своими средствами творить благие деяния и снискать благоволение Аллаха, то это является великим благом. Однако если имущество отдаляет его от Господа, тогда в нём таится беда. Посему для человека важно быть богатым и на руку, и сердцем.

Богатство, достойное похвалы, принимаемое Аллахом и приносящее пользу в следующей жизни – не материальное. Истинное богатство – это довольство души и богатое сердце, не взирающее на то, велико материальное состояние или мало.

У некоторых и денег много, и душа довольна. А у кого-то денег много, но глаза не могут насытиться, и он вечно пребывает в желании приобрести больше. У него нет других мыслей, кроме как заработать еще больше денег и нажить огромное состояние. И такие люди, даже будучи материально богатыми, остаются нищими духовно. У иного же нет богатства, но душа спокойна, и взгляд не лежит на богатстве других – он довольствуется тем, что зарабатывает. Будучи не прочь зарабатывать больше, он не перестаёт трудиться, не проявляет недовольства и не завидует другим. Следовательно, духовное богатство – это довольство тем, чем наделил и пропитал Аллах, а, значит, самое великое благо и богатство.[21]

Аяты и толкования хадисов, которые мы привели, освещают положительную сторону богатства и состоятельности. Следовательно, богатство остается не порицаемым и неопасным явлением, что говорит о том, что зло таит в себе либо сам человек, либо общество.


[1] Асым Эфенди, перевод Камуса, пункт  «гнйа».

[2] Мавсили, аль-Ихтияр, I, 111. Средства первой необходимости - это дом, одежда, домашняя утварь, другие предметы, необходимые в быту: лошадь, машина и т.п., а также нужные книги и прислуга (см. т.п. I, 100).

[3] См. ан-Нахль 16/75.

[4] См. Сад 38/44.

[5] Бухари, Гусуль, 20, Анбийа, 20, Тавхид, 35; Насаи, Гусуль, 7.

[6] Абу Дауд, Адаб, 101; Насаи, Сахв, 90, Истиаза, 14, 16, 29.

[7] Ибн Маджа, Тиджарат, 1; Ахмад бин Ханбаль, 5/372, 381.

[8] Бухари, Рикак, 7; также, см.Тирмизи, Зухд, 41; Дарими, Рикак, 37.

[9] Бухари, Закят, 47; Джихад, 37.

[10] Муслим, Зухд, 11; Ахмад бин Ханбаль, 1/168, 177.

[11] См. Муслим, Сахиху Муслим би шархин-Навави, 18/100.

[12] Муслим, Кадар, 34; Ибн Маджа, Мукаддима, 10, Зухд, 14; Ахмад бин Ханбаль, 2/366.

[13] Муслим, Масаджид, 142.

[14] Ахмад бин Ханбаль, 4/197, 202.

[15] Ахмад бин Ханбаль, 1/134; Тирмизи, Тафсир, 23.

[16] Ахмад бин Ханбаль, 3/453; также см. Хайсами, Маджмауз-Заваид, 10/178.

[17] Бухари, Фадаилуль-Мадина, 12, Марда, 8; Тирмизи, Манакыб, 71; Дарим, Атыма, 32. (муд и са: мера веса для пшеницы, ячменя или солода. Ими же называют меру веса во всех плодов земледелия).

[18] См. Тирмизи, Закят, 15.

[19] См. Маварди, Адабуд-Дунья вад-Дин, стр. 217.

[20] См. Бухари, Рикак, 15; Муслим, Закят, 130.

[21] Кандамир, Чакан, Кучук, Перевод и толкования Рийадус-Салихин, стр. 192. 

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

 

majlis

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!