Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
| Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Уединение (и’тикаф) в месяц Рамадан

 

١٢٥. عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: كَانَ النَّبِيُّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَعْتَكِفُ فِي كُلِّ رَمَضَانَ عَشْرَةَ أَيَّامٍ فَلَمَّا كَانَ الْعَامُ الَّذِي قُبِضَ فِيهِ اِعْتَكَفَ عِشْرِينَ يَوْمًا».

Ислам, Рамадан, Уединение, Итикаф1. Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает: «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) каждый Рамадан уединялся (в мечети) на десять дней. А в год, когда он скончался, он провел в уединении (и’тикаф) двадцать дней». (Бухари, И’тикаф, 17. Отдельно см. Абу Дауд, Саум, 78; Ибн Маджа, Сийам, 58).

 

١٢٦. عَنْ عَائِشَةَ رَضِىَ اللّٰهُ عَنْهَا قَالَتْ: كَانَ النَّبِيُّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِذَا دَخَلَ الْعَشْرُ شَدَّ مِئْزَرَهُ وَأَحْيَا لَيْلَهُ وَأَيْقَظَ أَهْلَهُ».

2. Айша (радыйаллаху анха) передает: «Когда наступали последние десять дней месяца Рамадан, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) посвящал себя ибаде, бодрствовал ночами и будил свою семью». (Бухари, Ляйлятуль-Кадр, 5; Муслим, И’тикаф, 7. Отдельно см. Абу Дауд, Рамадан, 1; Насаи, Кийамуль-ляйл, 17; Ибн Маджа, Сыйам, 57).

 

Комментарии

Слово и’тикаф «уединение» означает «быть в заключении», «задержать», «где-то разместиться», «быть оседлым», «ограничивать себя в чем-то». Как религиозный термин означает «с намерением служения и обретения близости к Аллаху определенное время постоянно находиться в мечети». Человек, пребывающий в и’тикафе называется му’такиф или ’акиф.

Время от времени, занимаясь только ибадой, удаляться от всяких эгоистических и телесных желаний, даже если они не запретны, является для человека важным средством обретения нравственного совершенства. С этой точки зрения, уединение (и’тикаф) является важной ибадой, которая существовала в разных формах и во времена предыдущих пророков. В священном аяте так говорится об этом:

«… Мы повелели Ибрахиму и Исмаилу: «Содержите в чистоте мой дом для совершающих обход вокруг него, для уединяющихся, преклоняющихся и падающих ниц» («аль-Бакара», 2/125).

Наш досточтимый Пророк до ниспослания ему пророчества уединялся в пещере Хира и предавался там размышлениям. Когда приблизилось время ниспослания ему пророчества, то по божественному вдохновению (илхам) он стал больше предаваться уединению. В первые дни пророчества Всевышний повелел ему выполнять намаз тахаджуд. Днем занятый распространением Ислама, в тишине предрассветных часов он, оставаясь наедине со своим Господом, наполнялся новыми духовными силами. Потом призыв к Исламу обрел силу, и уже в Медине пост (саум) был объявлен обязательным (фард). Тогда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) стал еще больше предаваться ибаде и совершать больше благих дел в Рамадан – самый лучший месяц, который можно назвать предрассветным временем (сахур) всего года. Он начал даже вторые десять дней Рамадана полностью посвящать ибаде. Когда было явлено, что Ночь Предопределения приходится на последние десять дней месяца Рамадан, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) начал уединяться в мечети для и’тикафа на эти дни. (Бухари, И’тикаф, 1).

Он совершал и’тикаф, уединившись в маленьком шатре, который ему готовили с вечера. (Муслим, Сыйам, 215; Ибн Маджа, Сыйам, 62).

Айша (радыйаллаху анху) рассказывает:

«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) совершал и’тикаф в последние десять дней месяца Рамадан. Я ставила ему шатер, он, совершив утренний намаз, уединялся в шатре и начинал и’тикаф».

Однажды, когда был установлен шатер нашего досточтимого Пророка, некоторые из его жен тоже установили в мечети свои шатры. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), увидев это, спросил:

- Что это?

Когда ему объяснили, в чем дело, он сказал:

- И они думают, что это доброе дело и богобоязненность (таква)?

И он не стал совершать и’тикаф в этот Рамадан. Он уединился для и’тикафа в первые десять дней месяца Шавваль. (Бухари, И’тикаф, 6, 7, 14; Муслим, И’тикаф, 6; Абу Дауд, Саум, 77; Тирмизи, Сыйам, 71).

Как следует из этого хадиса, женщинам-мусульманкам больше подобает уединяться для и’тикафа не в мечети, а дома, в своей комнате, которую они используют как мечеть, для поклонения.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), когда хотел начать и’тикаф, ставил свое ложе в Мечети Пророка (Масджидуль-Набави) у столба Раскаяния (тауба) со стороны киблы. Наш досточтимый Пророк прислонялся к этому столбу. (Ибн Маджа, Сыйам, 61; Табарани, Кабир, XII, 385/13424; Байхаки, Кубра, V, 247).

Как сообщается в первом хадисе, в год своей смерти Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) посвятил и’тикафу двадцать дней. Так он показал нам, что к концу жизни следует увеличить количество ибады и послушание (таат). В последний год жизни Посланник Аллаха в месяц Рамадан два раза вместе с Джибрилом прочитал Коран, хотя обычно он делал это только один раз.

В год, когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) отправился в поход для завоевания Мекки, он не смог уединиться для и’тикафа. Чтобы не лишиться благ этой ибады, на следующий год он совершал и’тикаф в течении 20 дней (Абу Дауд, Саум, 77/2463; Ибн Маджа, Сыйам, 58).

Значит, сколько бы ибады ни совершал человек, если он время от времени, уединившись, не займется борьбой со своим нафсом, размышлением о проявлении могущества (кудра) во всем сотворенном, то не сможет в полном смысле обрести нравственное совершенство. Ибо уединение в мечети для и’тикафа самым прекрасным образом способствует концентрации мысли, удалению сердца от мирских забот, помогает человеку полностью отдаться служению и еще более приблизиться к Аллаху.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) так сказал о достоинствах человека, совершающего и’тикаф:

«Он отдаляет себя от грехов и сохраняет себя от дурного. Ему запишется столько же вознаграждения (саваб), как человеку, который совершает все, какие есть, благие дела». (Ибн Маджа, Сыйам, 67).

В другом хадисе говорится:

«Кто приступает к и’тикафу в месяц Рамадан, тот будто совершил два больших паломничества (хаджа) и два малых паломничества (умра)». (Табарани, Кабир, III, 128/2888; Байхаки, Шуаб, III, 425).

Верующий, который ради Аллаха вошел в какую-то мечеть и начал и’тикаф, будто каждый миг совершает намаз. Он подобен человеку, который укрылся в надежной крепости. Один из великих людей Ислама Ата говорит:

«Человек, который приступил к и’тикафу, похож на того, кто, испытывая нужду, приходит к дверям богатого и влиятельного человека и говорит: «Я не уйду, пока не удовлетворю свою нужду». Ведь он пришел в одну из обителей Аллаха и говорит: «Пока не простишь меня, я не уйду отсюда».

Как сообщается во втором хадисе, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в последние десять дней священного Рамадана не только посвящал себя поклонению и бодрствовал ночами, но и призывал к этому свою семью. В это время все они спали намного меньше. Матери всех правоверных, жены нашего досточтимого Пророка, привыкнув к этому, и после его смерти продолжали в Рамадан совершать и’тикаф. (Бухари, И’тикаф, 1; Муслим, И’тикаф, 5. Отдельно см. Абу Дауд, Саум, 77).

Человек во время и’тикафа должен по мере своих сил совершать намазы, читать Коран, просит прощения у Аллаха (истигфар), делать ду’а, взывать к Аллаху, произносить калима-и таухид (формулу единобожия), такбир, салаваты нашему Пророку. Он должен погрузиться в размышления о существовании Аллаха, его единстве и свидетельстве его мощи, которые мы видим повсюду во вселенной. Читать книги о жизни нашего досточтимого Пророка, по вере и религиозным знаниям. Следует удалиться от всякого рода бесполезных дел.

В мазхабе Ханафи различают и’тикаф трех видов. Для каждого вида и’тикафа существуют свои правила. Виды и’тикафа следующие:

1. Совершать и’тикаф в последние десять дней месяца Рамадан. Это сунна муаккада, т.е. сунна, которую наш досточтимый Пророк пропускал очень редко.

2. Дав обет совершить и’тикаф, выполнять его обязательно (ваджиб). С этим согласны все мазхабы. Если человек, не выполнив данный им обет и’тикафа, чувствует приближение смерти, он должен оставить завещание, чтобы за каждый день и’тикафа была выплачена фидья, т.е. определенная сумма денег или роздано определенное количество имущества.

3. Кроме двух упомянутых случаев и’тикаф является похвальным деянием (мустахаб).

О том, какое наименьшее время нужно совершать и’тикаф, среди ученых существует разногласие. Ученые мазхаба Шафии считают, что и’тикаф может длиться даже тот краткий миг, пока произносишь слова «Субханаллах». Таково же мнение Ахмада бин Ханбаля. Но, чтобы не впасть в сомнительное, похвально (мустахаб) оставаться в и’тикафе самое меньшее один день.

Ата бин Абу Рабах говорит:

«Если какой-то человек с благими намерениями находится в мечети, то все то время, пока он там остается, пребывает в состоянии и’тикаф».

Руководствуясь этим, наши предки при входе в мечеть писали: «Навайтуль-и’тикаф (Я намерился совершить и’тикаф)». Это делалось для того, чтобы люди, входя в мечеть, делали такое намерение (ният) и обретали вознаграждение за и’тикаф хотя бы в 15 или 20 минут.

Согласно мазхабу Ханафи, во время обязательного (ваджиб) и’тикафа, нужно поститься. Т.к. у похвального (мустахаб) и’тикафа нет установленного времени, то нет и условия обязательного поста.

Человек во время и’тиакфа не должен прикасаться к женщинам с желанием и иметь интимную близость; кроме случаев крайней необходимости, выходить из мечети. (Абу Дауд, Саум, 80/2473).

Ибо Всевышний Аллах сказал:

«…не соединяйтесь с женами в те ночи, когда вы пребываете в мечетях…» («аль-Бакара», 2/187).

Хотя и’тикаф является очень значимой ибадой, он не должен препятствовать выполнению других более важных социальных ибад. Мусульманин должен, используя свое время самым лучшим образом, уделять часть его благому служению обществу и личному поклонению. Когда же приходится выбирать, то следует предпочесть лучшее. Вот один из назидательных примеров этому.

Когда Абдуллах бин Аббас (радыйаллаху анху) однажды совершал и’тикаф в мечети Пророка, к нему подошел один человек, приветствовал его и сел рядом.

Ибн Аббас (радыйаллаху анху) сказал:

- Брат, я вижу ты опечален и грустен.

- Да, о сын дяди Посланника Аллаха, я в печали. Я должен такому-то человеку. Но свидетельствую перед тем, кто лежит в этой могиле (Посланником Аллаха), я не могу выплатить долг.

- Может мне поговорить с этим человеком о тебе?

- Если хочешь, поговори.

Ибн Аббас, надев свою обувь, вышел из мечети.

Человек спросил:

- Разве ты забыл, что находишься в и’тиакфе, и вышел из мечети?

Ибн Аббас (радыйаллаху анху) ответил:

- Нет, не забыл! Но я слышал от того, кто только недавно ушел от нас и лежит в этой могиле (когда он говорил это, из его глаз текли слезы):

«Если человек вознамерится помочь своему брату по вере и будет стараться ради этого дела, то это для него лучше, чем если бы он десять лет оставался в и’тиакфе. Между тем, если человек ради Аллаха приступит к и’тиакфу, то Всевышний Аллах между ним и Адом поместил три рва, ширина каждого из них – как расстояние между западом и востоком»[1]. (Байхаки, Шуаб, III, 424-425. Отдельно см. Хайсами, VIII, 192).



[1] Об и’тикафе более подробно см. Mehmed Şener, “İtikâf” mad., Diyanet İslâm Ansiklopedisi, XXIII, 457-459.

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

 

majlis

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!