Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
| Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 5
ХудшийЛучший 

Одежда в Исламе

Ислам, хиджаб, одежда, мусульманкаСлово «одеваться»[1] означает «облачаться в одежду», что среди всех остальных созданий присуще лишь человеку. Человек создан таким, что ему необходимо скрывать свои постыдные места. И именно эта особенность делает его исключительнымсозданием. Ведь об этом говорится в Коране: «О сыны Адама! Мы ниспослали вам одежды для прикрытия ваших срамных частей и украшения [для одежд]…». [2] Главной причиной в том, что человеку следует одевать одежду и скрывать ею свою наготу – это не дать шайтану подбить себя на греховное.[3] Ведь и Умар (радыйаллаху анху) (умер 23/664) говорил, когда надевал новую одежду: «Хвала Аллаху, который одарил меня одеянием, скрывающим мою наготу и украшающим меня в мирской жизни», а затем говорил, что слышал, как и Пророк Аллаха говорил то же самое: «Тот, кто говорит так, надевая новую одежду, и отдаёт нуждающимся свою старую одежду, и будет сохранен в жизни, и в момент смерти».[4]

О том, что человеку велено облачаться в одежду, и первым, кто начал поступать так, был Пророк Адам и жена его Хавва, и что нагота – это срам, говориться в  аяте: «О сыны Адама! Да не совратит вас шайтан, подобно тому, как он [совратил и] изгнал из Рая ваших родителей, лишив их одежд, чтобы представить им воочию их постыдные места. Воистину, шайтан и его приспешники видят вас, тогда как вы их не видите. Воистину, Мы сделали шайтанов покровителями неверующих». [5]

В другом аяте говорится, что верующих мужчин и женщин, которые скрывают свои срамные места одеждой, ожидает прощение Аллаха и великая награда.[6] Известно также, что одежда оберегает от холода и жары. А посему, указывая на пригодность шерсти животных в использовании её как средства для изготовления одежды, Священный Коран говорит: «Он [сотворил] также скот, который согревает вас и приносит пользу, им же вы и питаетесь».[7]

У одежды есть три полезных свойства: устранение негативных воздействий на тело человека, прикрытие постыдных мест, а также украшение. Разум человека побуждает его оберегаться под защитой одежды, чтобы уберечься от вредного и приобрести полезное. Ведь в Священном Коране говорится: «Из того, что Он сотворил, Аллах пожаловал вам тень, убежище в горах, одеяния, чтобы укрыться от жары, дал доспехи, которые прикрывают вас в битве. Так Он завершает свое благоволение по отношению к вам, - быть может, вы станете муслимами». [8]

Здесь следует сказать, что древние арабы иногда совершали даже обход вокруг Каабы обнаженными. Днём приходили мужчины, а ночью приходили женщины и, говоря «мы не станем обходить Каабу в одежде, в которой грешили», полностью раздевались. Именно на это Всевышний Аллах ниспослал аят :

 

يَا بَنِي آدَمَ خُذُواْ زِينَتَكُمْ عِندَ كُلِّ مَسْجِدٍ

 

«О сыны Адама! Облекайтесь в свои одеяния, где бы вы ни совершали поклоны...».[9]

 Одеяния, о которых говорится в аяте – это одежда, которая скрывает постыдные места. Таким образом, прикрытие наготы сделано обязательным. Что же касается внешней красоты, то о ней ничего не упоминается в Шариате, а принимается всё то, что существует в традициях народов.[10] О том, что одежда является также и украшением, и что никто, кроме Аллаха, не может запретить дозволенного Им, говорится в  аятах:

«О сыны Адама! Облекайтесь в свои одеяния, где бы вы ни совершали поклоны. Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Аллах не любит излишествующих. Скажи, [о Мухаммад]: "Кто же думает, что украшения Господа и прекрасный удел, который Он ниспослал рабам своим, - запретны?" Скажи [им]: "Для тех они, кто в этой жизни искренно уверовал в Судный День". Так Мы разъяснили аяты людям сведущим». [11]

 То есть украшение красивой одеждой  дозволено верующим, и тот, кто не желает этого или запрещает, делает дозволенное запретным и обвиняется в преступлении всех границ. Вместе с тем, указываются и рамки того, какими должны быть украшения верующих мусульман: человек, который украшается одеждой, не должен становиться от этого горделивым и заносчивым, равно как и не должен забывать, что блага эти от Аллаха. Ведь Он требует, чтобы мусульмане были скромными и снисходительными. Также говорил и Посланник Аллаха: «Всевышний Аллах повелевал мне: «Будьте благосклонны и снисходительны друг к другу, и пусть никто из вас не станет возноситься друг над другом».[12]

Имам Бухари (умер 256/869) в главе об одеяниях своего сборника приводит аят: «Скажи, [о Мухаммад]: "Кто же думает, что украшения Господа и прекрасный удел, который Он ниспослал рабам своим, - запретны?", [13]  и говорит, что это можно трактовать хадисом, в котором Посланник Аллаха сказал: «Ешьте и пейте, тратьте так, чтобы не расточать и становиться высокомерно заносчивыми», указав на два основных принципа в одеянии человека. А также приводит слова ибн Аббаса: «Пока ты не впадёшь в чрезмерность и высокомерие, ты можешь есть, пить и одевать то, что пожелаешь».[14]

Чрезмерность в одежде, делающая человека заносчивым, расходится с его сутью – быть рабом, а посему запрещена.[15]

 Ведь Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил, что Аллах не взглянет милосердно на тех, кто оставляет подол своих одеяний настолько длинным, что он волочится по земле.[16] Он говорил и о том, что тот, в сердце которого есть гордыня хоть на зёрнышко, не войдёт в Рай. А когда ему сказали, что каждый желал бы, чтобы «его одежда и обувь были красивыми», ответил: «Аллах прекрасен и любит всё прекрасное. Гордыня же – это недовольство истиной, кичливость и заносчивость»,[17] указывая на то, что, если человек не становится от этого высокомерным и заносчивым, то одеваться красиво не воспрещается.

Также можно видеть, что нередко вопрос о том, какой должна быть одежда верующего становился темой многих споров и разногласий. По этой причине Абуль-Фарадж ибн аль-Джавзи (умер 597/1201) говорил, что облачаться в шерстяные одеяния лишь для того, чтобы показать свою аскетичность неверно. И, несмотря на то, что и Пророк Аллаха любил надевать шерстяные одеяния,[18] он указал, что все хадисы, которые гласят о превосходстве шерстяной одежды являются ложными. Невозможно стать истинным аскетом, лишь облачаясь в шерстяные или залатанные одеяния, и привел тому много примеров. Например, слова Хасана аль-Басри (умер 110/728), который повстречал однажды Фаркада бин Якуба (умер 131/748) и, увидев на нём одеяния из шерсти, сказал: «О Фурайкыд! О ибн Умму Фурайкыд! Ведь богобоязненность – это не облачение в такую вот одежду. Богобоязненность – это то, что утверждено в сердце и подтверждено деяниями».[19]

Ибн аль-Джавзи говорил также, что любая одежда, которая выявляет набожность и благочестие своего хозяина, достойна порицания.[20] Он же говорил, что существует четыре причины, по которой человеку не следует одеваться в залатанные одеяния от имени аскетичности:

  1. 1.Никто из благочестивых предшественников не одевался в залатанную одежду.
  2. 2.Так человек желает показаться бедным, хотя Всевышний Аллах желает видеть то, какой след оставляют блага Его в жизни Его рабов.
  3. 3.Такая одежда выявляет аскетичность её хозяина, хотя аскетизм следует не выставлять напоказ, а скрывать.
  4. 4.Это является стремлением отличиться, а посему и отдалиться от Шариата. Ведь тот, кто походит на кого-либо, тот считается из них.[21]

Следует сказать также, что Посланник Аллаха не одобрял неряшливость и невзрачность во внешнем облике человека. Так, пришедшему к нему в неряшливом виде человеку он сказал: «Есть ли у тебя деньги? Как со временем?» Когда человек поведал, что у него есть скот и имущество, Пророк Мухаммад сказал: «Тогда пусть и на тебе будет заметно, что Аллах облагодетельствовал тебя».[22] А в другом случае он сказал: «Аллах любит видеть следы благ своих на рабах Его».[23]

Посланник Аллаха велел мусульманам, чтобы они держали одежду свою чистой, и что Аллах ценит это,[24] что всегда хорошо надевать белую одежду, ибо она напоминает кяфан, в котором погребают мёртвых, так как надевать такую одежду[25] и чище, и пристойней.[26]

Пророк, велевший выглядеть аккуратно, велел также ухаживать за волосами и бородой.[27] Так, однажды, когда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) находился в мечети и к нему пришёл человек с растрёпанной бородой и взъерошенными волосами. Тогда он велел, чтобы человек привёл себя в порядок, и когда он вернулся, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Разве это не лучше, чем, если один из вас будет ходить с растрёпанной, будто у шайтана, головой?»[28]

Многие из известных благочестивых людей надевали дорогую одежду. Так, например, ибн Мас’уд  (умер 32/652) одевался в самую дорогую одежду и пользовался самыми дорогими благовониями. Известно также, что Тамим ад-Дари купил одежду за тысячу динаров и читал в ней молитву; Хасан аль-Басри любил надевать новую одежду; Ахмад бин Ханбаль покупал дорогую одежду, носил её среди людей, а в доме облачался в простую одежду.[29]

Мусульманину следует также знать, что ему необходимо произносить молитву каждый раз, когда он надевает новую одежду, дабы она не заставила его возвеличиться. Пророк Мухаммад, надевая новую одежду, всегда говорил: «Аллах мой, хвала Тебе за то, что Ты одел меня в одежду! Прошу у Тебя блага  её и блага того, в чём я использую её, и ищу защиты Твоей от зла её и зла того, что я могу сотворить в неё».[30] Желая предостеречь тех, кто ведёт себя заносчиво, гордясь своими одеяниями, он говорил, что эта одежда станет в День Суда объектом упрёков и насмешек.[31] С другой стороны, он говорил и о тех, кто, имея возможность, оставил всё это и одевался в простую одежду, что с ними Аллах заговорит в День Суда прежде других и наденет на них одеяния Рая.[32]

 Так, однажды, разговаривая со своими асхабами, он сказал: «Не придавать большого значения своему внешнему виду, также от веры»,[33] это означает, что не всегда следует выглядеть отменно, а иногда следует быть как все или выглядеть скромнее и проще.

Когда Абдуллах бин Умар (радыйаллаху анхума) спросил: «Какую же мне одежду следует приобрести?», Пророк ответил: «Такую, за которую глупцы не упрекнут тебя, а умные не посмеются». Когда же тот спросил: «Сколько же примерно она должна стоить?», он ответил: «Между пятью и двадцатью дирхемами».[34]

Ислам во всём призывает следовать умеренности, среднему пути. Все эти хадисы говорят о том, человеку не следует быть неаккуратным в своём внешнем виде, равно как не быть и чрезмерно заносчивым в том, что касается его внешнего вида. А истинное искусство заключается в соблюдении этих двух требований. А потому храбростью и умением считается умение человека одеваться аккуратно, со вкусом и оставаться при этом наравне с остальными. Так как небрежность во внешнем виде ведёт к упадку и неуважению, а чрезмерность – к легкомыслию и даже к абсурдности.[35]

Как мы видим, главное, что касается одежды в Исламе – это сокрытие ею наготы человека и её чистота. Одежда, от которой требуется скромность и не чрезмерность, не должна быть и отталкивающе небрежной. А посему, рекомендована чистая, простая одежда, которую носят все.


[1] Ибн Манзур, Лисануль-Араб, пункт  «лбс».

[2] Аль-А’раф 7/26.

[3] См. Аль-А’раф 7/27.

[4] Тирмизи, Даават, 107; Ибн Маджа, Либас, 2; Абдуллах бин Мубарак. Китабуз-Зухд, стр. 259.

[5] Аль-А’раф 7/27.

[6] См. Аль-Ахзаб 33/35.

[7] Ан-Нахль 16/5.

[8] Ан-Нахль 16/81.

[9] Аль-А’раф 7/31.

[10] См. Маварди, Адабуд-Дунья вад-Дин, стр. 338-341.

[11]  Аль-А’раф 7/31-32.

[12] Муслим, Джаннат, 64. Также см. Абу Дауд, Адаб, 40; Ибн Маджа, Зухд, 16, 23.

[13] Аль-А’раф 7/32.

[14] См. Бухари, Либас, 1; Насаи, Закят, 66; Ибн Маджа, Либас, 23; Ахмад бин Ханбаль, 2/181.

[15] Чакан, Одевание и Хиджаб в Сунне, стр. 60.

[16] См. Бухари, Либас, 1; Тирмизи, Либас, 8; Насаи, Зинат, 101.

[17] Абу Дауд, Либас, 26; Тирмизи, Бирр ва Сыла, 61.

[18] См. Абуль-Фарадж ибнуль-Джавзи, Тальбис, стр.253. Вместе с тем, Анас бин Малик передаёт, что любимой одеждой Пророка  Мухаммада была одежда из хлопка и льна (см. Муслим, Либас, 33)

[19] Тальбис, стр. 253-254; См. также. Ахмад бин Ханбаль, Китабуз-Зухд, стр. 379.

[20] См. Абуль-Фарадж ибнуль-Джавзи, то же произведения, стр. 261.

[21] См. то же произведения, стр. 246.

[22] Насаи, Зинат, 54; Ахмад бин Ханбаль, 4/137.

[23] Ахмад бин Ханбаль, 2/182.

[24]См. Хайсами, Маджмауз-Заваид, 5/132.

[25] См. Насаи, Джанаиз, 38, Зинат, 98; Ибн Маджа, Либас, 5; Ахмад бин Ханбаль, 5/13.

[26] См. Абу Дауд, Либас, 13, Тыбб, 14; Тирмизи, Джанаиз, 18, Адаб, 46; Ибн Маджа, Либас, 5.

[27] См. Абу Дауд, Либас, 25; Ахмад бин Ханбаль, 4/180.

[28] Али аль-Кари, Миркат, 8/261.

[29] См. Тальбис, стр. 259-260.

[30] Абу Дауд, Либас, 1; Тирмизи, Либас, 29.

[31] Абу Дауд, Либас, 4; Ибн Маджа, Либас, 24; Ахмад бин Ханбаль, 2/92.

[32] См. Тирмизи, Кыйама, 39. См. Также. Абу Дауд, Адаб, 3.

[33] Абу Дауд, Тараджуль,2; Ибн Маджа, Зухд, 4.

[34] См. Хайсами, Маджмауз-Заваид, 5/138.

[35] Маварди, Адабуд-Дунья вад-Дин, стр. 341, 342.

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

 

majlis

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!