Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
| Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Использование благ

Ислам, мирские блага, дары Всевышнего АллахаЛюбая вещь может называться благом только тогда, когда ею воспользуются. И так как все блага созданы для человека, именно человек и обладает полным правом ими воспользоваться. Именно поэтому здесь мы открываем главу «Мирские блага и человек», в которой будет говориться о том, какая существует взаимосвязь между человеком и благами вокруг него. Мы, в частности, рассмотрим тему, касающуюся дозволенности и запретности благ мирской жизни точки зрения религиозной терминологии.

Другим аспектом проблемы является различное поведение мусульман в пользовании благами этой жизни. Некоторые используют ими, не особенно осознавая, что следует воздавать хвалу Аллаху за это, другие – напротив, ведут себя сдержанно в пользовании благ. По этой причине мы решили указать, почему некоторые верующие ведут себя сдержанно, пользуясь благами.

 

 Мирские блага и человек

Всевышний Аллах создал всё, что создано в этом мире ради человека. Об этом говорится во многих аятах, например:

«[Поклоняйтесь Господу], который сделал землю ложем вашим, а небо - кровом вашим, который низвел с неба воду дождей и взрастил на земле плоды для вашего пропитания. Не равняйте [идолов] с Аллахом, ведь вам ведомо, [что они не равны]»,[1]

 

«Своею волею Он полностью подчинил вам то, что на небесах, и то, что на земле. Воистину, в этом - знамения для людей размышляющих»,[2]

 

«Разве ты не знаешь, что Аллах дал вам власть над всем, что есть на земле, а также над кораблями, которые плавают по морю по Его Воле?»,[3]

 

«Он - тот, кто ниспосылает с неба воду; она для вас - питье, она орошает деревья, среди которых вы пасете [скот].

[Аллах] взращивает для вас злаки, маслины, финики, виноград и всякого рода плоды. Воистину, во всем этом - знамение для людей, способных размышлять».[4]

В этих аятах говорится как о многих благах, так и о том, чтó Всевышний сделал людям дозволенным. И в том, что Он подчинил это всё именно человеку, есть причина того, что «человек – это высшее разумное существо», как об этом говорится в  аяте: «И сказал твой Господь ангелам: "Я поставлю на земле наместника». [5]

Всевышний Аллах создал Вселенную и этот мир ради человека и подчинил его, среди всех других Своих созданий, именно ему. Поэтому человек считается почетным и превосходящим других созданием. В Священном Коране Аллах говорит, что Он сотворил человека самым одарённым из всех  Своих созданий, подчинил ему море и сушу, ветер, дал в пропитание много пищи, что и дает ему превосходство над всеми остальными.[6]

Всё во Вселенной создано для человека. Ничто не создано попусту, и всё имеет свой смысл и назначение.[7] Так, например, посредством глаз, человек может наблюдать как за собой, так и за окружающим его миром. Именно зрение даёт ему познать многие блага этой жизни, тогда как во многих случаях человек даже не отдаёт себе в этом отчёта. Также и всё, что есть в теле человека, каждый нерв, сосуд и клетка, и даже каждый волосок имеет какую-то функцию и является для него своеобразным благом. Ни одно из них не излишне, и не неуместно. И будь хоть одно из них не на своём месте, в расстройство пришёл бы весь организм. Также и вся Вселенная следует определённому порядку и служит определённой цели.[8]

Вода, воздух, пища и ещё многие другие блага, которыми Аллах наделил человека, являются необъемлемой частью во всей его жизни. Ведь без воздуха, воды и питья нет жизни. Невозможно и счесть все блага в жизни человека. Например, кусок пищи, попавший в рот и которому надлежит стать жизненно необходимой энергией должен пройти весьма сложный путь, начиная с пищеварительного тракта и заканчивая кровеносными сосудами, что, естественно, не происходит само по себе. В этом также заложен порядок Всевышнего Аллаха. Также и прочие другие блага Аллах предоставил в подчинение человеку. И взамен Он требует от него лишь покорности.

В Священном Коране Аллах говорит о воде, указывая на то, какое благо несут в себе ручьи и поземные источники. Обращая внимание на то, откуда берётся пресная вода, пригодная к питью и как она хранится в природе, Аллах требует от человека бережного ухода за этим и благодарности своему Господу: «Мы взрастили на ней пальмовые рощи и виноградники, и по Нашей воле забили источники»,[9]

«Он даровал вам сады и источники»,[10]

«[Разве Мы не] не напоили вас пресной водой?»,[11]

Коран рассказывает, что вода, будучи сначала в виде облака,[12] которое ветер гонит туда, где ему надлежит быть, низводится оттуда в виде дождя, от которого затем произрастают различные виды фруктов. Аллах же требует, чтобы человек поразмыслил над всем этим.[13]

Также в Священном Коране говорится: «Мы ниспослали также [умение плавить] железо, в котором содержатся и сильное зло, и польза для людей», [14] что указывает на необходимость воспользоваться железом. Также существует ещё очень много других благ, которые Аллах предоставил человеку в его жизни. Ведь в Священном Коране говорится: «Неужели вы не уразумели, что Аллах подчинил вам то, что на небесах и на земле, и одарил вас милостями и явными, и недоступными [вашему пониманию]?».[15]

 И о каком бы из благ мирских не зашла речь, человек должен просить для себя лишь добра от него. Так, Посланник Аллаха даже относительно ветра, который также является одним из благ этой жизни, говорил: «Не ругайте ветер! И если вы видите то, что вам не нравится, говорите: «Господь наш! Мы просим тебя блага того, что несёт в себе этот ветер, и блага того, что велено ему; мы же ищем у Тебя защиты от зла того, что несёт в себе этот ветер и зла того, что велено ему»,[16] советуя верующим произносить эту молитву.

Известно, что в своем поведении по отношению к мирским благам люди бывают двух разных типов.

Люди первого типа пользуются мирскими благами, зная, что у них есть  Хозяин. А посему, пользуясь этими благами, они поступают так, как это угодно Творцу, и воздают Ему свою хвалу и благодарность. И это то, что от них требуется, ведь на это указывает и аят

 

فَلْيَنظُرِ الْإِنسَانُ إِلَى طَعَامِهِ . أَنَّا صَبَبْنَا الْمَاء صَبّاً.


ثُمَّ شَقَقْنَا الْأَرْضَ شَقّاً . فَأَنبَتْنَا فِيهَا حَبّاً . وَعِنَباً وَقَضْباً

.

وَزَيْتُوناً وَنَخْلاً . وَحَدَائِقَ غُلْباً . وَفَاكِهَةً وَأَبّاً . مَّتَاعاً لَّكُمْ


وَلِأَنْعَامِكُمْ

 

       «Пусть поразмыслит он о Том, [кто посылает] ему пропитание,-    по Нашему велению обильно проливаются ливни, потом Мы иссекаем землю ходами [от растений],          взращиваем на ней злаки, виноград, травы, маслины, пальмы, сады обильные,          плоды и пастбища на пользу вам и вашей скотине»,[17] где говорится о необходимости человека верить в Того, кто создал пищу, которую он ест, землю, по которой он ходит, животных, моря, горы и прочие творенья, верить и получать назидание от этого.

Второй же тип – это люди, которые обращают всё своё внимание именно на благо, овладение им, поглощая и употребляя всё, даже не задумываясь ни о том, кто создал это, и ни о чём другом. И это не то, что требует от человека Аллах. Ибо всё то, чем он так самозабвенно занят, несомненно, уйдёт от него рано или поздно. Об этом говорил и поэт Лабид бин Рабиа (умер 41/661): «Ведь всё, что помимо Аллаха, ложно,[18] а каждое благо исчезнет, конечно же».[19] Такие, живя в этой жизни лишь для удовлетворения своих желаний и страстей, пользуются её благами лишь с этой целью. Они заслужили и соответствующее внимание к себе, как о них говорит Коран: "Вы исчерпали вашу [долю] в благах в земном мире и насладились ими».[20]

После вышеизложенного нам следует сказать, что человек должен использовать все блага в этой жизни только таким образом, как это описывает Шариат. О необходимости же соблюдения этих установлений Аллаха говорится:

«Твой Господь внушил пчеле: "Воздвигай улья в горах, на деревьях и в строениях. А потом пей [нектар] разных плодов и летай смиренно по путям, указанным Господом твоим". Затем из чрева пчел исходит питье разных оттенков, которое дарит людям исцеление. Воистину, в этом - знамения для тех, кто задумывается»,[21] где человеку даётся совет назидаться тем, как ведёт себя пчела, и походить на нее в своём поведении.

И так же, как и пчела, следуя вдохновению от Аллаха, находит то, что ей полезно и необходимо, не допуская ни малейшей погрешности, так и человек должен подчиниться Воле Аллаха, и пользуясь мирскими благами и ища то, что ему полезно, не отступать от Божьих заповедей.

Эльмалылы, давая толкование этому аяту, говорит о необходимости следовать своей природе. Он говорит, что в функционировании тела и всего организма есть определённая программа – это называют жизнедеятельностью организма, его физиологией или природой. И во всём, что делает человек, есть внутренний толчок, или программа, что и называют природой.

Природа человека всегда призывает его к верному и правильному. Так, например, чувство голода толкает человека употреблять то, что ему необходимо. Ведь он не ест при этом яда и не засоряет свой желудок, чем попало, ак как тогда нарушится природа человека, и он собьется с верного пути. А разум и нафс даются человеку для того, чтобы он познал ими своего Господа и не поклонялся никому, кроме Него, чтобы не следовал за шайтаном, а помнил и знал о том, откуда он прибыл, куда направляется и что ему для этого нужно.[22] Посланник Аллаха говорил много слов, побуждающих верно воспользоваться благами жизни. Так, однажды он сказал: «Уделяй внимание молодости, прежде чем состаришься, здоровью, прежде чем заболеешь и свободному времени своему, прежде чем станешь занятым».[23] Об этом же говорит и Гунайм бин Кайс аль-Басри, который рассказывает о том, как они, с товарищами следуя этому наставлению Пророка Мухаммада, напоминали друг другу о знании цены благам, упомянутым Посланником Аллаха.[24]



[1] Аль-Бакара 2/22.

[2] Аль-Джасия 45/13.

[3] Аль-Хадж 22/65.

[4] Ан-Нахль 16/10-11.

[5] Аль-Бакара 2/30.

[6] См. Аль-Исра 17/70.

[7] См. Ад-Духан 44/38.

[8] См. Газзали, Мизануль-Ахляк, стр. 228, 229.

[9] Ясин 36/34.

[10] Аш-Шуара 26/134.

[11] Аль-Мурсалят 77/27.

[12] См. Аз-Зумар 39/21.

[13] См. Аль-А’раф 7/57.

[14] Аль-Хадид 57/25.

[15] Локман 31/20.

[16] Тирмизи, Фитан, 65.

[17] Абася 80/24-32.

[18] Бухари, Рикак, 29.

[19] Мунави, Файзуль-Кадир, 1/670.

[20] Аль-Ахкаф 46/20.

[21] Ан-Нахль 16/68-69.

[22] Эльмалылы, Хак Дини, 6/3823.

[23] Абдуллах  бин  Мубарак, Китабуз-Зухд, стр. 2; Хаким, аль-Мустадрак, 4/341.

[24] См. Абдуллах  бин  Мубарак, т.п. стр.2; Ханнад бин Сари, Китабуз-Зухд, I, 288. В этих хадисах говорится «Знай цену молодости своей, прежде, чем состаришься».

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

 

majlis

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!