Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
Дозволенные блага | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Дозволенные (халяль) и чистые блага

Ислам, халяль, продукты, блага Всевышнего АллахаХаляль в переводе с арабского, означает разрешение чего-либо, погашение задолженности, снятие бремени.[1] Среди богословов-факихов, это означает дозволенность, разрешённость и легитимность чего-либо. Юсуф аль-Кардави говорит: «Это всё то, что сделано дозволенным Аллахом, с чего приподнята запретность».[2]

В Исламе, во всём, что касается вещей и благ, главное – это их дозволенность. И если о запретности (харам) этого ничего неизвестно, то это дозволено.[3] Ведь в очень многих аятах Священного Корана говорится о том, что многие из благ жизни мирской сделаны пригодными для использования их человеком.[4] А посему всё то, что не упоминается в аятах и хадисах из съестного, питья, одежды и т.д. как запретного, то дозволено.[5]

Дозволенным является и пользование всеми благами мирской жизни в тех рамках, которые установил Ислам. Поэтому человек обладает правом пользоваться всеми благами, которые известны как разрешённые и дозволенные, которые только существуют на земле. Ведь аят Корана: «О люди! Вкушайте на этой земле то, что дозволено и чисто, и не следуйте по стопам шайтана, ибо, воистину, он для вас - явный враг»,[6] повелевает человеку питаться из всего, что чисто и дозволено, не пытаться видеть в благах, которые дозволил Аллах, нечто скверное и запретное и не следовать по стопам шайтана, который, лишив их благого, чистого и дозволенного, заставляет  склониться к запретному. В других же аятах говорится о том, что человеку следует воспользоваться благами Аллаха, питаться из них, воздавать Ему за это хвалу и благодарность, и что именно это и есть суть его служения.[7]

Необходимо сторониться также и чрезмерности в использовании благ. Ведь Ислам, поощряя питание благим и одеяния в чистое, запретил и расточительство. Говоря о том, что в Исламе нет места чрезмерности, Мехмед Акиф Эрсой приводит 31 аят суры аль-А’раф из Книги Аллаха и говорит, что и Посланник Аллаха, и его ближайшие сподвижники – все они сторонились исрафа в мирских и религиозных делах, во всём следуя умеренности.

Он говорит, что так же, как негоже мусульманину одеваться, как лошадь, подготовленная к джихаду или манекен с витрины, для того, чтобы отдать дань моде. Ему также не следует облачаться и в ветхую одежду, чтобы показаться аскетичным, что унижает не только Ислам, но и всех мусульман и является весьма низким поведением.

Он приводит в доказательство правдивости своих слов рассказ об Умаре (радыйаллаху анху) (умер 23/664), который, обходя однажды улицы города, увидел укутанного в тряпье человека, сидевшего на обочине дороги с закатившимися глазами. Тогда халиф на удивление всем стегнул человека своей плетью со словами: «Не умерщвляй нашей религии таким видом, да проклянет тебя Аллах!»[8]

Известно также, что людям свойственно склоняться к тому, что сомнительно. Об этом говорил и Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям): «Убережёт себя и свою религию тот, кто не станет приближаться и интересоваться тем, что сомнительно, тогда как и запретное, и дозволенное сделано известным», а также: «Человек, не оберегающий себя от сомнительного, подобен тому, кто пасёт своё стадо на спорной границе с чужой землёй. Посему будьте бдительны! Ведь у каждого правителя есть своё пастбище. А пастбище Аллаха – это всё то, что он сделал запретным».[9]

Этот хадис довольно ясно даёт понять, каким должно быть поведение мусульман в том, что касается благ мирской жизни. И так как рамки и дозволенного, и запретного известны, мусульманин должен быть предельно осторожным в том, что сомнительно. Ведь, если человек продолжает пользоваться сомнительным, то приходит день, когда человек и вовсе склоняется к запретному. Ну а потом начинает видеть и запретное вполне допустимым, привыкает к нему и уже ест лишь то, что запретно, одевается в то, что запретно, зарабатывает путём, который известен своей запретностью. Ведь об этом говорил и Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям): «Настанут такие времена, когда человек не будет задумываться о том, запретно ли то, что он делает или дозволенно».[10]

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), уделяя большое внимание тому, что дозволено и запретно, удалял не меньшее внимание тому, чтобы не впасть в область сомнительного. Так, рассказывается о том, что однажды он сидел в мечети со своим маленьким внуком Хасаном (радыйаллаху анху) (49/669), который сидел рядом со своим дедом и наблюдал за тем, как раздаётся собранный закят с фиников. Заметив, что внук стал жевать один из фиников, Пророк Мухаммад поспешил не допустить этого, наставляя внука: «Выбрось, выбрось это скорее! Разве тебе неизвестно, что мы не едим из милостыни?!»[11]

Пророк проявлял невероятную щепетильность во всём, что касается следованию установлениям Аллаха. Так, передаётся, что Посланник Аллаха ехал однажды по дороге и заметил лежавшие там финики. Тогда он сказал: «Если бы я не опасался, что это милостыня, я бы, несомненно, поел бы»,[12] что говорит о том, что он всегда сторонился сомнительного.

Говорится также, что однажды он нашёл возле своей кровати финики и съел их. Затем он вдруг подумал, что это могли быть финики, оставленные как милостыня, и эта мысль истязала его вплоть до наступления рассвета.[13]

Поскольку дозволенных Аллахом благ несметное количество, человеку негоже из всего выбирать именно то, что запретно, склоняясь к явному греху. Вместе с тем, не следует сторониться и того, что разрешено, боясь сомнительного или впадая относительно первого в сомнение. Об этом говорил и Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям): «Оставь всё то, в чем  сомневаешься, и  следуй тому, в чем нет сомнения».[14]

Следовательно, никому нельзя запрещать от имени аскетизма то, что сделано дозволенным. Ведь Посланник Аллаха говорил, что аскетизм в мирской жизни – это не запрет дозволенного, равно как и не расход имущества и состояния понапрасну.[15]


[1] См. Ибн Манзур, Лисануль-Араб, пункт  «хлл»; Ибрахим анис, аль-Муджамуль-Васыт, пункт  «хлл».

[2] Халяль и Харам  в Исламе, стр. 25.

[3] То же произведения, стр. 32.

[4] См. Аль-Бакара 2/29; Лукман 31/20.

[5] Дозволенность чего-либо можно узнать по аяту: «Воистину, [Аллах] запретил Вам [есть] мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что заколото без произнесения имени Аллаха. Если же кто-либо вынужден съесть это по необходимости, не будучи нечестивцем и преступающим свой долг, то нет на нем греха. Воистину, Аллах - Прощающий, Милосердный». (Аль-Бакара 2/173) где указано на то, что это либо не греховное, либо на то, что относительно запретности сего в святом тексте ничего нет или «Сегодня дозволены вам прекрасные яства. Пища людей Писания дозволена вам, а ваша пища дозволена им».  (Аль-Маида 5/5) аяте же указано на то, что может сделать нечто дозволенным.

[6] Аль-Бакара 2/168.

[7] См. аль-Бакара 2/172.

[8] См. Аяты из Корана, стр. 79-80.

[9] Бухари, Иман, 394; Бую, 2;  Муслим, Мусакат, 107, 108.

[10] Бухари, Бую, 7; Насаи, Бую, 2.

[11] См. Муслим, Закят, 161.

[12] Бухари, Бую, 4; Муслим, Закят, 164, 166.

[13] См. Муслим, Закят, 162, 163.

[14] Бухари, Бую, 3; Тирмизи, Сыфатуль-Кыйама, 60; Ахмад бин Ханбаль, 3/153.

[15] См. Тирмизи, Зухд, 29; Ибн Маджа, Зухд, 1.

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

 

majlis

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!