Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
| Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

Важность закята

 

Ислам, закят, поклонение, довольство Аллаха, богатые, бедные, сильные, слабые, знающие, незнающиеСреди всех созданий Аллаха человек является самым совершенным. Неравенство между людьми, разделение их на богатых и бедных, сильных и слабых, знающих и незнающих лежит в основе общества, гармонично составляя единое целое.

Различие в достатке среди людей играет важную роль в обществе, служит им экзаменом, полным тонкостей и премудростей. Нельзя принимать богатство как достоинство, а бедность – как унижение, ведь и то и другое – удел от Аллаха. Неравенство происходит по Божественному Предопределению и способно служить источником благ. В Коране сказано:

 

الدُّنْيَا وَرَفَعْنَا بَعْضَهُمْنَحْنُ قَسَمْنَا بَيْنَهُم مَّعِيشَتَهُمْ فِي الْحَيَاةِ


بَعْضًا سُخْرِيًّا وَرَحْمَتُ رَبِّكَفَوْقَ بَعْضٍ دَرَجَاتٍ لِيَتَّخِذَ بَعْضُهُم


خَيْرٌ مِّمَّا يَجْمَعُونَ

Мы разделили среди них их пропитание в жизни ближней и возвысили одних людей степенями над другими, чтобы одни из них брали других в услужение. И милость Господа твоего лучше, чем они собирают! (Аз-Зухруф, 32)

 

Для установления равновесия и справедливости, так  необходимых в условиях материального неравенства, мусульманам вменяются обязанности  и степени отвественности. Закят, который Ислам сделал фардом, с одной стороны защищает бедных от подавления капиталом богатых, с другой – препятствует возникновению зависти и озлобленности у бедных по отношению к богатым. Такие виды ибады, как закят и инфак (подаяние) – играют важнейшую роль в обеспечении стабильности общества и в налаживании добрых отношений между имущими и неимущими.

В Судный День богатому придется отвечать за свое имущество: где он его заработал, каким способом, как его расходовал. Также он ответит и за закят, за помощь нуждающимся. Его экзамен заключается в том, чтобы суметь пожертвовать часть своего состояния в пользу обездоленных. Лишь успешно пройдя через это, наряду с другими испытаниями, состоятельный человек сможет удостоиться довольства Аллаха.

        Бедный тоже будет спрошен. Жаловался ли он или был  терпелив в своей нужде? Была ли его бедность бременем кому-то еще? Не желал ли он больше необходимого? Не был ли завистлив и озлоблен? Сумел ли сохранить добрый нрав, честь и достоинство? Если раб сможет ответить на все эти вопросы – быть может, Аллах будет доволен и им, а его лишения в этой жизни обернутся вечным счастьем в будущей.

 

В Коране закят упоминается 27 раз, вместе с намазом, что свидетельствует о его значимости. Лишь в суре «Му'минун» намаз упоминается отдельно, но и там говорится о том, что те, кто выполняют намаз, выплачивают и закят. Ибада имуществом так же важна, как и ибада телом. Их нельзя разделить, то есть выполнять одну и оставить другую. В хадисе говорится:  «Нет намаза (то есть пользы от намаза) у того, кто совершает  его, но не выплачивает закят». (Мунави, Кунузу-ль-Хакаик, стр. 143)

В свое время праведный халиф Абу-Бакр объявил войну группе, которая несмотря на то, что совершала намаз, отказалась выплачивать закят. Закят – это долг имущих неимущим. В Коране сказано:

 

وَفِي أَمْوَالِهِمْ حَقٌّ لِّلسَّائِلِ وَالْمَحْرُومِ

И в достоянии их была доля для просящих и лишенных, которые воздерживаются [просить] (Аз-Зарийат, 19)

 

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: 

«Выплачивая закят, ты отдаешь бедным из своего имущества то, что принадлежит им по праву» (Тирмизи)

 Закят делает оставшееся после его выплаты имущество разрешенным. Очищая капитал, закят служит ему также и защитой. Счастливы верующие,

 

فَاعِلُونَوَالَّذِينَ هُمْ لِلزَّكَاةِ

....которые вносят закят (Аль-Му'минун, 4)

 

إِنَّخُذْ مِنْ أَمْوَالِهِمْ صَدَقَةً تُطَهِّرُهُمْ وَتُزَكِّيهِم بِهَا وَصَلِّ عَلَيْهِمْ


صَلاَتَكَ سَكَنٌ لَّهُمْ وَاللّهُ سَمِيعٌ عَلِيمٌ

Возьми с имущества их подаяние, чтобы очистить их, и  молись за них. Ибо твоя  молитва есть для них успокоение (Ат-Тавба, 103)

Отдавая закят, человек приобретает больше, чем тот, кто его берет. Закят, одно из значений которого очищение, не только делает разрешенным имущество дающего, но также спасает его сердце от многих болезней и пороков. В подобном духовном очищении и воспитании нафса  кроется один из великих смыслов, донесенных  пророческой миссией.

 

Закят сближает дающего и берущего. Закят – это лишь обязательный минимум, который необходимо передать нуждающимся. Что касается обладателей полной, совершенной веры, то помимо выплаты закята, они жертвуют из своего имущества на садака, подарки и угощения. 

Конфликт между бедными и богатыми тянется с давних времен.  Бедные смотрели на богатых с завистью и злобой, а богатые на бедных – свысока и с презрением. Преодолеть это удавалось лишь через религию Истины, призывающую к человеколюбию. Ислам через закят и садака сеет  в обществе милосердие и братство, учит, что милость Аллаха нужно искать  в расходовании своих средств на Его пути.  Из истории известно, что во время  правления халифа Умара бин Абдульазиза, которое после правления четырех праведных халифов считалось лучшим, наместники правителя, из-за того, что каждый состоятельный человек  исправно платил закят, столкнулись с ситуацией, когда бедных уже не осталось и  помогать стало некому. Если в наши времена все богатые станут выплачивать закят, тогда на земле не останется ни одного нуждающегося!

 

О том, что приобретает человек, помогая бедным, Руми говорил:

«Душа, погруженная в нужду и бедность, – словно задымленный дом. Выслушай ее, раздели ее горечь, открой окно в этом доме, пусть дым рассеется,  и ты увидишь – сердце твое стало  чутче, а душа – утонченней!»

 

Охватывая богатых и бедных, Ислам способен одарить  и тех и других, чего не могут предложить никакие другие системы. Их усилия на этом пути или   недостаточны, или избыточны:  они либо вовсе запрещают просить,  либо отправляют нищенствовать. Через закят и садака Ислам предлагает золотую середину.

         Наряду с решением проблем обездоленных, Ислам сыграл важную роль и в избавлении человечества от рабовладельчества. Вызволение из рабства, доброе обхождение с людьми – также плоды  закята и инфака.

Призывая протянуть руку нуждающимся, разделить их ношу, ничего не ожидая взамен, Ислам запрещает ростовщичество, ведь ростовщик – этот тот, кто наживается на трудностях других. Сколько власти и денег ни было бы у человека алчного – все ему будет мало. Что же до тех, кто привык давать закят и садака, – то они богаты душой и умеют довольствоваться малым. Ростовщики же в погоне за прибылью не остановятся ни перед чем. (Подтверждение этому можно найти практически в любом крупном торговом центре). Однако в  Коране сказано:

 

اللّهُ الْرِّبَا وَيُرْبِي الصَّدَقَاتِيَمْحَقُ

Уничтожает Аллах рост, и выращивает милостыню (Аль-Бакара,276)

То есть Аллах не дает бараката тем, кто наживается ростовщичеством, что приводит к разорению в Судный День или уже в этой жизни. Часто можно увидеть, как состояние, приобретенное недозволенным путем, буквально на глазах превращается в прах, уходит из рук в результате какого-нибудь бедствия, болезни или расточительства.

         Ростовщичество подрывает основы общества, погружает его в болото, где одни люди живут за счет других. Помимо этого ростовщичество уничтожает главный капитал – капитал жизни будущей. А в садака и милостыне заложен баракат для обоих миров.

Однажды перед праведным Али (радыйаллаху анху)  остановился нищий и стал просить у него подаяние. «Сходите к маме и принесите из дома шесть дирхемов» – сказал Али сыновьям Хасану (радыйаллаху анху)  и Хусейну (радыйаллаху анху) . Когда они принесли деньги, Али (радыйаллаху анху)  отдал их нищему, несмотря на то, что его семья тоже нуждалась, а Фатима (да будет доволен ей Аллах) собиралась купить на эти деньги муку.

Не успел Али (радыйаллаху анху)   вернуться в дом,  как к нему подошел человек и сказал, что желает продать ему за 140 дирхемов своего верблюда. Пообещав, что деньги возьмет потом, человек привязал животное к воротам Али (радыйаллаху анху)  и ушел. Немного спустя к Али (радыйаллаху анху)  подошел другой человек и стал просить продать ему своего верблюда за 200 дирхемов. Али (радыйаллаху анху)  согласился. Человек (радыйаллаху анху)  взял верблюда и расплатился за него сразу. 140 дирхемов Али отдал прежнему хозяину животного, а оставшиеся 60 – Фатиме: «Это – обещание Всевышнего:

 

مَن جَاء بِالْحَسَنَةِ فَلَهُ عَشْرُ أَمْثَالِهَا

Кто приходит с добром, получит вдесятеро (Аль-Анам, 160)

которое донес до нас Расулюллах (саллаллаху алейхи ва саллям)! Мы отдали шесть дирхемов, а Аллах умножил их вдесятеро!» – сказал он.  (Хаяту-с-Сахаба)

       В Коране сказано:

 

الْإِحْسَانِ إِلَّا الْإِحْسَانُهَلْ جَزَاء

Есть ли воздаяние за добро, кроме добра? (Ар-Рахман, 60)

 

Этот аят указывает на то, что закят открывает ворота милости и закрывает ворота зла. Замечательной иллюстрацией к этому служит история, поведанная Тимурташ Учар хазратом:

Это случилось в Стамбуле, в годы разгула преступности и беззакония. В один из магазинов ворвалась банда, состоявшая  из пяти или шести грабителей. Подойдя  к кассе, они велели хозяину магазина, человеку немолодому, отдать всю выручку. Но не успел тот протянуть им ключи от кассы, как один из грабителей, стоявший у входа, стремительно бросился к старику и закрыл его собой. «Пошли! Уходим отсюда! Мы не возьмем здесь ничего!» – сказал он сообщникам и направил на них оружие. «Что случилось?! В чем дело? Уйди в сторону, не мешай!..» – закричали было подельники, но тот был тверд…и в то же время чем-то смущен: «Пока я жив, вы не возьмете отсюда даже иголки!»  «Да что же  случилось с тобой?!» – удивлялись они. «Знаете, кто этот старик? – отвечал тот, – все годы, которые я прошлялся  по казино и кабакам, забросив семью,  он был моим детям за отца, он смотрел за ними, он выучил их, он протянул им руку помощи….»  Склонив головы, грабители потянулись к выходу и, извинившись, вышли прочь…

Так иногда плоды садака можно увидеть уже в этой жизни. Не зря говорят: «Малое подаяние отводит большие беды».

 

В помощи и утешении нуждающихся Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) был лучшим примером. Щедрость он прививал как основу мусульманского нрава:

 «Дающая рука превосходит берущую» (Бухари, Закят, 18)

          «Только двое вызывают зависть. Один, который расходует данное Аллахом имущество на пути Истины. Другой тот, которому Аллах дал знание, деяния  его соответствуют этому знанию, и он учит этому других» (Бухари и. Муслим)

 

Но вместе с тем сам он предпочитал богатству бедность. Часть его жилища служила пристанищем для неимущих, которых называли асхабу суффа. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) неустанно заботился о них, разделял их проблемы, а его  скромная жизнь сама была для них лучшим утешением. Он говорил, что бедные, которым не придется в Судный День отчитываться перед Аллахом за свои богатства, войдут в Рай раньше богатых на сорок лет. (Тирмизи, Китабу-з-Зухд)

Истинное богатство не измеряется состоянием, а возможностьделать садака есть даже у неимущих: 

             «И доброе слово – садака» – говорил Расулюллах (саллаллаху алейхи ва саллям). (Бухари; Муслим)

 

Согласно высказываниям Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), пользу можно найти  как в богатстве, так и в бедности, а довольствоваться следует любым достатком. То есть если человек живет на пути Аллаха и ради Него, то не будет ему вреда ни от богатства, ни от бедности.

 

Закят и инфак призваны препятствовать чрезмерному росту состояния богатых, что, в свою очередь, предотвращает зависть бедных. Если богатство становится причиной высокомерия и гордыни, то оно не приведет к добру. Материально или духовно – все члены общества нуждаются друг в друге. Как те, кто помогает, так и те, кому помогают. В этом заложена великая  мудрость и гармония бытия.

В Коране сказано:

 

الْحَمِيدُيَا أَيُّهَا النَّاسُ أَنتُمُ الْفُقَرَاء إِلَى اللَّهِ وَاللَّهُ هُوَ الْغَنِيُّ

О люди, вы нуждаетесь в Аллахе, а Аллах Богат, Славен (Фатыр, 15)

 

Абсолютная, полная власть принадлежит только Аллаху. Все созданное живет под этой властью, получая пропитание от своего Создателя. А власть, которой наделен человек, ограничена и дана лишь на определенный срок. И, так же как  богатство и положение в обществе, она является тяжелейшим испытанием.

«Иди не за ризыком (пропитанием), но за Раззаком (Дающим пропитание!)» – говорил один праведник.

Состояние и власть – это аманат. Ими надо распоряжаться так, как повелел их истинный обладатель. В противном случае открывается дорога к высокомерию, испорченности и несправедливости, а в сердце закрепляется любовь к земному. Всевышний сказал, что имущество и дети – фитна[1].То есть они способны превратится в фитну, прокравшись в сердца и став идолами в них. В Коране сказано:

 

فِي سَبِيلِ اللّهِوَالَّذِينَ يَكْنِزُونَ الذَّهَبَ وَالْفِضَّةَ وَلاَ يُنفِقُونَهَا

فَبَشِّرْهُم بِعَذَابٍ أَلِيمٍ

عَلَيْهَا فِي نَارِ جَهَنَّمَ فَتُكْوَى بِهَا جِبَاهُهُمْ وَجُنوبُهُمْيَوْمَ يُحْمَى

تَكْنِزُونَوَظُهُورُهُمْ هَـذَا مَا كَنَزْتُمْ لأَنفُسِكُمْ فَذُوقُواْ مَا كُنتُمْ

А тем, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, возвести [Мухаммад, что ждет их] мучительное наказание.

В тот день, когда в адском огне будет раскалено на-копленное [золото и серебро] и ими заклеймены их лбы, бока и спины [и им будет сказано]: "Вот то, что вы накопили для себя. Так вкусите же то, что вы копили!")(Ат-Тавба. 34, 35)

 

В хадисе говорится, что каждое утро на землю опускаются два ангела. Один из них делает ду’а: «О Аллах! Восполни имущество того, кто тратит его на Истинном Пути!» А другой просит: «О Аллах! Расточи имущество того, кто скупится!» (Муслим, Закят)  В другом хадисе сказано, что щедрость – это ветви райского дерева, достигающие земли. Ветвь этого дерева  приведет в Рай того, кто за нее держится. А жадность – это ветви древа Ада, достигающие земли. Того, кто держится за ветвь этого дерева, она приведет в Ад.(Байхаккы, Шуабу-ль Иман, vıı, 435)

Эти аяты и хадисы подвигают нас не останавливаться только на выплате закята, но прибавлять к ним садака и инфак.

Аллах говорит:

 

وَيَسْأَلُونَكَ مَاذَا يُنفِقُونَ قُلِ الْعَفْوَ

И спрашивают они тебя: что им расходовать? Скажи: «Излишек, [который остается у вас]» (Аль-Бакара, 219)

 

Сахабы неизменно следовали по пути инфака. Когда готовился поход на Табук, Умар (радыйаллаху анху)  пожертвовал половиной своего состояния. Абу-Бакр (радыйаллаху анху)  отдал все, что у него было. «Что оставил ты для своей семьи?» – спросил его Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). «Аллаха и Его Посланника!» – ответил тот.

Однажды между шейхом Шибли и экзаменовавшим его факихом произошел такой диалог: Факих спросил:

– Какую долю имущества следует отдавать в качестве закята?

– Какой ответ ты хочешь услышать: согласно мазха-бу[2] факихов, или «мазхабу факиров»?

– Согласно обоих.

– Согласно мазхабу факихов, с двухсот дирхемов, про-лежавших более года, следует отдать одну сороковую, то есть пять дирхемов. А согласно «мазхабу факиров», дабы спаститсь, надо отдать сразу все двести, да еще благодарить Аллаха!..

– Мазхабу факихов мы научились у богословов!

– А мы научились «мазхабу факиров»  у благородного Абу Бакра, который выложил перед Посланником Аллаха все, что у него было, а потом в придачу, в качестве благодарности за свое спасение, он отдал частичку себя – свою дочь!(Мектуб, 34, Учунчу юзйил)

Прививая своим сахабам любовь отдавать ради Аллаха, сам Посланник (саллаллаху алейхи ва саллям) в этом был лучшим примером.  Как передано от Айши, да будет доволен ею Аллах, однажды домочадцы Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) зарезали овцу. Расулюллах (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил: «Что осталось от нее нам?» «Только одна лопатка» – ответила Айша. «Скажи, что [нам] осталось все, кроме лопатки!» – сказал Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). (Тирмизи, Сыфату-ль-Кыйама, 35)

Если Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) находил ночью в своем доме несколько серебряных или золотых монет, то не успокаивался, пока не раздавал их. Однако он не делал обязанностью для всех мусульман то, что практиковал сам, а наставления его соответствовали возможностям и способностям сподвижников. Приняв от Абу Бакра (радыйаллаху анху)  все пожертвованное им состояние, другому сахабу он сказал: «Оставь себе часть своего имущества – это для тебя лучше!» (Р.М.Сами, Табук Сефери, 66)

Ислам не ограничивает благотворительность лишь определенным и обязательным закятом. Помимо его выплаты, в этом вопросе каждый волен определяться сам, в соответствии со своими материальными возможностями и духовными потребностями. Например, Абу Зар из денег зарабо-танных сегодня, был не в состоянии оставить на завтра что-то для себя. А Абдуррахман бин Авф (радыйаллаху анху)  кормил других, будучи голодным сам. 

Каждый, кто ищет спасения,  должен жить с сознанием того, что богатства, которыми  он обладает, временны, и что однажды он предстанет перед их истинным обладателем. В Коране сказано:

 

ثُمَّ لَتُسْأَلُنَّ يَوْمَئِذٍ عَنِ النَّعِيمِ

Потом вы будете спрошены в тот День о наслаждении! (Ат-Такасур, 8)

То есть пленники земных страстей, не делающие подаяний, подобны носильщикам, которые носят дрова для  пожарища, на котором предстоит гореть им самим.

        Богатство является благом лишь в том случае, когда оно заработано разрешенным способом, и, не став сердцу идолом, расходуется на пути Аллаха. В противном случае – оно – бремя в мирской жизни и причина мучений в жизни следующей. Богатство должно служить средством достижения цели, поставленной хадисом: «Наилучший из людей тот, кто наиболее полезен другим» (Табарани, Маджмау-ль-Авсат, VI, 58) 

Необходимо помнить о том, что ду’а бедных и немощных – поддержка и источник благ для имущих и сильных. Нельзя рассматривать бедность и нужду как унижение. Быть может, они – отражение богатства в вечной жизни. 

Как щедрый богач, так  и хранящий достоинство бедняк пользуются уважением людей и ими доволен Аллах. Однако высокомерных богачей и фальшивых бедняков Ислам порицает. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) делал дуа: «О Господь! Прибегаю к Тебе от фитны богатства и бедности!» (Муслим, Зикр, 49) То есть по-настоящему богат тот, в ком победят сми-рение, неприхотливость и упование на Аллаха.

Каждый раб, желающий достичь вершин нравственности и удостоиться милости Аллаха, должен делиться вверенными ему благами с нуждающимися. Он должен стремиться к довольству Аллаха, принося пользу другим всеми возможными способами.

Выплата закята – это выражение благодарности, в ответ на которую Аллах увеличивает свои дары:

 

لَئِن شَكَرْتُمْ لأَزِيدَنَّكُمْ

Если вы будете благодарны, Я  умножу вам [милости]) (Ибрахим, 7)

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям)  говорил:   «О человек, подавай и тебе воздастся!..» (Бухари, Муслим)

 

Горе тому, кто говорит: «Это я работал! Это заработал я!» Забыв, что все, что у него есть, дал ему Аллах, он смотрит на бедных с презрением. Если он не опомнится и не раскается, его ждет участь, подобная участи Каруна. Когда-то Карун был человеком бедным и благочестивым. Затем, благодаря знаниям, полученным от Пророка Мусы (алейхиссалям) , став обладателем несметного состояния, он не смог защитить свой нафс от нахлынувших соблазнов. Его душа потеряла былую чистоту, он стал гордиться своим богатством. В Коране сказано:

 

عَلَيْهِمْ وَآتَيْنَاهُ مِنَ الْكُنُوزِإِنَّ قَارُونَ كَانَ مِن قَوْمِ مُوسَى فَبَغَى


أُولِي الْقُوَّةِ إِذْ قَالَ لَهُ قَوْمُهُمَا إِنَّ مَفَاتِحَهُ لَتَنُوءُ بِالْعُصْبَةِ


لَا تَفْرَحْ إِنَّ اللَّهَ لَا يُحِبُّ الْفَرِحِينَ

Воистину, Карун был из того же народа, что и Муса, но он притеснял его (т. е. народ). Мы же даровали ему так много сокровищ, что под ключами от них изнывал целый отряд силачей. И тогда [люди] из его народа сказали ему: "Не ликуй [в самообольщении], ибо Аллах не любит кичливых". (Аль-Касас, 76)

          Но Карун не слушал ни свой народ, ни наставления Мусы (алейхиссалям) . Когда Муса (алейхиссалям)  призвал его выплатить закят, он ответил: «Это богатство заработал я!»

Каруну было сказано:

نَصِيبَكَ مِنَ الدُّنْيَاوَابْتَغِ فِيمَا آتَاكَ اللَّهُ الدَّارَ الْآخِرَةَ وَلَا تَنسَ

وَلَا تَبْغِ الْفَسَادَ فِي الْأَرْضِوَأَحْسِن كَمَا أَحْسَنَ اللَّهُ إِلَيْكَ

إِنَّ اللَّهَ لَا يُحِبُّ الْمُفْسِدِينَ

عَلَى عِلْمٍ عِندِي أَوَلَمْ يَعْلَمْ أَنَّ اللَّهَ قَدْ أَهْلَكَقَالَ إِنَّمَا أُوتِيتُهُ

وَلَامِن قَبْلِهِ مِنَ القُرُونِ مَنْ هُوَ أَشَدُّ مِنْهُ قُوَّةً وَأَكْثَرُ جَمْعًا

يُسْأَلُ عَن ذُنُوبِهِمُ الْمُجْرِمُونَ

فِي زِينَتِهِ قَالَ الَّذِينَ يُرِيدُونَ الْحَيَاةَ الدُّنيَافَخَرَجَ عَلَى قَوْمِهِ

مِثْلَ مَا أُوتِيَ قَارُونُ إِنَّهُ لَذُو حَظٍّ عَظِيمٍيَا لَيْتَ لَنَا

الَّذِينَ أُوتُوا الْعِلْمَ وَيْلَكُمْ ثَوَابُ اللَّهِ خَيْرٌ لِّمَنْ آمَنَوَقَالَ

وَعَمِلَ صَالِحًا وَلَا يُلَقَّاهَا إِلَّا الصَّابِرُونَ

بِهِ وَبِدَارِهِ الْأَرْضَ فَمَا كَانَ لَهُ مِن فِئَةٍ يَنصُرُونَهُفَخَسَفْنَا

اللَّهِ وَمَا كَانَ مِنَ المُنتَصِرِينَمِن دُونِ

مَكَانَهُ بِالْأَمْسِ يَقُولُونَ وَيْكَأَنَّ اللَّهَوَأَصْبَحَ الَّذِينَ تَمَنَّوْا

يَشَاء مِنْ عِبَادِهِ وَيَقْدِرُ لَوْلَا أَن مَّنَّ اللَّهُيَبْسُطُ الرِّزْقَ لِمَن

وَيْكَأَنَّهُ لَا يُفْلِحُ الْكَافِرُونَعَلَيْنَا لَخَسَفَ بِنَا

 

«А при помощи того, что Аллах даровал тебе, стремись обрести обитель будущей жизни. Не пренебрегай и долей твоей в этом мире, твори добро, подобно тому как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись к бесчинству на земле, ибо Аллах не любит бесчинствующих". [Карун] ответил: "То, что даровано мне, [даровано] за мое умение". Неужели он не знал, что Аллах до него погубил [целые] поколения, которые превосходили его мощью и богатством? Подобных грешников даже допрашивать не станут [в Судный день]. [Карун] вышел к своему народу во всем великолепии. Те, которые жаждут [благ] этого мира, сказали: "О, если бы и нам было даровано то же, что Каруну! Воистину, у него - великий удел!"

А те, которым было даровано знание, сказали: "Горе вам! Аллах лучше вознаграждает тех, кто уверовал и творил праведное дело. И обретут награду только терпеливые".

И тогда Мы повелели земле поглотить Каруна и дом его. Не было у него сподвижников, которые помогли бы ему против Аллаха, и сам он не смог помочь себе.

А те, которые еще вчера завидовали его положению, наутро сказали: "Горе! Аллах дарует удел щедро или умеренно тому из Своих рабов, кому пожелает. Если бы Аллах не был милостив к нам, то [земля по Его воле] поглотила бы нас. Горе! И в самом деле, неверные не преуспеют" (Аль-Касас, 77-82)

 

Те, кто предпочел эту жизнь жизни будущей, лишили себя даров Аллаха. Ведь Райские сады обещаны Его искренним и верным рабам:

 

لِلَّذِينَ لَا يُرِيدُونَ عُلُوًّا فِيتِلْكَ الدَّارُ الْآخِرَةُ نَجْعَلُهَا

الْأَرْضِ وَلَا فَسَادًا وَالْعَاقِبَةُ لِلْمُتَّقِينَ

Эту обитель в будущей жизни Мы даем тем, которые не хотят величаться на земле или распространять нечестие, а тех, кто Аллаха боится, их ждет счастливый конец. (Аль-Касас, 83)

 

Руми говорит: «Как же можно стать рабом золота и мирских богатств, как можно не расходовать их на пути праведном?! Неужели не унизительно стать пленником мирского, свернувшись, словно змея, у его ворот?! Разве это не разорение, отправляющее к небесам с пустыми руками?!»

Во времена Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) среди  мусульман Медины жил человек по имени Саляба[3], известный своей страстью к деньгам и власти. Он очень хотел разбогатеть и пришел к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), чтобы тот сделал для него ду’а. «То небольшое состояние, за которое ты сможешь быть благодарным, лучше большого состояния, за которое ты не сможешь отблагодарить…» – сказал ему Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям). Услышав это, желание Салябы ненадолго утихло, но спустя некоторое время он снова пришел к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям): «О Посланник Аллаха, сделай ду’а, чтобы я стал богатым!» «Разве тебе не довольно меня как примера? Клянусь Аллахом, если бы я захотел, то эти горы, превратившись в серебро и золото, последовали бы за мной, но я не нуждаюсь в этом!» – сказал Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям). Саляба опять ушел ни с чем, но в его душе не унималась буря страсти. «Если я стану богатым, буду помогать бедным и удостоюсь еще больших наград» – утешал он себя и, обуянный нафсом, отправился к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) в третий раз:  «Клянусь тем, Кто послал тебя Пророком истины, если ты сделаешь меня богатым, я стану защищать бедных и каждому воздам по праву!..»

Тогда Посланник Аллаха сделал ду’а, чтобы Аллах дал Салябе то, что он просит. Через некоторое время Всевышний выполнил  просьбу Пророка, и в руки Салябе попало огромное состояние. Стада его были неисчислимы. Но Саляба, когда-то молившийся в мечети постоянно, начал отдаляться от джамаата. Его стали видеть только на намазе по пятницам, а спустя некоторое время он пропал совсем. «Горе Салябе!..» – воскликнул Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), услышав об этом. Когда к Салябе пришли сборщики заката, он сказал им: «Вы занимаетесь вымогательством!»и, позабыв о своем обещании, не отдал даже минимум, определенный Кораном. Так Саляба стал мунафиком. В Коране сказано:

 

 آتَانَا مِن فَضْلِهِ لَنَصَّدَّقَنَّ وَلَنَكُونَنَّ مِنَوَمِنْهُم مَّنْ عَاهَدَ اللّهَ لَئِنْ


فَلَمَّا آتَاهُم مِّن فَضْلِهِ بَخِلُواْ بِهِ وَتَوَلَّواْ وَّهُم مُّعْرِضُونَالصَّالِحِينَ

Среди них есть и такие, которые клялись Аллаху: «Если Он даст нам от Своих щедрот, то мы будем давать подаяние и будем праведными». Когда же Он даровал им от Своей милости, они стали скупиться и отвернулись упрямо. (Ат-Тавба, 75-76)

Умирая в глубоком раскаянии, Саляба словно слышал голос Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям): «То небольшое состояние, за которое ты сможешь быть благодарным, лучше большого состояния, за которое ты не сможешь отблагодарить…»

Не послушавшись Посланника Аллаха, (саллаллаху алейхи ва саллям) он обманулся богатствами преходящего мира, в результате чего стал  нищим в мире вечном...  (Ахмед Шахин, Тарихин Шереф Левхалары, 27)

Человек устроен так, что земное притягивает его нафс. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Если у человека есть две долины богатств, то  он пожелает третьей. Ничто не насытит его утробы, кроме земли» (Бухари, Муслим)

Алчность растет вместе с богатством. Человек, погруженный в материальный мир, утрачивает милосердие. «Стань еще чуть богаче, тогда  сможешь сделать больше!» – говорит нафс, и делать подаяние становиться все труднее.  Его сегодняшний день потерян, тело измучено, а душа больна. О таких говорят: «Пропали сказавшие «Сделаю завтра!»

 

В рассказе о Салябе, наряду с примером того, как можно оказаться жертвой жажды к земному, есть еще один  важный момент: несоблюдение адабов в ду’а, недовольство своим уделом и неуместная настойчивость может привести к плачевному результату. Возможно, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) знал о том, что предначертано Салябу и сделал ду’а в ответ на его упрямство для того, чтобы это послужило уроком для уммы. Недостаточно в своих ду’а просить у Аллаха того, что мы сочли благом, положившись лишь на свой разум.   Наряду с этим следует желать, чтобы это благо было принято Всевышним. Иначе, испрашивая милости, можно накликать беду. Ду’а, как и садака, не изменяют предопределения, но влияют на нашу жизнь и изменяют ее. Определять степень пользы  такого изменения, прибегая лишь к разуму, – большая ошибка. В ду’а сокрыты и свобода выбора, и милость Аллаха, и Его приказ. Как бы ни казалось нам добром то, чего мы желаем в своих ду’а, следует добавлять: «О Господь! Дай нам  то, что мы просим, если оно – благо!»

Для того чтобы не оказаться жертвой собственного имущества, существует обязанность распоряжаться им согласно божественным приказам. Их выполнение обеспечивает благополучие каждого в отдельности и общества в целом, как в жизни этой, так и в следующей.

2,5% для выплаты закята исчисляется согласно лунному календарю, год  которого состоит из 355 дней. Однако в современной экономике принято вести хозяйство согласно календарю солнечному, в году которого 365 дней. Нельзя забывать прибавлять 10 дней разницы между календарями, высчитывая закят. Так, 2,5% в лунном году равны почти 2,6% в году солнечном.

Также при исчислении закята следует учитывать инфляцию. Для того чтобы сумма соответствовала обязательной непосредственно на день выплаты, ее нужно индексировать в соответствии с ценой на золото. В противном случае закят может оказаться меньше 2,5%, и ибада будет выполнена не в полной мере.

 

Закят выплачивается только физическим лицам. Юридическим лицам и организациям закят не выплачивается. Библиотеки, курсы по изучению Корана, больницы и мечети строятся не на закят, а на пожертвования. Угощение бедных тоже не является закятом, потому что при этом нет факта передачи в собственность.Большая мудрость содержится в том, что в Коране ясно определены категории людей, которым выплачивается закят. С одной стороны, это спасает нуждающихся от унижения, с другой – удерживает от попрошайничества тех, кто способен зарабатывать сам.

Однажды к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) пришел бедуин и попросил у него садака. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) (найдя его крепким и здоровым) спросил:

– Что у тебя есть из имущества?

– Один мешок и одна чаша.

– Обменяй их на топор – будешь им заготовлять дрова и прокормишься.(Абу Дауд, Китабу-з-Закят)

После того, как бедуин последовал совету Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), Аллах дал ему баракат и избавил от нищеты.

Просить в нужде Ислам не запрещает, но и не поощряет. Однако к тому, кто взял себе за правило просить что-нибудь для себя у каждого встречного, можно отнести аят:

 

فِي الصَّدَقَاتِ فَإِنْ أُعْطُواْ مِنْهَا رَضُواْوَمِنْهُم مَّن يَلْمِزُكَ


هُمْ يَسْخَطُونَوَإِن لَّمْ يُعْطَوْاْ مِنهَا إِذَا

Среди них есть такой, который клевещет на тебя из-за садака. Если дадут им что-то из него, они бывают довольны. Но если им ничего не дается, они сердятся. (Ат-Тавба, 58)

 

Как-то одному из таких, которые приходили к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), чтобы попросить  что-нибудь из закята, Пророк сказал: «Всевышний Аллах не дал права делить закят по собственному усмотрению никому, даже Пророку. Он определил восемь категорий (людей), которым его выплачивают. Если ты входишь в одну из них, тогда можешь взять свою долю». (Байхаккы, Суннату-ль-Кубра, VII, 6)

В распределении закята следует проявлять точность, раздавая его только тем, кто упоминается в аяте. Благотворительность вне этих  строго очерченных рамок осуществляется на милостыню и пожертвования. Распределяя закят, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) отказывал тем, кто не имел права его брать, однако не  отказывал в милостыне.  Как сказано в аяте:

وَأَمَّا السَّائِلَ فَلَا تَنْهَرْ

....а просящего не отгоняй. (Ад-Духа, 10)

 

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Ваше благонравие в том, чтобы дать протянувшему к вам руку хотя бы финик» (Бухари, Китабу-з-закят)

Вдохновленный этим хадисом, Муса Эфенди подавал даже тем, кто сделал нищенство своей «профессией», говоря: «Нужно дать хоть немного, чтобы не привыкнуть не подавать».

Попрошайничество унизительно. Нельзя забывать, что Ислам разрешает просить подаяние только в случае крайней нужды. Принимая клятву на верность у своих сахабов, многим из них Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) наказывал  «ни у кого ничего не просить». Следует отличать бесстыжих бродяг-попро-шаек – от тех, кто действительно попал в затруднительную ситуацию. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Бедняк – не тот, кто собирает крохи от двери к двери». «А кто же он?» – спросили его сахабы. «Бедняк – это тот, кто, находясь в нужде, никому об этом не говорит и ни у кого ничего не просит». – отвечал Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям)  (Муслим, Китабу-з-Закят, Бабу-ль-Мискин)То есть Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) хотел этим сказать, что те нищие, которые обращаются за помощью, получают хоть что-то. Но нельзя забывать о тех, кто терпит и скрывает свое положение.  В Коране сказано:

 

لاَ يَسْتَطِيعُونَ ضَرْبًا فِيلِلْفُقَرَاء الَّذِينَ أُحصِرُواْ فِي سَبِيلِ اللّهِ

الْجَاهِلُ أَغْنِيَاء مِنَ التَّعَفُّفِ تَعْرِفُهُم بِسِيمَاهُمْالأَرْضِ يَحْسَبُهُمُ

بِهِ عَلِيمٌفَإِنَّ اللّهَلاَ يَسْأَلُونَ النَّاسَ إِلْحَافًا وَمَا تُنفِقُواْ مِنْ خَيْرٍ

[Подавайте милостыню] беднякам, которые целиком посвятили себя делам во имя Аллаха, – не смогут они двигаться по земле [для того, чтобы зарабатывать]. Невежда принимает их за богачей из-за их скромности.   Ты узнаешь их по признакам их. Они не просят у людей, приставая. Что бы вы ни издержали из добра, поистине, Аллах про это знает!. (Аль-Бакара, 273)

 

Нужно быть особенно внимательным к  тамлику  (передаче права владения имуществом) и к тахариййя (выяснению прав на получение закята). Если выплатить закят без тахариййя, а потом обнаружится, что получивший не входит ни в одну из восьми групп, имеющих право его брать, то закят придется выплатить заново. Однако если тахариййя  была выполнена, то закят повторно не выплачивается.

Отдавая закят, следует помнить, что у каждого человека есть обязанности прежде всего перед самим собой, потом – перед членами своей семьи, а после этого – перед родственниками и близкими. Степень близости в этом вопросе определяется так же, как в науке о наследстве. Предпочтение складывается из двух критериев: степень близости родства и степень нужды берущего закят. Предпочтение родственникам при выплате закята отдается лишь в том слу-чае, когда степень нужды других претендентов такая же. Но если чужой нуждается больше, то и преимущество у него. 

Таким образом Ислам воспитывает справедливость и чувство сострадания. Милосердие – плод веры и неотъемлемая черта живой души. Каждое доброе дело, каждая Аль-Фатиха начинается с «Бисмиллях», с упоминания имен Ар-Рахман и Ар-Рахим. Истории о Пророках и праведниках полны рассказами и притчами о милосердии. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Проявляйте милосердие к тем, кто на земле, – пусть проявят к вам милосердие те, кто в небесах!» (Абу Дауд, Адаб, 58)

Главное проявление милосердия – это выполнение обязанностей, связанных с имуществом, таких как инфак, закят и десятина (закят с урожая).  

         В придании, опирающемся на аяты Корана, рассказывается об одном человеке из Йемена. В его владении, неподалеку от города Сан, находились посевы, виноградные и финиковые сады. Человек этот был очень щедрым. Собрав урожай, он с избытком раздавал беднякам десятину и помогал нуждающимся. Но когда он умер, его дети собрались и решили: «Семья наша многочисленна, да и  состояние невелико – не станем делиться урожаем с бедными!..»

В ответ на это Всевышний Аллах сделал их сады и поля пустыми и почерневшими. «Может, мы не туда зашли?» – сказали потомки праведника, когда увидели, во что превратились их владения. Когда их отец выплачивал десятину, бедняки делали ему ду’а, с которыми не переводился баракат на его полях и в садах. Но сыновья не понимали этого.                                                     

В Коране сказано:

 

إِنَّا بَلَوْنَاهُمْ كَمَا بَلَوْنَا أَصْحَابَ الْجَنَّةِ إِذْ أَقْسَمُوا

لَيَصْرِمُنَّهَا مُصْبِحِينَ وَلَا يَسْتَثْنُونَ

وَهُمْ نَائِمُونَفَطَافَ عَلَيْهَا طَائِفٌ مِّن رَّبِّكَ

فَأَصْبَحَتْ كَالصَّرِيمِ

Мы испытали их так, как испытали владельцев сада, которые поклялись, что завтра рано соберут все плоды, и не хотели ничего оставить [бедным]. Но случилась с садом беда от Господа твоего, когда они спали. И наутро он был точно срезан. (Аль-Калям, 17-20)

 

فَانطَلَقُوا وَهُمْ يَتَخَافَتُونَ

أَن لَّا يَدْخُلَنَّهَا الْيَوْمَ عَلَيْكُم مِّسْكِينٌ

وَغَدَوْا عَلَى حَرْدٍ قَادِرِينَ

رَأَوْهَا قَالُوا إِنَّا لَضَالُّونَفَلَمَّا

И они отправились, тихо говоря между собой: «Пусть сегодня не входит [в сад] ни один бедняк». Так утром рано шли они с намерением никого не пускать. Когда же увидели его (сад), сказали: «Мы, наверное,  сбились с дороги!»(Аль-Калям, 23-26)

 

Сговорившись провести  бедняков, они не подумали о том, что для Аллаха открыты намерения в их сердцах, а Его Могущество охватывает каждую вещь.

 

Руми говорит: «Мирская жизнь – подобна сновидению, а обладать мирским богатством – словно  найти клад во сне. Мирские богатства останутся лишь в этом мире, переходя от поколения к поколению».

«Забирая душу гафиля, Ангел смерти тем самым пробуждает ее ото сна. Проснувшись, гафиль удивляется: как много сил потрачено ради добра, которое на самом деле не принадлежит ему! Он начинает сожалеть, но время его истекло и уже  ничего не вернуть…»

Всевышний Аллах оповещает в аяте, что при наступлении смерти человек словно просыпается и, сокрушаясь, говорит:

 

إِلَى أَجَلٍ قَرِيبٍ فَأَصَّدَّقَ وَأَكُن مِّنَ الصَّالِحِينَرَبِّ لَوْلَا أَخَّرْتَنِي

«Господи, если бы Ты отсрочил мне смерть на короткое время, я бы стал давать милостыню и был бы праведным». (Аль-Мунафикун, 10)

 

В этом же аяте Аллах приказывает, пока не поздно, жертвовать из даров, которыми Он наделил. 


[1] Фитна – раздор, смута.

[2] Мазхаб – религиозно-правовая школа.

[3] Среди сподвижников Пророка e было 29 человек по имени Саляба.  Не следует путать Саляба, упомянутого в нижеприведенной истории с Салябом, учавствовавшим в битве при Бадре. 

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

 

majlis

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!