Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
| Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Воздержанность в пользовании мирскими благами


Ислам, Священный Коран, хадисы Пророка Мухаммада, Воздержанность в пользовании мирскими благами Несмотря на то, что Всевышний Аллах дозволил многое из благ мирских и передал их в пользование человеку, в истории Ислама всегда были  люди, которые воздерживались во всём, что касается пользования благами мирской жизни. Причиной тому служило простое желание оберечь себя от любви к мирскому. Особенно когда Ислам, набрав силу, стал распространяться и охватывать всё новые территории, люди желали сохранить свою прежнюю религиозность и богобоязненность. Но эта идея не смогла уцелеть.[1]

Поэтому впоследствии мусульмане стали вести воздержанный образ жизни по причинам, из которых  мы выделили следующие:

  1. 1.Боязнь неумения воздать хвалу за блага, которыми человек пользовался.
  2. 2.Боязнь того, что блага мирские и любовь к ним завладеет душою человека и станет препятствием на его пути к богобоязненности.
  3. 3.Неверное понимание того, что «жизнь мирская принадлежит неверным, а жизнь следующая – верующим».
  4. 4.То, что Священный Коран и хадисы Пророка Мухаммада говорят о мирском как о пагубном.
  5. Боязнь того, что, воспользовавшись благами мирской жизни, человек теряет эту возможность в жизни иной.
  6. Боязнь того, что за каждое благо придётся отвечать в отдельности.

Благодарность или воздаяние хвалы в форме каких-то действий, слов или эмоций за благо или милость, оказанную кем-то кому бы то ни было,[2] является одной из обязанностей в Исламе. Ведь в Священном Коране говорится о том, что Всевышний Аллах, сотворив человека из ничего и дав ему жизнь, требует, чтобы тот был Ему благодарен.

«Аллах вывел вас из чрева ваших матерей в тот миг, когда вы ни о чем не ведали. Затем Он наделил вас слухом, зрением, сердцами, - быть может, вы будете благодарны».[3]  В другом аяте сказано: «Пользуйтесь же [о верующие] всем дозволенным и прекрасным, что Аллах дал вам в удел, и возблагодарите Аллаха за милость, если вы поклоняетесь [только] Ему».[4] 

Посланник же Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Тот, кто не благодарит людей, не благодарен и Аллаху»,[5] указывая на необходимость быть признательным, а в аяте говорится: «[Вспомни] как возвестил ваш Господь: "Если вы будете благодарны, то я непременно умножу вам [милость]. А если будете неблагодарны, то ведь наказание Мое сурово"»,[6] то есть каждая воздаваемая хвала будет услышана и вознаграждена, а неблагодарность будет наказана.

Человеку предоставляется возможность пользоваться несметными благами, которыми Всевышний наделил его в жизни, что всегда напоминает ему о воздаянии хвалы и благодарности их истинному Хозяину и Владыке, то есть требует от него определённых действий. Несмотря на то, что, поступая так, человек лишь приобретает, как об этом говорится в аяте «Но мало кто из Моих рабов благодарен»,[7] немногие понимают это, и немногие понимают необходимость быть благодарными. Вместе с тем, всем известно и то, что воздаяние истинной благодарности – задача не из лёгких. Ведь, когда Пророк Дауд обратился к своему Господу: «О Господь! Как же мне надлежит воздать хвалу Тебе, ведь всё, чем одарил Ты меня, есть благо, и всё достойно благодарности», Всевышний ответил ему: «Именно сейчас ты и воздал то, чего от тебя требовалось»,[8] указывает именно на это.

Всевышний сотворил действительно несметное количество благ, достойных восхваления и благодарности Создателю. Но существуют верующие, которые из боязни «не уметь воздать своей хвалы надлежащим образом», предпочитают не пользоваться многим из того, что уже известно как дозволенное и благое. Однако о том, что такое представление является неверным, и что в пользованием благами, которые Аллах сделал дозволенными, и воздаяния за них хвалы, таким образом, каким Он же указал рабам Своим, мы уже говорили в главе о мирских благах. Об этом скажет и хадис, передаваемый Катадой (умер 24/644), в котором говорится: «Распространение блага является и благодарностью за него».[9] Ведь, называя Пророка Ибрахима «Благодарным за благодеяния Его. Аллах избрал его и вывел на прямой путь»,[10] и Нуха, «Воистину, он был благодарным рабом",[11] присваивая Себе имя «Благодарного»,[12] Всевышний Аллах указал на то, что достигнуть источника всех благ можно лишь благодарением.

Он же, повелевая Своим Посланникам и Пророкам есть благое и творить благие деяния,[13] требует того же и от верующих, побуждая их питаться из благих и чистых благ, которыми Он наделил их, и быть Ему благодарными.[14]

А посему, вместо того, чтобы, опасаясь того, «что не сумеет воздать хвалы», «сторониться дозволенных благ Господних», человеку следует пользоваться ими, воздавать за них свою хвалу, тем самым оставаться на верном пути к самому источнику всех этих благ.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Аллах всегда доволен рабом Своим, который, вкусив пищи, воздаёт хвалу Господу своему, и испив воды, воздаёт хвалу и за это»,[15] а в другом случае – что за слова «Хвала Аллаху», которые человек воздаёт за любое из благ, постигших его, будь они великими или незначительными, Аллах воздаст ему и преумножит».[16]

Умар бин Абдульазиз говорил, что тот, кто осознает добро какого-то блага, воздаёт хвалу за его,[17] а Абу Киляба (умер 104/722) сказал: «Аллах одарил вас щедрыми благами. И никогда мирское не навредит вам, если вы будете благодарными Аллаху за блага Его».[18] Их слова указывают, что неверным является поведение раба, который из «боязни не суметь воздать хвалы своей», сторонится разрешённых и чистых благ, которые предоставлены ему в  жизни. Да и тот факт, что хвала и благодарность человека за то или иное благо, может быть лишь соответствующей самому благу, указывает на то, что воспользоваться им и воздать надлежащую хвалу, будет правильнее, и в этом скрывается польза, как для самого человека, так и для общества. Ведь поступая так, и другие, пользуются тем, чем воспользовался человек. Слова же: «Хвала Ему!» не являются ничем, кроме поминания. С этим благодарность не становится полною. Ведь, съев три блюда обеда и дожидаясь своего кофе, человек, даже сказав: «Хвала Ему!», не может являться воздавшим хвалу, если он знает, что сосед его голоден. Для него воздаянием хвалы станет одна порция, которую человек, не съев сам, отдаст соседу.[19]

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил, что человеку, который боится греховного, его большое имущество не может навредить.[20] Он говорил также, что блага мирские сладки и доступны, и что для тех, кто умеет правильно ими овладеть и правильно ими пользоваться, они приносят лишь всё новые приобретения.[21]  Он  опасался, что его последователями овладеет страсть к наживе по причине изобилия, которое вскоре нахлынет, и,  лишь воздавая надлежащую хвалу Аллаху за него, человек сможет обезопасить себя от их пагубности.[22] Посланник Аллаха говорил, что, когда человека постигает какое-то благо или милость, и он благодарит Аллаха, это для него всегда благо,[23] и что Аллаху всегда мило видеть на рабах Своих следы благ и милостей, коими Он их наделяет.[24] Все эти высказывания указывают на то, что всегда пользоваться благами и оставаться за них благодарным – поведение более достойное и превосходное.

Будет неверно, если человек не воспользуется предоставленными ему дозволенными и чистыми благами лишь из боязни не суметь остаться благодарным. Ведь в большинстве случаев он и не знает – умеет ли он оставаться благодарным Господу своему даже за те блага, которыми он пользуется ежедневно. Ведь каждый день мы вкушаем пищу и произносим «Хвала Аллаху», тогда как и не подозреваем, что за каждый вздох, сделанный нами, мы обязаны быть премного благодарны. Следующая история раскрывает эту действительность весьма ясно.

Однажды к Хасану аль-Басри пришёл один человек и сказал: «Такой-то из боязни не суметь быть благодарным не пьёт  шербета». Хасан аль-Басри спросил, пьёт ли тот холодную воду. «Да», – ответил он. «Тогда твой приятель просто невежда! Ведь он не знает даже того, что пить холодную воду – это намного слаще, чем вкушать шербет».[25]

В результате следует сказать, что бояться «не суметь воздать хвалу» и сторониться благ, противоречит, во-первых, основным принципам Ислама, во-вторых, устоям общества. Ведь это требует, чтобы человек не зарабатывал денег и не работал вовсе.[26]



[1] Чакан, Жить по Исламу, стр. 47.

[2] См. Джурджани, ат-Тарифат, пункт  «шкр».

[3] Ан-Нахль 16/78.

[4] Ан-Нахль 16/114.

[5] Абу Дауд, Адаб, 11; Тирмизи, Бирр, 35; Ахмад бин Ханбаль, Муснад, 2/258, 295, 388; 3/32.

[6] Ибрахим 14/7.

[7] Саба 34/13.

[8] См. Ибн Касир, Тафсир, 5/536; Куртуби, аль-Джами ли ахкамиль-Куран,1/391; 9/343.

[9] См. Муттаки аль-Хинди, Канзуль-Уммаль, 3/258.

[10] Ан-Нахль 16/121.

[11] Аль-Исра 17/3.

[12] См. Фатыр 35/30, 34; Аш-Шура 42/23; Ат-Тагабун 64/17.

[13] См. Аль-Муминун 23/51.

[14] См. Аль-Бакара 2/172.

[15] Муслим, Зикр, 89; Тирмизи, Атыма, 18.

[16] См. Ханнад бин Сари, Китабуз-Зухд, 2/399.

[17] См. То же произведения, 2/400.

[18] См. То же произведения, 2/399. См. также, Абу Нуайм, Хилья, 2/286.

[19] Чакан, Жить по Исламу, стр. 49.

[20] См. Ибн Маджа, Тиджарат, 1.

[21] См. Муслим, Закят, 122.

[22] См. Ваки бин аль-Джаррах, Китабуз-Зухд, 1/300.

[23] См. Муслим, Зухд, 64.

[24] См. Тирмизи, Адаб, 54.

[25] Эльмалылы, Хак Дини, 3/1800.

[26] Чакан, Жить по Исламу, стр. 52-53.

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

 

majlis

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!