Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
Пятничная хутба в "Рисаляте" | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 6
ХудшийЛучший 

                                                                                 Доверие

Джума в Да, будут бесконечные хвала и прославления нашему Всевышнему Аллаху Субхана вата'аля, который одарил всё сущее и, конечно же, нас – человечество, последним из Пророков - Мухаммадом Мустафой (саллаллаху алейхи ва саллям). Да будет бесконечная хвала и прославления нашему Творцу - Всевышнему Аллаху, который наделил его всеми непревзойденными качествами, которыми должен обладать Посланник Господа миров, и, оказывая ему во всем свою прямую поддержку и помощь, сделал нас из тех, кто следует за ним!

Пусть дойдут наши приветствия и благословение до величайшего из Пророков, Мухаммада Мустафы (саллаллаху алейхи ва саллям), чей высочайший нрав всегда оставался и остаётся источником милосердия и благодати, чьи поступки и деяния навсегда стали примером для руководства и подражания для всего человечества!

Человек, которому даровано все сущее на небесах и на земле, прежде всего прочего должен помнить об этой величайшей милости Господа, и стараться должным образом отблагодарить Его и воздать свою хвалу Ему за это.

Пятничная хутба в Дорогие братья! Прекрасная и совершенная религия Ислам призывает нас к тому, чтобы мы - ее приверженцы были владельцами живых (а не мертвых) сердец и чуткой совестью, искренне выполняющими все предписания Всевышнего Аллаха, избегающими запретное, уберегая себя и близких от совершения необдуманных поступков. Слово му'мин «верующий» однокоренное со словами амнийат «доверие» и аманат «доверенное, залог», поэтому самыми надежными людьми должны быть мусульмане, верующие в Аллаха. Ибо Всевышний Аллах хочет, чтобы му'мины были надежными людьми, на которых можно всегда положиться. Одним из самых важных качеств нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) было «Аманат», надежность. Наш Пророк был образцом надежности, за это его прозвали «Мухаммад Амин» - «верный, надежный». Поэтому для верующих, которые являются общиной Мухаммада Амина (саллаллаху алейхи ва саллям), нет ничего более естественного, чем быть верными и надежными людьми. Те, кто, не оправдывая этого качества, становятся предателями, со временем теряют связь и с верой, и с Мухаммадом Амином нашим Посланником (саллаллаху алейхи ва саллям).  

Анас бин Малик (радыйаллаху анху) передает:

«Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) в большинстве своих бесед говорил нам:

«Кто неверен доверенному (аманат), у того нет веры (иман). Нет веры и у того, кто неверен клятве». {Ахмад,, III, 154, 135).

Абу Хурейра (радыйаллаху (саллаллаху алейхи ва саллям)  анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Есть три признака лицемера (мунафик): когда он говорит, то лжет: когда дает слово, не держит его; когда ему что-то доверяют, не верен (аманату)»,(Бухари, Иман, 24; Муслим, Иман. 107-108. Отдельно см. Тирмизи, Иман, 14/2631-2633).

В одном из вариантов этого хадиса также говорится:

«Даже если он постится, совершает намаз и объявляет себя мусульманином!»

(Муслим, Иман, 109).

Один из признаков лицемера (мунафик) - это ненадежность, предательство. Когда ему что-то доверяют, он расходует его не по Исламу, проявляет несправедливость и не оправдывает доверие. Это касается не только материального аманата, но и морального. Если человек отрицает и оставляет принципы Корана и Сунны, которые даны нам в качестве залога (аманат) Аллахом и Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), то он предает их.

Абу Хурейра (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Возвращай доверенное (аманат) тому, кто оставил тебе его! Не предавай того, кто предал тебя!» (А6у Дауд, Буйу', 79/3535; Тирмизи, Буйу', 38/1264).

altТакже и, тайна, доверенная другу, тоже является аманатом. Разглашать эту тайну также является предательством.

Наш Всевышний Господь не любит предателей (аль-Анфаль, 8/58; аль-Хадж, 22/38). Он ни в коем случае не допустит, чтобы их козни достигли цели (Йусуф, 12/52).

Повелевая Своему любимому Пророку отдаляться от тех, кто склонен к предательству, Он говорит:

«Так не будь же на стороне изменников» (ан-Ниса, 4/105).

«Не заступайся за тех, которые предают сами себя, ибо, воистину, Аллах не любит ни изменника, ни грешника» (ан-Ниса, 4/107).

В своей прощальной хутбе Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) обратился со следующими словами:

«О люди, слушайте мое завещание внимательно, и пусть присутствующие донесут мои слова до других. В Своей Книге Аллах сообщает вам о дозволенном и запретном, говорит о том, что следует делать, и чего следует остерегаться. Следуйте тем заповедям  этой Книги,  которые поражают ваш ум.  Берите назидание из ее примеров. Сторонитесь желаний и стремлений, отдаляющих вас от рая и приближающих к аду. Не отделяйтесь от джамаата и истины. Не злоупотребляйте чужим доверием, не преступайте против вверенного вам и бойтесь Аллаха. Не обижайте ваших жен и тех, кто находится под вашим руководством. Соблюдайте их права. Учите ваших детей знаниям и благонравию, ведь они вверены вам».

Люди, совершающие предательство, даже если они будут самыми близкими родственниками пророков, не смогут спасти себя в будущей жизни.

В священном аяте говорится:

«Аллах приводит как назидательный пример для не уверовавших жену Нуха и жену Лута. Они обе были [замужем] за рабами из числа наших праведных рабов. Они предали своих мужей, и ничто не спасло их от [гнева] Аллаха, и было им сказано: «Войдите в ад вместе с теми, кто входит [туда]!» (ат-Тахрим, 66/10).

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), перечисляя тех, кто войдет в Ад, также сказал:

«... Изменник, который скрывает свою жадность. В какие ворота ни постучит такой человек, обязательно предаст.

Человек, который утром при каждой возможности обманывает тебя в том, что касается тебя и твоей семьи».(Муслим, Джаннат, 63).

Для того чтобы спастись от Ада и войти в Рай, надо быть верующим (му'мин). Вера (иман) и предательство не могут быть вместе. Нет веры у ненадежного человека и у человека, нарушающего свое слово. Эти два обстоятельства связаны с надежностью. В некоторых хадисах говорится, что му'мин может совершать грехи, но ни в коем случае не может предать и солгать. (Ахмад, V, 252; Байхаки, Шуайб, IV, 207).

Целью таких хадисов является явственно обозначить всю тяжесть предательства и лжи и не дозволить верующим, совершать  еще и другие грехи. Верующий должен со всей возможной строгостью избегать всех грехов, но предательство и ложькатегорически не должны присутствовать в нем. Так как эти отрицательные качества совершенно не подобают верующему, и они ни в коем случае не могут соседствовать с верой.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), описывая мусульманина, говорит:

«Мусульманин брат мусульманину. Он не предаст его, не солжет ему и не устанет оказывать ему помощь. Каждому мусульманину запретны честь, имущество, и кровь другого мусульманина».(Тирмизи, Бирр, 18/1927).

Для Всевышнего Аллаха нет ничего скрытого. Он знает о злобных взглядах и намерениях предателей и записывает их в качестве доказательства против них в их книги деяний. В Священном Коране говорится:

«Ведомы [Аллаху] и лживые взоры, и то, что сокрыто в сердцах» (аль-му'мин, 40/19).

Поэтому   человек,   верующий   в   Аллаха   и Судный   день,   не   может   совершить предательство. В приведенном выше хадисе сообщается, что измена есть качество лицемера (мунафика). В продолжение этого хадиса говорится, что лицемеры, когда разговаривают, лгут и, когда дают слово, не держат его. Все это разновидности предательства. Т.е. человек, на мысли, слова и действия которого нельзя положиться, предательства которого опасаешься, отдаляется от веры и приближается к лицемерию. Это на самом деле так, даже если такой человек совершает такие ибадаты (поклонения), как пост, намаз и считает себя мусульманином. По этой причине, мусульмане должны быть очень внимательны в вопросах надежности и стремиться к высокой нравственности.

В другом хадисе Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) передает, что Всевышний сказал:

«В Судный день я буду врагом для трех людей».

Потом первым Он назвал человека, который поклялся именем Аллаха, а потом не сдержал свое слово. (Бухари, Буйу', 106).

В другом хадисе мы встречаем такую устрашающую весть:

«Для каждого, кто нарушил свою клятву, в Судный день будет сшито знамя и будет провозглашено, что такой-то - образец неверности».(Бухари, Джизйа. 22; Адаб, 99; Хийал, 99; Муслим, Джихад, 11-17).

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) советует каждому человеку, чтобы не попасть в такое низкое положение, быть надежным и не  предавать даже тех, кто предал его!

Эти два принципа настолько важны, что составляют основу нравственности и общественного порядка.                                           

Первый пункт повелевает нам соблюдать и права Аллаха, и права людей. Т.е. как в жизненных вопросах, так и в духовных надо быть верным тому, что тебе доверили.

 

О том, что Всевышний Аллах доверил Своим рабам, говорится в таком аяте:

«Воистину, Мы возложили ответственность на небеса, землю и горы, но они отказались нести ее, устрашившись...»

Эта ответственность - все повеления и запреты Аллаха. Если верующие следуют этим повелениям и запретам, значит, они оправдывают возложенное на них доверие (аманат). А тот человек, который не следует повелениям Ислама, предает Аллах и Его Посланника. И вред этого не вкусит никто, кроме него самого. Ибо «Но злое ухищрение поражает лишь того, кто творит его» (Фатыр, 35/43).

Более явственно эта истина выражена в следующем аяте :

«О вы, которые уверовали! Не будьте изменниками Аллаху и Посланнику, оправдывайте доверие в том, что доверено вам» (аль-Анфаль, 8/27).

 

Одним из примеров оказания доверия является назначение на высокие официальные должности и посты. Официальная должность или пост должны предлагаться только заслуживающим их лицам, и ответственность должна возлагаться только на того человека, который способен взять ее на себя и поступать по справедливости, согласно доверию, оказанному ему.

Руководящая должность должна возлагаться исключительно на тех людей, которые способны вынести всю тяжесть этого дела. Подобное руководство - это тоже, доверие, оказанное, руководителю, и за это он несет ответственность.

В подтверждение этой мысли имеется много хадисов посланника Аллаха (мир ему и благословение). Например, Абу Зарр, о котором сам Пророк (мир ему и благословение) говорил «Ни земля, ни небо не видели более искреннего человека, чем Абу Зарр»,  рассказывал, что как-то он попросил Пророка (мир ему и благословение) назначить его правителем какой-нибудь области. Услышав это, Свет вселенной пожал плечами и сказал:

"О, Абу Зарр! Ты слаб, а эта ответственность есть доверие. В День Страшного Суда она будет причиной потери чести и позора. Тем не менее, те люди будут освобождены от ответственности, которые примут это доверие на себя со всей ответственностью, и которые оправдают это доверие".

 

Для того чтобы занять руководящее место, недостаточно только таких качеств, как хорошее образование или многолетний опыт работы. Часто бывает так, что, обладая всем этим, честные и порядочные люди не могут справиться с возложенными на них обязанностями, заключенными в специфике данной должности. Например, пророк Йусуф (мир ему) был живым примером праведности и добродетели, учености, но, тем не менее, ему не предложили на основании этих качеств, принять ответственность за судьбу всей страны. Он принял бразды правления в свои руки на основании многих других присущих ему подобающих качеств. Йусуф (мир ему) ответил (царю):

"Ты поставь меня распорядителем хранилищ сей земли. Поистине, я - знающий хранитель". (Коран, 12:55)

В современных обществах распределение постов и должностей становится игрой и пристрастием. Цена способных людей падает, а на их место назначаются люди, которые не заслуживают этих руководящих постов. Это и есть те самые проявления коррупции, на которые указал Пророк (мир ему и благословение), что они должны появиться в последний период истории человечества. Как-то к Пророку подошел человек и спросил его, когда настанет День Страшного Суда. Пророк (мир ему и благословение) ответил:

"Когда начнется потеря доверия, тогда ждите Страшного Суда".

И снова ему задали вопрос: Что значит потеря доверия? Он ответил:

"Когда ответственные посты доверяются неподходящим людям, тогда ждите Страшного Суда ".

(Бухари)

Выполнение своих обязанностей - тоже одно из значений доверия. Это означает, что человек, которому доверена должность, должен проявлять искреннее желание хорошо выполнять порученное дело и прикладывать всю свою энергию для честного выполнения своих обязанностей. Несомненно, это и есть доверие. Ислам считает, что доверие сродни нести, так как человек должен быть искренним в своей работе, должен прикладывать все свои силы, чтобы как можно лучше выполнять свои обязанности, должен стремиться защищать права людей, которые находятся в его подчинении, какими бы незначительными ни были его обязанности. Это необходимо делать потому, что даже малейшее пренебрежение выполнением долга может причинить чрезмерный вред всему коллективу и обществу, и ростки коррупции и зла проникнут во все сферы деятельности. Нечестность в выполнении официальных обязанностей является причиной различных нравственных болезней в обществе. Она наносит большой вред религии, мусульманскому обществу и даже государству. Это великий грех и его зло проявляется в различных формах.

 

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

"В день Страшного Суда, когда Аллах соберет всех людей из прошлого и настоящего, для каждого обманщика будет закреплен флаг, по которому его узнают. Таким образом, можно будет сказать, что вот эта группа таких и таких обманщиков".

(Бухари)

Человеку, назначенному на какой-либо официальный пост, запрещено использовать его в своих корыстных целях или в целях выгоды для своих родственников, так как использование общественного достояния в личных целях является преступлением.

Общеизвестно, что государство устанавливает оклады своим служащим. Поэтому стремление найти дополнительные доходы, используя свое служебное положение, является   непочтительным,   позорным   и   подлым.   Однако   и   государство   должно обеспечивать хотя бы минимум жизненных потребностей своих служащих. Посланник Аллаха сказал:

"Кому бы ни доверили должность, обеспечение его всем необходимым является нашей обязанностью. Но если он берет больше этого, тогда он совершает незаконное присвоение".

(Абу Дауд).

Это является незаконным присвоением потому, что он использовал для себя собственность всего общества, которая должна была быть отдана слабым и нуждающимся, либо же она должна была быть израсходована на более высокие цели и задачи.

Ислам категорически запретил использование человеком своей должности для получения незаконной прибыли от нее. Ади ибн Омар рассказывал следующую историю: Как-то Пророк (мир ему и благословение) в присутствии своих сподвижников сказал следующие слова:

"Кому бы мы ни вручили какой-либо пост, а он присвоил там хоть иголку или еще меньшую вещь, тогда с этой незаконно присвоенной вещью он появится в День Страшного Суда ".

Доверие означает также необходимость учета степени понимания всего, чем благословляет нас Аллах. Вы должны анализировать те особые возможности, которые Он предоставил вам. Когда вы смотрите на свою собственность, на своих детей, которые вам так дороги, вы должны понимать, что все это - доверие Аллаха, которое ниспослано вам. Если вы терпите потерю чего-либо, вы не должны плакать и причитать; вы не должны считать, что все это ваша личная собственность, которую отняли у вас, потому что нам ничто в этом мире не принадлежит, все принадлежит Подателю благ (Аль-Фаттах).

"О вы, кто верует! Аллаха и посланника Его не предавайте, (Творя нечестие и зло), Ведь этим предаете вы доверенное вам, И сами сознаете это. И знайте: все ваше добро и дети - Лишь испытание для вас, И только у Аллаха - высшая награда ". (Коран, 8:27-28)                                 

Мусульмане обязаны хранить и не разглашать какие-либо сведения о других людях и их секреты,  доверенные  им.  Иначе  это  чревато  смутами  и  нестабильностью  в

отношениях между людьми.

Доверительные беседы или какие-либо происшествия, свидетелем которых вольно или невольно может оказаться мусульманин, должны сохраняться и не разглашаться им. Согласно Исламу секреты других людей имеют святость и их разглашение греховно, за исключением особых случаев. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

"Секреты собраний - есть доверие, за исключением трех случаев: первый - когда скрывается преступное убийство; второй - когда имеют место преступные сексуальные  отношения.   И третий  -  когда  незаконно  присваивается  чужая

собственность ". (Абу Дауд).

Супружеские отношения в Исламе являются священными. Семейные отношения между мужем и женой (в особенности интимные) должны быть полностью защищены. Самый близкий человек не должен быть в курсе этих отношений. Но, к сожалению, некоторые люди время от времени посвящают посторонних в свои интимные и семейные дела. Подобное деяние осуждается Исламом, и Аллах объявил его запрещенным.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

"В День Страшного Суда перед Аллахом величайшим грехом будет тот поступок мужа, когда он любил свою жену, и она была также расположена к нему, а после этого он рассказывал другим секреты жены ". (Ахмад).

Если кто-либо дал человеку в долг что-либо, это означает, что он доверил ему на какое-то время часть своего имущества. Поэтому спустя некоторое время этот долг должен быть возвращен. Человек, который взял в долг, несет ответственность за это доверие.

Согласно Исламским законам, брать деньги взаймы можно только в исключительных случаях. Нельзя брать взаймы, если этого можно избежать. При этом необходимо помнить о великой ответственности перед Аллахом и перед тем человеком, у которого были взяты в долг его средства. Однако, к сожалению, есть люди, которые являются рабами своих плотских желаний и удовольствий и чьего состояния недостаточно для удовлетворения их желаний. Они часто берут взаймы у других людей, не задумываясь о последствиях этого шага. И очень часто такие люди оказываются не в состоянии вернуть долги, или даже берут взаймы с намерением никогда не возвращать эти долги. По Исламу такие люди являются ворами. Посланник Аллаха сказал:

"За того, кто берет достояние другого (в виде займа) с намерением вернуть его, Аллах заплатит этот долг даже в том случае, если этот человек окажется не в состоянии расплатиться с долгом. А того, кто берет взаймы с намерением неуплаты долга, Аллах разорит и разрушит его". (Бухари)

Абдуллах ибн Масуд говорил, что борьба за дело Аллаха уменьшает все грехи, кроме незаконного присвоения чужого имущества. Он говорил, что в День Страшного Суда призовут человека, который боролся за дело Аллаха, и его заставят уплатить все суммы, которые не были возвращены им при жизни законным владельцам этих средств. И этот человек скажет:

"О наш Господин! Возможно ли это, когда весь мир рухнул? "

И будет сказано:

"Бросьте его в Ад! " В его присутствии все, что было у него в этом мире, в топ же форме будет предоставлено. Он увидит и признает все. Он возьмет все это и будет нести на своих плечах до тех пор, пока ему не покажется, как будто доверие сползло с его плеч. И это будет продолжаться с ним вечно. Тогда Пророк говорил, что молитва - это доверие, омовение - это доверие, взвешивать вещь -это доверие, измерять вещь - доверие и он перечислял много вещей и, наконец, сказал, что величайшие доверие - это то благосостояние или вещи, которые вручаются или одалживаются. (Ахмад)

Абу Катада рассказывал, что как-то один человек спросил у Пророка (мир ему и благословение):

"О, посланник Аллаха! Если меня убьют за дело Аллаха, все ли мои грехи будут прощены?"

Он ответил:

"Да, если ты будешь убит, и при этом ты будешь терпелив, благодарен Аллаху и будешь искать Его похвалы, и если ты остаешься в первых рядах и атакуешь врага, и при этом не отступаешь". После этого Пророк сделал паузу, вновь переспросил у того человека его вопрос и добавил: "Твои грехи будут прощены, но не будет прощен твой долг. Только что Джибрил сообщил мне об этом". (Муслим)

Абу Дарда рассказывал, что когда Пророк (мир ему и благословение) отправлялся на джихад, он обычно останавливался на пересечении улиц и кричал воинам:

"О люди! Если кто-либо из вас должен вернуть долг, и если он чувствует, что умрет в бою и его долг не будет возвращен, тогда он должен вернуться. Ему не нужно идти за мной, потому что этого будет недостаточно для его спасения от Ада".

 

 «Воистину, Аллах велит вам возвращать владельцам имущество, которое было отдано вам на хранение; [велит] судить по справедливости, когда вы судите [тяжущихся]. Как прекрасно то, чем увещевает вас Аллах! Воистину, Аллах - Слышащий, Видящий» (Сура «ан-Ниса», 4/58).

В этом аяте поставлено важное условие для поддержания порядка и согласия в обществе и мире. Речь идет об аманате — обязательстве человека ответственно относиться к доверенному, хранить его, и возвращать. Характерным признаком истинного мусульманина является внимательное отношение к своим обязанностям. Верующий должен служить Всевышнему Аллаху и в течение всей своей жизни исполнять этот долг. Человеку может быть доверена тайна, знание или навык, имущество, и он обязан хранить их. Поэтому мусульманин обязан быть надёжным во всём, выполнять обещания перед Аллахом и людьми.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Если вы пообещаете мне выполнить шесть условий, я гарантирую, что вы войдёте в Джаннат. Когда станете общаться, говорите лишь правду; когда даёте обещание, выполняйте его; когда вам доверяют на сохранение что-либо, отдавайте всё без изъяна; оберегайте свои органы, удерживая глаза от запрещённого, а руки от совершения недозволенного и порицаемого» (Ахмад, V, 323; ибн Хиббан, Хаким, Байхаки, см. Мунзири, IV, 3).

 

Да, поможет нам Всевышний Аллах быть из тех Его рабов, чьи уста всегда говорят правду, чьи поступки - это достойный пример для окружающих, кто постоянен в искреннем поклонении и совершении добрых, прекрасных и радующих сердца окружающих поступков, кому и в мысли не закрадывается сделать или сказать что-либо запретное, недозволенное и порицаемое, кому можно доверить самое сокровенное. Аминь!                                                                                        

                                                                                                                                      Хутбу подготовил: Имам хатыб Ренат хазрят. 

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

youtube

madrasa vzrosloe

detskoe madrasa

library

school iman

massage

endowment

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!