Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
| Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

Избегание грехов

Ислам, религия, избегание греховЗнай, что начало истины – это видимая таква (богобоязненность). Но концом является истинное благочестие. Без богобоязненности не достичь хорошего конца, и истину обретают лишь богобоязненные люди. Таква – это выполнение повелений Аллаха и избегание всего запретного. То есть таква имеет две стороны. Теперь я вкратце изложу тебе основы богобоязненности. Затем, чтобы это тема не осталась незавершенной, расскажу еще о некоторых тонкостях.

Знай, что религия состоит из двух частей: избегать запретного и выполнять предписания. Самое сложное – избегать запретного. Предписания может выполнять каждый, но что касается отказа от желаний, это по силам лишь тем, чьи слова и поступки соответствуют друг другу. Поэтому пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Мухаджир[1] – это тот, кто отказался от плохих деяний; а муджахид[2] –  это тот, кто борется с низменными желаниями».

Знай, что ты совершаешь грехи своими органами, которые являются благом Аллаха и даны тебе во временное пользование. И использование благ Аллаха на неблаговидные поступки представляет собой крайнюю степень неблагодарности. Потеря того, что дано тебе Аллахом во временное пользование, представляет собой крайнюю степень низости. Сохранение и использование похоже на людей, за которых ты несешь ответственность. Поэтому ты, прежде всего, подумай о том, как ты будешь охранять их! Каждый является пастухом, и каждый пастух отвечает за овец, которых он пасет.

Знай, что каждый из твоих органов в Судный день ясным и понятным языком будет свидетельствовать против тебя и опозорит тебя на глазах у всех людей. Всевышний Аллах повелевает:

«В тот день, когда их языки, руки и ноги будут свидетельствовать против них о том, что они совершили» (сура «ан-Нур», 24/24).

«Сегодня Мы запечатаем их уста. Их руки будут говорить с Нами, а их ноги будут свидетельствовать о том, что они приобретали» (сура «Ясин», 36/65).

Ограждай все тело от грехов, особенно семь органов, ибо у Ада есть семь врат, и для каждого выделена своя доля. Через эти врата войдут те, кто согрешил одним из этих семи органов: глаза, уши, язык, желудок, половые органы, руки и ноги.

Глаза даны для того, чтобы ты мог найти путь в темноте, мог удовлетворять свои нужды и, созерцая знамения небес и земли, свидетельствующие о существовании Аллаха, делал необходимые выводы. Ограждай глаза от четырех вещей: нельзя смотреть на запретное, смотреть с вожделением на красивую картину, смотреть унизительным взглядом на мусульманина и замечать его недостатки.

Ограждай слух: не прислушивайся к бида’атам (нововведениям), злословию, сквернословию, пустым разговорам и рассказам о плохих поступках мусульман!

Слух сотворен для того, чтобы слушать слова Аллаха, сунну Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), мудрые слова праведников и, благодаря полученным знаниям, удостоиться соседства с Господом миров, обрести нетленные и вечные блага. Если прислушаешься к плохим разговорам, то, что дано тебе в качестве блага, обернется против тебя самого. То, что помогло бы тебе достичь спасения, приведет тебя к гибели. А это самое большое несчастье, которое может случиться с тобой. Не думай, что грех лежит только на говорящем, а слушателю ничего не будет. В одном хадисе говорится:

«Кто слушает, тот является соучастником, и он является одним из тех, кто злословит за чужой спиной».

Язык сотворен, чтобы поминать Аллаха, читать Коран, указывать людям на путь Аллаха, чтобы выразить вслух свои религиозные и мирские потребности. Если используешь язык не по назначению, то тем самым проявишь неблагодарность к благу Аллаха. Язык является одним из эффективных твоих органов. Людей поволокут в Ад, уткнув носами в землю, чтобы пожинать то, что посеял язык. Ты до последних сил старайся удержать свой язык, чтобы он не повлек тебя на самое дно Ада. В одном хадисе говорится:

«Бывает, что человек произнесет одно слово, чтобы рассмешить своих друзей, но из-за этого слова он семьдесят лет будет катиться вниз».

Рассказывали, что во время одного из сражений, в котором принимал участие пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), убили одного мусульманина. Кто-то из сподвижников воскликнул: «Как он счастлив, ибо он заслужил Рай!» Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) тут же заметил: «Откуда тебе это известно? Возможно, он говорил на тему, которая вовсе не касалась его, и проявил скупость, не отдавая то, что не сделало бы его богатым».

Ограждай язык от восьми следующих грехов:

1. Ложь

Никогда не лги ни в шутку, ни всерьез. Не приучай свой язык ко лжи даже шутками, чтобы не солгать в серьезных вопросах. Ложь является самым страшным из смертных грехов. Если люди услышат о твоей лжи, ты потеряешь доверие, и никто не будет верить тебе. Ты упадешь в чужих глазах. Если желаешь понять всю низость лжи, подумай над тем, насколько раздражает тебя ложь других людей, и как они низко падают в твоих глазах. Это является действенным способом для того, чтобы понять свои недостатки. Ты можешь понять свои недостатки, не разглядывая себя, а наблюдая за другими. То, что ты считаешь неприглядным в других, бесспорно, и другие, видя это в тебе, считают безобразным. Следовательно, не мирись, если у тебя есть отрицательные качества.

2. Не соблюдать обещания

Старайся всегда держать свои обещания! Делай людям добро не на словах, а на деле! Если пообещал что-то, пока не встретишься с какими-либо огромными трудностями, сдержи свое слово, ибо нарушение клятвы является признаком лицемерия и отвратительным свойством характера. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Есть три черты, и если они есть в ком-либо, этот человек является лицемером даже в том случае, если он совершает намаз и соблюдает пост: при разговорах лжет; не выполняет свои обещания; посягает на вещь, когда ему оставляют ее на хранение».

3. Злословие

Не пачкай свой язык сплетнями! Злословие гораздо хуже, чем тридцать раз совершить прелюбодеяние. В одном сообщении говорится: «Злословие – это неодобрительные высказывания о ком-либо, услышав которые, этот человек может обидеться». Даже если ты будешь говорить правду, будет считаться, что ты сплетничаешь, и тем самым нарушишь чужие права. Старайся не сплетничать о тех, кто читает Коран с напускным ханжеством. Но ты можешь сделать это не в открытой форме, а путем намеков и иносказаний. Например, ты можешь сказать: «Да наставит его Аллах на истинный путь. Его поступок огорчил меня. Мы просим Аллаха наставить на правильный путь и нас, и его!»

В этих твоих словах есть два отрицательных момента: первое – это злословие, второе – ты оправдываешь себя и хвалишься, выставляя свою праведность. Если говоря: «Да наставит его Аллах на истинный путь», ты действительно огорчился за него, тайно помолись за него. То, что ты поистине расстроился за него, становится понятным в том случае, если ты не станешь унижать его и рассказывать всем о его недостатках. И высказывание тобой вслух своего разочарования доказывает, что ты говоришь о его недостатках. Чтобы избегать сплетен, для тебя достаточно следующего аята:

«Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение?» (сура «аль-Худжурат», 49/12).

Тех, кто злословит, Аллах сравнивает с поедающими мясо мертвых людей. Тебе нужно избегать злословия!

Чтобы не злословить за спиной правоверных, поступай следующим образом. Представь себя! И подумай, есть ли у тебя какой-то явный или скрытый порок? Подумай, есть ли у тебя грех, который ты совершил втайне или в присутствии людей? Когда хорошо узнаешь себя, знай, что неудача другого человека в вопросе избавления от пороков подобна твоему неуспеху, и поэтому и он имеет уважительную причину. Как тебе не нравится, когда тебе рассказывают о твоих недостатках и когда тебя позорят, так и другим это не нравится. Если ты будешь скрывать недостатки других, то и Аллах скроет твои. Если ты начнешь позорить других, то Господь нашлет на тебя острые языки, и они сделают так, что в этом мире ты не будешь стоить и ломаного гроша. Потом в Судный день Аллах опозорит тебя на глазах у всех людей. Если же при изучении своей внешности и души не можешь обнаружить изъяны в религиозных и мирских вопросах, знай, что незнание своих недостатков является самой низкой формой глупости. Если бы Аллах пожелал тебе добра, Он показал бы тебе твои недостатки. С самодовольством взирать на себя – это самая низкая степень невежества и глупости. Если ты считаешь себя правильным рабом Аллаха, поблагодари Его, не укоряй и не обвиняй людей, ибо это самый большой недостаток.

4. Споры и препирательства

 Споры обижают твоего собеседника. Это стремление поставить его в неловкое положение. Это обвинение его. Споры говорят о выгораживании и восхвалении себя. С другой стороны, споры приводят к различным жизненным проблемам, так как стоит только вступить в спор с каким-либо нервным человеком, как он может нанести тебе вред. Поспоришь со спокойным человеком, он может обидеться на тебя, и после этого будет испытывать к тебе недоброжелательные чувства. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Если человек прекратит спор, в котором он неправ, Аллах возведет для него на окраине Рая дом. Если же он прекратит спор, в котором он прав, Аллах возведет для него дом на самом высоком месте Рая».

Не попадись в силки шайтана, так как он скажет тебе: «Борись за свои права и не подхалимничай в этом вопросе». Считая, что они делают добро, эти глупцы толкают тебя к неприглядным поступкам. Не давай возможности шайтану посмеяться и поиздеваться над тобой. Конечно, хорошо говорить правду тому, кто признает твои слова, но это делают не спорами, а наставлениями в неприметной форме. Для наставлений есть особый метод: их нужно делать незаметно. В противном случае наставление приведет к унижению и будет больше вреда, чем пользы. Человек, который посещает беседы ученых по фикху (мусульманскому праву), становится склонным к спорам, и ему трудно замолчать. Так как ученые с дурными намерениями внушили ему, что умение спорить является великолепным качеством и способность к полемике достойна восхвалений. Избегай таких людей, как избегают львов, и знай, что споры являются одним из поступков, которые навлекают гнев Аллаха и людей.

5. Самовосхваление

Всевышний Аллах повелевает:

«Не восхваляйте самих себя, ибо Ему лучше знать тех, кто богобоязнен» (сура «ан-Наджм», 53/32).

Пусть восхваление себя не становится привычным для тебя, и знай, что это приводит к потере уважения среди людей и вызывает гнев Аллаха.

Если хочешь понять, что самовосхваление не возвышает тебя в глазах людей, обрати внимание на тех, кто хвалится, выставляя свои богатства и достижения. Разве ты мысленно не осуждаешь их за это, и, когда ты удаляешься от них, разве ты не порицаешь их?

6. Проклятия

Будь осторожен! Ни в коем случае не проклинай живые творения Аллаха, пищу или человека! Не обвиняй в неблагодарности или благодарности, или же в лицемерии ни одного человека из тех, кто повернулся в сторону Киблы, ибо все сокровенные тайны ведомы только одному Аллаху. Не становись между Аллахом и Его рабами.

Знай, что в Судный день никто не спросит у тебя: «Почему ты не проклял такого-то человека?» Даже если ты в течение всей своей жизни не проклинал Иблиса и ни разу не произнес его имени, тебе за это не придется отвечать. Но если ты произнес проклятия в адрес одного из рабов Аллаха, ты будешь спрошен за это.

Не осуждай ни одно деяние творений Аллаха! Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) никогда не критиковал невкусную пищу. Если его душа желала, он ел пищу, не хотела – не ел.

7. Обращение к Аллаху с просьбой наказать кого-либо

Удерживай свой язык от проклятий в адрес рабов Аллаха! Если с тобой поступят несправедливо, положись на волю Аллаха! В одном хадисе говорится: «Обиженный так часто произносит проклятия в адрес обидчика, что вскоре он оказывается с ним на одной ступени. Затем останется только то, что не возмещено, и в Судный день это потребуют у обидчика».

Некоторые плохо отзывались о Хаджадже Залиме.[3] Один из ученых заметил: «В Судный день Аллах потребует у Хаджажа ответа за попранные им права, но будет спрошено и с тех, кто плохо говорил о нем».

 

8. Подшучивание над людьми

Избегай этого, будь то всерьез или в шутку, так как такие люди обычно теряют стыд. К тем, кто часто разыгрывает людей, не испытывают уважения. Они остаются одни и обижают многих людей. Розыгрыши являются причиной многих ссор и обид, сеют семена ненависти. Не шути  ни с кем в унизительной форме! Если подшутят над тобой, ничего не отвечай, и пока не перейдут к другому вопросу, отвернись от них! Когда на собрании начинают вести пустые разговоры, немедленно покинь это место!

Все, что мы перечислили, является бедами языка. В этом вопросе тебе поможет уединение и избегание разговоров без острой на то необходимости. Чтобы избегать ненужных разговоров, Абу Бакр (радыйаллаху анху) клал камешки в рот и, указывая на язык, говорил: «Именно это помогло мне достичь всех высоких степеней».

Поэтому и ты избегай подшучивания над людьми, ибо это находится во главе всего, что на этом и на том свете приведет тебя к погибели.

¯¯¯

Ограждай свой желудок от запретной и сомнительной пищи. Старайся честно зарабатывать! Если найдешь дозволенную пищу, не наедайся досыта! Так как сытость способствует очерствению сердца, потере ясности ума, ухудшению памяти и приводит к забвению поклонения и благих поступков. Сытость усиливает желания страсти и помогает воинам шайтана. Что касается насыщения досыта, пусть это даже дозволенная пища, это является началом всего плохого! Также подумай над тем, к чему приводит употребление запретного!

Поиск дозволенных источников дохода является фардом (обязательным) для каждого мусульманина. Поклонение и благие деяния, совершенные после употребления запретной пищи, подобны дому, возведенному из картона. Если раз в году будешь покупать рубашку из грубой материи, утром и вечером довольствоваться двумя кусками хлеба из муки грубого помола и откажешься от вкусной пищи, тебе вполне хватит дозволенных продуктов, которых на свете много. Не стоит исследовать все тонкости, но если же точно знаешь, что тот или иной продукт запрещен, или на основании некоторых признаков придешь к выводу о запретности, необходимо отказываться от таких продуктов. Средства, полученные тобой от человека, источник средств которого тебе хорошо знаком, о которых ты точно знаешь, что они приобретены нечестным путем, также считаются запретными. Причем даже если небольшая часть этих средств заработана честно. Именно это развивает чувство довольства.

Также считается запретным употребление средств вакфа (общественного фонда). Конечно, если нет каких-либо дополнительных условий и оговорок. Также являются запретными деньги, полученные человеком, который не является учеником или преподавателем по фикху. Является запретным показывать себя религиозным человеком или получать средства из вакфа человеком, который совершил настолько серьезный грех, что его свидетельства не признаются на судебном процессе.

В отдельной главе книги «Ихья ‘улюм ад-дин» мы рассказали о разрешенных, запрещенных и сомнительных вещах. В этой книге ты можешь получить подробные сведения обо всем этом, ибо знание разрешенного и его поиск является фардом для каждого мусульманина, как является фардом совершение пятикратного намаза.

¯¯¯

Оберегай свою честь от всего, что запрещено Аллахом. Будь таким, о ком сказано в следующем аяте:

«Которые оберегают свои половые органы от всех, кроме своих жен или невольниц, которыми овладели их десницы, за что они не заслуживают порицания» (сура «аль-Му’минун», 23/5-6).

Свою честь можно сохранить следующим образом: удерживать глаза от взглядов на запретное, не склоняться мысленно к запретному, не наполнять желудок сомнительной пищей и не наедаться досыта, ибо все это усиливает половые желания.

¯¯¯

Удерживай свои руки от нанесения вреда мусульманам. Не бери чужие вещи, не причиняй мучения людям, храни вещи, данные тебе на хранение, не пиши то, о чем запрещается говорить. Ибо перо является одним из видов языка. От чего нужно оберегать свой язык, от того требуется оберегать и перо.

¯¯¯

Удерживай свои ноги от посещения тиранов-правителей, ибо посещение таких людей без острой на то необходимости является большим грехом. Это означает унижение перед ними и выражение к ним уважения. В следующем аяте Господь повелевает отворачиваться от тиранов:

«Не склоняйтесь на сторону беззаконников, дабы вас не коснулся Огонь. Нет у вас покровителей и помощников, кроме Аллаха, и тогда никто вам не окажет поддержки» (сура «Худ», 11/113).

Посещение тиранов с просьбой оказать материальную помощь равносильно стремлению к греховным поступкам. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Кто выкажет уважение богатому за его богатства, тот потеряет 1/3 часть имана (веры)».

Здесь речь идет о религиозных людях, обладающих материальным достатком. Теперь подумай над тем, что ожидает тебя, если ты выражаешь уважение жестоким тиранам!

Все положения и движения твоих органов являются благом, дарованным тебе Аллахом. Поэтому ни одно твое движение не должно быть направлено против воли Аллаха, то есть ты не должен склоняться к грехам, тебе необходимо использовать свои органы только для поклонения Ему.

Знай, что если ты совершишь ошибку, ответственность ложится на твои плечи. Если, засучив рукава, совершишь добро, то сам будешь пожинать его плоды. Аллах не нуждается ни в тебе, ни в твоих поступках. Каждый человек является заложником своих поступков. Не обманывай себя, говоря: «Аллах – есть Владыка милости и Он милосерден, Он всегда прощает грехи грешников». Это верное высказывание, но ошибочна его цель. Кто так говорит, он, как говорил Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), «глупо выразился». Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Умный человек – это тот, кто подвергает себя самоотчету и старается для вечной жизни. А глупец – это человек, который потакает своим низменным страстям и питает бессмысленные надежды».

Знай, что твое высказывание похоже на слова тех, кто, не изучая и выбрав лень своей профессией, желает уподобиться тем, кто изучал религиозные науки и говорит: «Аллах добр и милосерден. Он настолько могуществен, что может так же, как это делал пророкам и святым, внушить мне знания безо всяких усилий с моей стороны и без изучения знаний». Это можно сравнить с поведением человека, который желает быть богатым, но, отказавшись работать на поле или не занимаясь торговлей, сидит сложа руки и говорит: «Аллах – есть Владыка милосердия и все, что на небесах и земле, принадлежит Ему. Он настолько могуществен, что может сделать так, что я найду клад и тогда мне не нужно работать, ибо так произошло с некоторыми людьми».

Когда ты услышишь такие слова, ты подумаешь, что они лишены рассудка и станешь насмехаться над ними. Но в принципе их слова «Аллах милосерден и могуществен» верны.

Если и ты, не прилагая никаких усилий, станешь просить Аллаха простить твои прегрешения, мудрые люди станут смеяться над тобой. Всемогущий Аллах говорит:

«Человек получит только то, к чему он стремился» (сура «ан-Наджм», 53/39).

«Вам воздается только за то, что вы совершали» (сура «ат-Тур», 52/16).

«Воистину, благочестивые окажутся в блаженстве. Воистину, грешники окажутся в Аду» (сура «аль-Инфитар», 82/13-14).

Как ты, надеясь на милость Аллаха, все же не прекращаешь работать, чтобы обрести знания и богатства, также не выказывай небрежность в деле приобретения саваба (вознаграждения) для вечной жизни. Так как Господь, как этого, так и того мира, – Один. Он добр и милосерден в обоих мирах. Его милосердие не возрастает от твоего поклонения и выполнения Его повелений. Его милосердие возрастает в результате твоих успехов, которые ты достиг за 4-5 дней, отказываясь от низменных желаний естества. Его щедрость проявляется в виде облегчения путей обретения бесконечных и беспредельных благ. Это последняя стадия Его щедрости. Не обманывай себя словами, которые не спадают с уст ленивых людей. Следуй по стопам пророков и хороших людей – обладателей разума! Не надейся без посева пожинать плоды! Прощения достойны лишь те люди, которые совершали намаз, соблюдали пост, боролись со своим нафсом и боялись Аллаха.

Это некоторые грехи, от которых нужно оберегать внешние органы, но тебе нужно очистить и сердце, а это уже является внутренним очищением. Сердце – это такой кусок мяса, что если оно здорово, то здоровы и другие органы. Если оно больно, то больны и другие органы. Поэтому, чтобы улучшить другие органы, старайся улучшить сердце! Этого можно достичь путем муракаба, то есть, контролируя мысли, появляющиеся в голове.

Имам Абу Хамид Мухаммад Газали  (рахматуллахи алейхи).


[1] Мухаджиры – первые мусульмане, которые ради довольства Аллаха бросили свои дома в Мекке и переехали в Медину.

[2] Муджахид – букв.: борец, воин.

[3] Полное имя Мухтар ас-Сакафи. Был наместником у Абдульмалика бин Марвана, халифа из династии Умаидов. Прославился своей жестокостью. Историки сообщают, что Мухтар ас-Сакафи убил около 100 000 человек. Поэтому его прозвали Хаджадж Залим (злодей). 

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

 

majlis

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!