Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
| Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

БЕСПЕЧНОСТЬ

Ислам, беспечность, путьПо бескрайней равнине шел задумчиво путник и вдруг встретил хищника. Испугавшись, бросился бежать что есть мочи. Но как бы быстро он ни бежал, не мог спастись. По этой причине, даже не задумываясь, прыгнул в появившийся перед ним колодец. Когда летел вниз, увидел ветку, выступающую из стены колодца, и зацепился за нее.

Но тут он увидел, что ветку, за которую он ухватился, непрерывно грызут две мыши: одна белая, другая черная. Тогда он посмотрел на дно колодца – дракон открыл пасть и ждет его падения, а из нор высунули головы четыре змеи!..

Осознав свое ужасное и опасное положение, путник почувствовал страх и тревогу. Его положение не позволяло пренебрегать обстоятельствами или терять время. Он должен немедленно выбраться из колодца, пока мыши не догрызли ветку, на которой он висит…

В то время как несчастный путник думал об опасности и серьезности своего положения, он увидел на стене колодца пчелиные соты, возбудившие его аппетит. Ему очень захотелось попробовать мед, и он подумал про себя: «В этом ужасном месте прекрасный мед!.. мне не позволяет мое положение насытиться им, но я хотя бы его попробую, а после, не теряя времени, вылезу наверх!»

Он положил в рот толику меда и от его аромата и сладости испытал такое наслаждение, что сказал: «Где я на земле еще найду такой мед, раз он попался у меня на пути, поем еще!» и принялся за мед.

Таким образом, несчастный, обративший свои мысли, душу и глаза к меду, перестал думать об опасности своего положения и искать спасения. Также как страус, который зарывает голову в песок, чтобы не видеть и не слышать себя и окружающих, странник зарыл голову в мед и перестал что-либо видеть вокруг. Но безучастность странника не повлияла ни на действия мышей, которые продолжали грызть ветку, ни на действия дракона и змей. Наконец погрызенная ветка сломалась, и беспечный путник полетел вниз и погиб…

В этом предании колодец и бедствия олицетворяют мирскую жизнь, дракон и змеи –  низменные качества человека, мед – обманчивые мирские удовольствия, ветка – жизнь, белая и черная мыши – ночь и день, то есть уносящее жизнь время. Путник же – это человек, который приходит и уходит из мирской жизни, полной испытаний, которого ждет ничто иное, как гибель, в случае его безразличия и равнодушия.

Значит, для человека самым главным должно являться умение защитить себя от всякого рода беспечности, вследствие которой наступит раскаяние, разольется река сожаления, усердие, чтобы встать на правильный путь, дабы удостоиться вечного покоя, счастья, великого спасения… К тому же, не в этом ли заключается цель создания человека и всего того, что вокруг него происходит?

Как всем известно, благополучие каждого живого существа достигается умением жить соответственно цели своего появления на свет. Счастье человека, который является наилучшим созданием во вселенной, возможно, если он знает о цели своего сотворения, если упорядочивает свои действия согласно этой цели, если будет бдительным в отношении опасных ловушек, которые расставляют бренный мир с его преходящей любовью и нафс[1].И этовозможно, если сделать свою жизнь глубокой, утонченной, красивой, имеющей правильное направление, полной хороших деяний и благодарности Господу, достойной раба, который живет с осознанием того, Кто дал ему жизнь и все блага, и в Чьем подчинении он живет.

А если человек, созданный как ахсани таквим[2],  проживет жизнь отстраненным от Аллаха, в неведении того, кем он является, и в чем заключается его суть, как в приведенном примере, в полной беззаботности, то жизнь его превратится в жалкое существование, полное разочарований и потерь. Предостерегая человека, созданного как ахсани таквим, от попадания в такое положение, Азиз Махмуд Худаи сказал:

 

Разве не видишь ты тех, кто ушел?

Разве не видишь, что происходит под землей?

Разве ты не думаешь о Всевышнем?

Почему же ты в таком состоянии, о беспечный?

 

Если захлопнешь ворота послушания,

Если свернешь с истинного пути,

Если будешь поклоняться богатству,

Что же будет с тобой, о беспечный?

 

Быть беззаботным, невежественным путником, не осознающим сути души, своего положения во вселенной, истину и цель появления на свет и смерти, – большая ошибка и самообман. Погрузиться в эту ошибку означает потерять возможность приобрести прибыль в вечной жизни, еще пребывая в этой. Юнус Эмре, используя принцип поговорки: «дочь, тебе говорю, а ты, невестка, слушай», обращается к своему нафсу: «пока есть возможность – проснись» и пишет следующие строки:

 

Как же ты спишь, когда ж ты проснешься?

Караван ушел, а мы остались на вершинах гор.

Перекликаются караванщики, ты не веришь?

Караван ушел, а мы остались на вершинах гор.

 

Юнус, ты зачем пришел в этот мир?

Пусть день и ночь язык твой делает зикруллах.

Если путь твой не приведет тебя к аулия,

Караван ушел, а мы остались на вершинах гор.

 

Нет ни одного истинного ученого, который бы не пытался понять мудрость и тайну прихода людей по одному из неведомого мира, их временной жизни среди испытаний и один за другим ухода в вечный мир.

Вникнуть в тайну человечества, понять смысл жизни и смерти, возможно лишь в результате избавления от беспечности, о чем говорилось в предании, а это возможно лишь, обладая здравым рассудком, озаренным божественным нуром, зрелой душой и безгрешной совестью.

Человеческие склонности, такие как невежество, страсти, высокомерие, гордыня,  жадность, зависть, расточительство и злоба являются разрушительными проявлениями беспечности. В этом водовороте потерять человеческое достоинство – большая потеря и самообман. По причине этого самообмана грехи, которые возникают в душе из-за беспечности и безумия, становятся преградой между человеком и Всевышним, между человеком и истиной. Нарушится человеческое достоинство и честь. Души погрузятся в мрак. Будет забыт Создатель, все утонет в грехах.

Для тех, кто оказался в таком положении, в аяте повелевается:


فَوَيْلٌ لِلْقَاسِيَةِ قُلُوبُهُمْ مِنْ ذِكْرِ اللّٰهِ اُولٰۤئِكَ في ضَلاَلٍ مُبينٍ


«…Горе тем, чьи сердца черствы к поминанию Аллаха!..» (аз-Зумар, 22).

Действительно, когда уменьшается духовность в сердцах, исчезает тонкость восприятия и душевная проницательность, снижается способность идти по сыратум-мустакым. Грехи для души становятся как дуновение теплого ветра. Человек перестает видеть свои недостатки. Подобно тому, как человек с гнойными ранами на руках не брезгует своими ранами и не замечает отвращения рядом сидящего во время еды, так же и не беспокоят беспечных, живущих под гнетом нафса, их ошибки. Они не замечают и урона, нанесенного окружающему и оказывающего воздействие на них. Потому что те, кто прикрывается беспечностью, словно броней, глухи и слепы к Всевышнему и истине. О таких Аллах говорит:

«Они глухие, немые и слепые…» (аль-Бакара, 18).       

Мавляна (куддиса сырруху) образно повествует о том, как один беспечный, далекий от принятия Аллаха, погрязший в лицемерии и беспечности, навещает такого же беспечного ради собственного расчета:

«Один сведущий в том, как следует вести себя в случае, если кто-то заболел, спрашивает у беспечного знакомого, который был глухим:

- Твой сосед заболел, ты знаешь об этом?

Беспечный глухой начал размышлять, как он будет навещать больного:

- Представим, что я пошел к больному соседу. Как я пойму, что мне сказал больной, если я ничего не слышу?

Потом подумал:

- И к тому же, у больного человека голос слабеет. В таком случае, я вообще ничего не пойму, - и продолжил, - но все-таки – он сосед, я должен пойти. В противном случае, все меня осудят, и я потеряю уважение, - и решил пойти.

Потом он разработал следующий план:

- Когда я пойду навестить больного, по движению губ постараюсь понять, о чем он говорит. И таким образом, не подам виду, что не слышу его. Тем более, из-за своей боли он не поймет этого. Сначала скажу:

- Как ты, мой верный сосед?

Он, конечно же, ответит:

- Спасибо, хорошо!

Я скажу:

- Слава Аллаху!..

Затем спрошу:

- Что ты ел?

Он ответит:

- Пил шербет, или – ел суп из чечевицы.

А я скажу:

- На здоровье!

Потом спрошу:

- Хорошо, кто из врачей к тебе приходит? Кто наблюдает?

А он ответит:

- Приходит тот-то.

Я, чтобы поддержать его, скажу:

- Этот врач очень хороший. Хорошо, что вызвали именно его, если он пришел, значит, все идет по плану.

Беспечный глухой человек, недалекий умом, запланировав таким образом разговор, предположительные вопросы и ответы, встал и пошел навестить соседа.

Как и было запланировано, сначала он спросил:

- Как ты, мой верный сосед?

Больной, измученный не проходящими болями, сквозь стоны ответил:

- Мне очень плохо, похоже, я умираю!

Но, не услышав ответ, глухой вставил заготовленный ранее ответ:

- Слава Аллаху!..

Эти слова очень обидели и огорчили больного. Он не понял противоречия соседа и подумал:

«Значит, этот сосед хочет моей смерти».

Не предполагая сложившейся ситуации, глухой сосед задал свой второй вопрос:

- Что ты ел?

Больной, который уже был рассержен, ответил со злостью:

- Выпил яду!

Глухой сказал:

- На здоровье!

После этих слов больной вспыхнул яростью, потому что он был еще незрелым молодым человеком.

Вслед за тем глухой сосед продолжал спрашивать:

- Хорошо, кто из врачей к тебе приходит? Кто наблюдает?

Злость больного достигла предела. Не выдержав, он закричал в ярости:

- Кто ж еще может быть, Азраиль[3] приходит. Не выводи меня из себя, и проваливай отсюда!

Но беспечный глухой, так как не слышал его слов, не понимал его состояния, продолжал вести запланированный разговор. Слегка покачивая головой, он продолжал:

 - Хорошо, что пришел именно он, радуйся этому, - и после этих слов, удовлетворенный выполненной миссией, вышел из дома больного с такими мыслями:

«Все-таки хорошо, что я навестил больного и тем самым сохранил уважение окружающих. К тому же, поддержал несчастного в трудную минуту».

Между тем, ограниченный умом безумец и глухой гафиль в этой ситуации прогадал. Но из-за своей беспечности и непонимания думал, что в данном случае приобрел пользу.

После ухода глухого соседа больной, тяжело дыша, не думая о его глухоте, из-за своей беспечности и непонимания начал говорить дурные слова о нем:

«Оказывается, сосед, которого мы считали хорошим человеком, наш кровный враг! Как жаль, что мы не знали, что он является обителью зла и источником страданий и мучений!..» – с такими мыслями он вновь и вновь сокрушался и проклинал беспечного глухого соседа.

Больной никак не мог успокоиться и продолжал рассуждать:

«Больного навещают для того, чтобы справиться о его здоровье и морально поддержать. А этот человек пришел не ради Аллаха, а ради себя, не для того чтобы справиться о здоровье, а для того чтобы испортить здоровье, навредить, словно пришел к больному, чтобы отомстить! Он захотел увидеть врага больным, беспомощным, обессиленным, и этим обрадовать, развеселить жестокое сердце! Между тем, я его за время  нашего соседства ни разу не обидел!»

Мавляна объясняет:

«Глухой человек, желая поддержать человека, обидел его. Придуманными и предположительными словами зажег огонь гнева в сердце больного. Из-за того, что пошел к больному для видимости, сжег себя в огне грехов».

«Из-за пустых домыслов беспечного разрушилась десятилетняя соседская дружба».

«С другой стороны, и больной не смог, переборов свой гнев, стерпеть, поэтому лишился божественного благоволения. Вместо того чтобы, уповая на Аллаха, проявить интерес и узнать, он, упав в пропасть подозрений, навредил самому себе».

«Есть множество подобных людей, которые поклоняются и совершают поступки не ради Аллаха, а для своей выгоды. Они хотят заработать рай, совершая поклонения, замешанные на нафсе».

«На самом деле, их действия, совершенные как поклонение, являются скрытыми грехами и скрытым ширком. Потому что поклонение всему, кроме Аллаха, является преступлением. Намаз, совершаемый для видимости, с виду хотя и кажется чистым и непорочным, на самом деле испачкан скрытым ширком. Так же как и ключевая вода теряет свой вкус, когда в нее попадают нечистоты, такими же являются поклонения, совершенные больным и беспечным сердцем».

С другой стороны, попытки глухого беспечного человека объяснить действия и слова больного, исходя из собственных ошибочных представлений, олицетворяют современных духовно глухих людей. Сегодня подобные духовно глухие люди бесчувственны и равнодушны к закрытию религиозных школ и курсов по изучению Корана. Кроме того, к громким крикам народа, который понимает эту историческую ошибку, беспечные руководители относятся весьма равнодушно и не слышат их, говорят на белое – черное, на черное – белое, это пример крайней беспечности и убыточности.

Те, кто используют безмерно мирские блага, стремятся стать счастливыми посредством земного. Они считают, что жить в дунье, удовлетворяя лишь потребности нафса, – это рай. Но тех, кто расхищает, тратит божественные блага, непременно ждет горькая расплата.

Мавляна Джалалетдин Руми (куддиса сирруху) беспечность, то есть чрезмерную привязанность к дольному миру, описывает следующим образом:

«Если ты удосужишься выпить самые благородные и изысканные напитки этого мира и съесть подобную же пищу, знай, что это ты ел и пил во сне. Когда проснешься снова в этом мире, будешь снова испытывать чувство голода и жажды. Выпитые во сне напитки и съеденные блага не принесут никакой пользы. То есть, эта дунья – как сон. Действительно, дольный мир и его блага похожи на это, если человек во сне что-то хочет, ему это дается. В конце концов, когда он проснется, не останется и следа от того, что он приобрел во сне. Дунья состоит из преходящих игрушек, которые просят во сне и получают во сне».

Всевышний Аллах говорит:

«(О мой Посланник!) Видел ли ты того, кто обожествил свою прихоть?..» (аль-Джасийа, 23).

Уши, о которых говорится в притче, услышав несколько букв и слов, подумают, что поняли, так же и глаза, которые на лице, могут считать, что увидели. Но в каком состоянии ухо души, которое должно слышать скрытые тайны и голоса? В каком мире находится глаз души, который должен воспринимать божественные потоки и тайны? Если сердце глухо, а душа слепа, разве этот гафиль не будет несчастным в обоих мирах?..

Согласно преданию, Йунус  однажды сказал Джибрилю (алейхумассалям):

- Ты можешь мне показать самого покорного раба на этой земле?

И он показал одного, чьи руки и ноги сгнили от проказы, а глаз и вовсе не было, который говорил:

- О Аллах! Что бы ты ни дал через эти руки и ноги, это дал лишь Ты, от чего бы Ты ни удалил меня, лишив их, – это Ты удалил. О Аллах! Ты оставил во мне только одно желание, оно – достичь Тебя.

Когда сердце бьется ради Аллаха, а не ради себя, намерения и поступки меняются и совершаются поступки, за которые удостаиваются рая.

В таком случае, чтобы избавится от гафлета, необходимо совершать тасфия кальба, тазкия нафса, освободить душу от масива (всего, кроме Аллаха) и прийти в состояние видения в меняющейся вселенной божественной мощи, мудрости и тайны. 

* * * 

Познавшие говорят:

 «О идущий за ма’рифатом! Ты не сможешь начать путь, пока не сменишь нетерпеливость на сабр; забывчивость – на зикр; неблагодарность – на шукр; непослушание – на ита’ат; жадность – на щедрость; сомнение – на йакин (абсолютное знание); лицемерие – на ихлас; упрямство – на тауба; ложь – на правдивость; гафлет – на тафаккур!..»

В противном случае, человек никак не освободится от гафлета и будет принимать кувшин воды в своих руках за океан, перед глазами будет завеса, через которую он не увидит истину и свой удел, и он в обоих мирах останется обделенным. Такие люди мертвы и при жизни. Передается, что Джунайд Багдади, во время намаза-джаназа пять раз произнес такбир[4]. Люди, которые знали, что в намазе-джаназа совершается четыре такбира, спросили с удивлением:

- О Джунайд! Мы не встречали, чтобы в джаназа-намазе делали больше четырех такбиров. Откуда взялся пятый такбир?

Благородный Джунайд ответил на это так:

- Совершенные мной четыре такбира были для умершего. А пятый такбир я совершил для этих живых, чье состояние хуже, чем у мертвых. Может быть, тогда они придут в себя и проснуться до смерти.

Как нелепо для человеческого достоинства и чести жить в беспечности и заниматься пустяками, провести жизнь впустую человеку, который создан как ахсани-таквим.

Худаи (куддиса сирруху) обращается к тем, кто занят пустыми бесполезными вещами:

 

Откуда склонность менять Творца на ложь?

К чему раздоры и скверна, присущие шайтану?

Обратись к Всевышнему, живи с миром и духовно возвысься,

Зачем жестокость и насилие, исходящие от нафса?

Где сейчас богатства Сулеймана и трон Искандера?

Раз ты это понимаешь, зачем следуешь бренному?

 

Необходимо постоянно размышлять над этими обращениями, которые призывают нафс к самоотчету. Как глубоки и прекрасны истины, с которыми в письме обращается один праведник к своему другу:

«Приобретает призвавший свой нафс к отчету, а беспечный все теряет. Милосердному воздастся милосердием. Смотрящий внимательно – увидит, видящий – узнает, знающий – поймет, понявший – будет действовать, кто действует, тот достигает благополучия в обоих мирах». 

* 

Нам в этом бренном мире остается в меру своих способностей не быть несведущими о своем Создателе и цели своего творения, всей душой любить и быть привязанным к Священному Корану и сунне.

Человек, являющийся лучшим созданием во вселенной, должен быть рядом с Создателем. Для нас обязательна покорность Господу, который дал нам жизнь, прощает грехи и знает все желания и тайны. Каждое поклонение имеет свое время, а вера и покорность охватывают всю жизнь.

Да включит всех нас Всевышний Господь в общину близких к Нему, идущих по сыратум-мустакым и обладающих пробужденными и живыми сердцами! И удостоит нас заступничества Пророка.     

 Аминь!


[1]              Эго, низменная сторона человеческой души.

[2]              Самое лучшее и идеальное из творений Аллаха.

[3]              Ангел смерти, уносящий душу человека

[4]              Возвеличивание Аллаха словами «Аллаху Акбар».

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

 

majlis

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!