Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
| Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

АТРИБУТЫ ИНФОРМИРУЮЩИЕ

Так называются Атрибуты, о которых сообщается в Коране и хадисах. О части информирующих Атрибутов упоминается лишь в Священном Коране, о других атрибутах, как в Коране, так и в достоверных хадисах. Атрибуты Аллаха не схожи с качествами других созданий, несмотря на их одинаковое произношение. Если эти Атрибуты будут все же восприняты со смыслом, лежащим на поверхности, то это приведет к уподоблению Аллаха созданным или преданию Ему тела, находящегося в пространстве.

Рассмотрим подход к вопросу о том, как следует воспринимать информирующие Атрибуты в иносказательных хадисах и аятах-муташабихат с четырех позиций.

  • Согласно точке зрения течений мушабиххитов, муджассимитов и ваххабитов, упомянутые в текстах Корана информирующие Атрибуты воспринимаются ими по внешнему смыслу. Эти Атрибуты они понимают и переводят буквально и этим уподобляют их качествам созданных существ. Они строят свои суждения, не взяв за основу (первичное условие) ясные аяты-мухкамат, которые приводят только в качестве дополнения (вторичные поправки), оговариваясь, что они понимают это в достойном Величия Аллаха виде. Однако эти поправки не соответствуют Атрибутам Сущности – отрицания недостойного и не уподобления созданным, потому что Аллах представляется ими объектом (имеющим тело, место и свойства тел, такие как перемещение, деление на органы).

Например:

"Йяд" – рука, десница.

"Ваджх" – лик, лицо.

"Айн" – око, глаз.

"Истава" – утверждение, вознесение.

"Маджи" – приход.

"Итьян" – явление, приход.

"Нузуль" – нисхождение.

Эти течения впали в заблуждение, так как не приняли во внимание принцип отрицания недостойного Аллаха и не уподобления Его созданным, основывающемся на ясных аятах-мухкамат, являющихся  отправной точкой для вынесения суждения по хадисам и аятам-муташабихат.

В Священном Коране, в ясном аяте-мухкамат сказано:

 

لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ


"Нет ничего подобного Ему". (Сура "Аш-Шура" 42/11).

(отдельно см. Суры "Ан-Нахль"16/17 и "Марьям"19/65).

  • Согласно мнениям таких течений, как джахмия, кадария и мутазилия иносказательные аяты Корана, буквально выражающие сравнение или уподобление, нельзя воспринимать по их внешнему смыслу. Поэтому, по возможности, требуется толкование смысла. Однако если это окажется не под силу, то в этом случае они ориентируются на отрицание. К примеру, когда мутазилиты интерпретируют Атрибуты "Йяд" или "Истива", то они заблуждаются и доходят до отрицания возможности в последующей вечной жизни лицезрения Аллаха (Руйятуллах).

 

  • Салафиты верили в информирующие Атрибуты, не представляя их никак, чтобы не впасть в уподобление, и никак не истолковывая. Лишь иногда они давали толкование аятов в целом. Согласно их точке зрения, суть Атрибутов, соотносящихся с Величием Всевышнего Аллаха, их истина, известна лишь Самому Аллаху. Разум же человека не в состоянии воспринять их. В Суре "Али Имран" 3/7 сказано:

آمَنَّا بِهِ كُلٌّ مِّنْ عِندِ رَبِّنَا


"Мы уверовали в это, - это все от нашего Господа".

Согласно мнению салафитов: "У Аллаха есть Атрибут «???» -  "Йяд". Мы не понимаем его буквально, не переводим и не толкуем. Мы просто верим в него". Систему взглядов салафитов в вопросе об информирующих атрибутах можно резюмировать следующим образом: утверждение (сердцем) без представления (разумом), буквального перевода и толкования, отрицая все недостойное Величия Аллаха.

 

  • Первые суннитские богословы, такие как имам Матуриди (умер в 333 г. Хиджры/944 г. н.э.) и Аш'ари (умер в 324 г. Хиджры/936 г. н.э.) также последовали за салафитами и не истолковывали информирующие Атрибуты. Однако, начиная с Имама аль-Харамайн Абу'ль-Маали Аль-Джувайни (умер в 478 г. Хиджры/1085 г. н.э.), толкование пришло и в богословие суннитов. Согласно мнению последующих богословов, эти Атрибуты должны толковаться в форме достойной Величия Создателя. Так 7-й аят Суры "Али Имран" был впоследствии истолкован учеными, являющимися авторитетами в науке и обладавшими знаниями и компетентностью. Однако, делая толкование, категорически нельзя делать заключение, что Аллах имел в виду именно это.

Исходя из этого, информирующие Атрибуты толкуются ими следующим образом:

 

"Йяд" – Милость, Могущество Аллаха, властвовать.

"Ваджх" – Сущность, Существование Аллаха.

"Айн" – видение, наблюдение, присмотр.

"Истава" –  властвовать, Величие Аллаха, господствовать.

"Маджи" – поступление приказов Аллаха, или появление знаков Его Могущества.

"Итьян" – наступление наказания  от Аллаха.

"Нузуль" – нисхождение милостей Аллаха.

 

Приведем несколько аятов, содержащих информирующие Атрибуты и истолкованных учеными Ахли Сунна:

 

يَدُ اللَّهِ فَوْقَ أَيْدِيهِمْ


"(Йяд)-Властвует Аллах над [ними] их руками". (Сура "Аль-Фатх"48/10).

 

قَالَ يَا إِبْلِيسُ مَا مَنَعَكَ أَن تَسْجُدَ لِمَا خَلَقْتُ بِيَدَيَّ


"Он сказал: ''О Иблис, что удержало тебя от поклонения тому, кого Я создал Своим Могуществом-(Йяд)?" (Сура "Сад"38/75).

 

وَيَبْقَى وَجْهُ رَبِّكَ ذُو الْجَلاَلِ وَالْإِكْرَامِ


"И вечно только (Ваджх)-Существование твоего Господа, Обладателя истинного Величия и Почета!" (Сура "Ар-Рахман" 55/27).

 

وَأَلْقَيْتُ عَلَيْكَ مَحَبَّةً مِّنِّي وَلِتُصْنَعَ عَلَى عَيْنِي


"(О, Муса!) Я распростер на тебя Мою любовь, чтобы ты был выращен под Моим присмотром-(Айн)". (Сура "Та ха" 20/39).

 

الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى


"Милостивый ко всем на этом свете, Он (Истава)-властвует над Троном". (Сура "Та ха" 20/5).

 

وَجَاء رَبُّكَ وَالْمَلَكُ صَفّاً صَفّاً


"И когда (Маджи)-придет приказ твоего Господа, и придут ангелы рядами, один за другим". (Сура "Аль-Фаджр" 89/22).

 

هَلْ يَنظُرُونَ إِلاَّ أَن يَأْتِيَهُمُ اللّهُ فِي ظُلَلٍ مِّنَ الْغَمَامِ وَالْمَلآئِكَةُ


"Неужели они ждут, пока к ним (Итьян)-явится наказание Аллаха под сенью облаков и Его ангелы?" (Сура "Аль-Бакара" 2/210).

 

"В последнюю треть ночи (Нузуль)-нисходит Милость нашего Господа на ближайшее небо". (Бухари "Тахаджуд", 14; Муслим "Салятуль-мусафирин", 24).

Суннитские богословы отмечали, что есть два пути, которыми они следуют в вопросе восприятия информирующих Атрибутов. Один из них – это путь саляфитов. А второй – путь халяфитов (это школы, основанные имамами Матуриди и Ашари), более рациональный и разъясняющий.

 

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

 

majlis

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!