Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
| Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

АТРИБУТЫ ОТРИЦАЮЩИЕ НЕДОСТОЙНОЕ

Бытие означает существование. Аллах существует. Его существование отличается от всех. Существование Его Сущности обязательно. Противоположностью бытия является небытие, которое неприемлемо по отношению к Всевышнему. Согласно мнению большинства суннитских богословов, Атрибут Бытия – существование Аллаха, является вечным без начала Атрибутом, описывающим Сущность. Невозможно представить небытие Сущности Аллаха. Атрибут Бытия – это основа и суть всех Атрибутов Аллаха. Исламские философы, Абу'ль Хасан Аль-Аш'ари (умер в 324 г. Хиджры/936 г. н.э.) и богослов-мутазилит Абуль Хусайн-аль-Басри (умер в 436 г. Хиджры/1044 г. н.э.), принимающие, что бытие и сущность – это одно и тоже, считали, что Бытие – это Собственный Атрибут Сущности.

 

Атрибуты отрицающие недостойное

Атрибуты Сущности, избавляющие от всего несовершенного и негативного, что не присуще Сущности Аллаха называются Атрибутами, отрицающими недостойное, поскольку они сообщают нам о том, кем не является Аллах. В богословских трудах так описывается Аллах: "У Него нет ни начала, ни конца. Аллах – это не случайность, не признак, не тело, не субстанция. Он не обладает формой. Он не ограничен пространством, Его нельзя измерить. Он – неделим и не может рассыпаться на части. Он – не есть комбинация соединений. Он - не конечен. Ему не присуще место. Он не связан со временем и не схож ни с чем. Он не организм и не орган". Все эти описания Аллаха, выраженные в отрицательной форме, и есть Атрибуты отрицающие недостойное. Их много. Но самых важных из них пять.

 

1 .Безначальность (Аль-Кидам).

Это значит быть вечным, не имея начала. Как бы мы не удалялись в глубины времени, невозможно себе представить, что когда-то, даже до появления времени Аллах не существовал. Аллах существовал вечно, и Ему не присуще рождение или возникновение. Если бы Он был чьим-то созданием, то тогда существовала бы потребность в каком-то ином создателе. А нуждающийся в создателе не может быть Тем, чье "существование обязательно". Перечисляя атрибуты "Обязательно Существующего", мы, прежде всего, должны сказать, что главным атрибутом сущности является Безначальность. Противоположностью безначальности будет возникновение, характерное для созданных. Предположение о том, что Всевышний Аллах был создан, является абсурдным и нелепым.

 

2 .Бесконечность (Аль-Бака).

Это значит быть вечным, не имея конца существования. У Аллаха нет окончания бытия. Бесконечность является одним из атрибутов Обязательно Существующего. Безначальное должно быть бесконечным, не имеющий начала не имеет и конца. Противоположностью бесконечности является исчезновение. Неприемлемо думать, что Всевышний Аллах исчезнет. В аяте Суры "Аль-Хадид" 57/3 сказано следующее:

 

هُوَ الْأَوَّلُ وَالْآخِرُ

 

"Он – существовавший прежде, чем была сотворена любая вещь, вечный, остающийся после гибели и исчезновения всякой вещи…"

В Суре "Аль-Касас" 28/88 также говорится:

 

هُوَ كُلُّ شَيْءٍ هَالِكٌ اِلاَّ وَجْهَهُ


"Все гибнет, кроме Сущности Аллаха".

А в Суре "Ар-Рахман" 55/26-27 сообщается:

 كُلُّ مَنْ عَلَيْهَا فَانٍ

وَيَبْقَى وَجْهُ رَبِّكَ ذُو الْجَلَالِ وَالْإِكْرَامِ

 

"Все, что в этом мире, бренно. Вечен лишь Господь, Обладатель истинного Величия и Щедрости".

Несмотря на то, что богословы пришли к единому мнению в вопросе бесконечности существования Сущности Аллаха, тем не менее, они вошли в противоречие друг с другом в вопросе понимания самого атрибута Бесконечность. Аш’ариты и многие их последователи говорили, что Бесконечность - это вечность без конца Сущности – атрибут, описывающий Аллаха, как и другие атрибуты. Школа матуридия рассматривает Бесконечность, как атрибут Сущности Аллаха.

3. Отличие от созданных (Аль-Мухаляфату лиль-хавадис).

Означает "быть не похожим на возникшие создания". Все, кроме Аллаха, появилось позже. Аллах не имеет ничего общего со Своими творениями и не похож на них. Аллах – это Тот, Кто находится за пределами нашего воображения. Ему не присущи качества созданных, такие как тело, субстанция, признаки, форма, время, пространство, величина, организм и органы. В Священном Коране говорится следующее:

 

لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ

 

"Нет ничего подобного Ему". (Сура "Аш-Шура" 42/11).

 

Имена и Атрибуты Всевышнего Аллаха, упоминаемые в аятах Корана, не похожи на имена и качества существ и созданий. Имена и Атрибуты Аллаха доказываются без уподобления или сравнения их с чем-либо, без приписывания Ему тела (и соответственно, места). Ибо, нет подобия Аллаху ни, в Сущности, ни в Атрибутах, ни в Деяниях.

 

4 .Независимое существование (Аль-Кыйяму бинафсихи).

Это означает, что "Аллах существует вечно, не нуждаясь ни в ком и ни в чем, т.е. Существует Сам по Себе". Чтобы существовать, Он не нуждается ни в каком-либо создателе, ни в месте, ни во времени, ни в какой-либо причине. Ибо потребность в чем-либо входит в противоречие со знанием об Аллахе, чье существование обязательно. Зависимое существование (Аль-Кыйяму бигайрихи), т.е. потребность в чем-либо, является противоположностью независимому существованию (Аль-Кыйяму бинафсихи). И его никак невозможно отнести к Сущности Аллаха, существующему абсолютно самостоятельно. В Священном Коране говорится следующее:

 

 قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ  اللَّهُ الصَّمَدُ


"Скажи: "Он – Аллах Единый. Аллах, который ни в чем не нуждается". (Сура "Аль-Ихлас"112/1-2).

 

Аят Суры "Фатыр" 35/15 гласит следующее:

 

يَا أَيُّهَا النَّاسُ أَنتُمُ الْفُقَرَاء إِلَى اللَّهِ وَاللَّهُ هُوَ الْغَنِيُّ الْحَمِيدُ


"О, люди! Вы во всем нуждаетесь в Аллахе. Аллах же не нуждается ни в ком. Он достоин всяческих похвал и почестей".


5. Единственность (Аль-Вахданийя)

У Аллаха нет ни равного, ни подобного Ему и Он – Один Единый в Своей Сущности, Атрибутах и Действиях. Антиподы Единственности – дробность (делиться и быть больше одного) и множество (многобожие - иметь соучастников) противоречат истине об Аллахе. Согласно вероучению Ислама: Аллах – Один Единый (Единственный и Неделимый). Он – Один не с точки зрения числа, а с точки зрения того, что не существует ничего похожего на Него ни Сущностью, ни Атрибутами, ни Действиями. И нет у Него сотоварищей. Нет другого Создателя, и нет другого кому бы принадлежала Божественность, и кто был бы достоин поклонения. Многие тексты Священного Корана посвящены этому аспекту:

 

سُبْحَانَهُ هُوَ اللَّهُ الْوَاحِدُ الْقَهَّارُ


"Он лишен недостатков, Он – Единый, которому нет ни равного, ни подобного, и все подвластно Ему". (Сура "Аз-Зумар" 39/4).


قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ اللَّهُ الصَّمَدُ لَمْ يَلِدْ


 وَلَمْ يُولَدْ  وَلَمْ يَكُن لَّهُ كُفُواً أَحَدٌ 


"Скажи: "Он – Аллах Единый, Неделимый. Аллах, который не нуждается ни в чем. Он не рождал и не был рожден. И ничто не может сравниться с Ним". (Сура "Аль-Ихлас" 112/1-4).

 

مَا اتَّخَذَ اللَّهُ مِن وَلَدٍ وَمَا كَانَ مَعَهُ مِنْ إِلَهٍ إِذاً لَّذَهَبَ كُلُّ إِلَهٍ بِمَا


خَلَقَ وَلَعَلاَ بَعْضُهُمْ عَلَى بَعْضٍ سُبْحَانَ اللَّهِ عَمَّا يَصِفُونَ

 


"Нет у Аллаха никакого потомства. Рядом с ним нет никакого другого Бога. Если бы это было так, то тогда бы каждое божество возвысилось бы, поднимаясь на самую вершину, используя свои создания, как ступени лестницы. Аллах выше описываемых ими (т.е. неверующими) вещей". (Сура "Аль-Муминун" 23/91).

 

قُل لَّوْ كَانَ مَعَهُ آلِهَةٌ كَمَا يَقُولُونَ إِذاً لاَّبْتَغَوْاْ إِلَى ذِي الْعَرْشِ سَبِيلاً


سُبْحَانَهُ وَتَعَالَى عَمَّا يَقُولُونَ عُلُوّاً كَبِيراً

 

"Скажи (о, Мухаммад!): "Если бы рядом с Ним существовали бы (другие) божества, как утверждают (неверующие), то они непременно стали бы домогаться пути к Обладателю Трона. Пречист Он и премного выше того, что говорят о Нем". (Сура "Аль-Исра"17/42-43).


Доказательства Единственности.

Создатель Вселенной – Один, ибо в Священном Коране  в аяте Суры "Аль-Анбийя" 21/22 сказано следующее:


لَوْ كَانَ فِيهِمَا آلِهَةٌ اِلاَّ اللَّهُ لَفَسَدَتَا فَسُبْحَانَ اللَّهِ رَبِّ الْعَرْشِ عَمَّا يَصِفُونَ


"Если на земле или на небесах были бы другие божества, кроме Аллаха, то тогда все бы нарушилось (порядок во Вселенной). (Но этого не происходит). Воистину, Аллах – Владыка Трона (и тем более Вселенной) – Он превыше того, что Ему приписывают (многобожники)".

Если мы предположим, что существуют два абсолютно равных с совершенными атрибутами божества, то они в вопросе создания Вселенной могли бы придти либо к взаимному согласию между собой, либо к противоречию, т.е. столкновению воли. Рассмотрим каждый из этих случаев подробно.

1) Доказательство Единственности Аллаха, известное среди богословов, как "Бурхани Таманю" – "доказательство, основанное на столкновении воли", было выведено из вышеупомянутого аята. Это доказательство можно объяснить следующим образом. Если гипотетически предположить наличие во Вселенной двух по всем статьям равных божеств – обладателей свободы волеизъявления и могущества, - один из которых хочет, чтобы человек был в движении, а второй – чтобы он был в состоянии покоя, то в этом случае существуют только три следующие вероятности:

  1. Пусть все будет так, как этого желают оба божества. Однако невозможно, чтобы в одном пространстве, в одно и то же время реализовались бы два таких прямо противоположных состояния, как движение и неподвижность. Следовательно, эта вероятность является абсурдом.
  2. Допустим, что не исполняются желания обоих божеств. Эта вероятность также нереальна, ибо тот, чье желание не исполняется, т.е. ограничен в силе и немощен, не может быть Богом. Потому что несостоятельность и неспособность – это признаки "возможного существования", т.е. созданного.
  3. Предположим, что исполнится желание одного из божеств. Однако тот, чьи пожелания не выполняются, тот ограничен в силе, а слабосильный не может быть Богом. А поскольку другое божество во всем равно первому, то, значит, и оно также является слабосильным и немощным, а, значит, и оно не может быть Богом. Следовательно, и эта вероятность тоже ошибочна.

В таком случае, поскольку вероятность того, что у Вселенной могут быть два Создателя абсурдна и исключается, следовательно существует лишь Один Бог и Он должен быть Единственным для всей Вселенной.

Существует другое доказательство единственности, опирающееся на вышеупомянутый аят и называемое доказательством "Бурхани Таваруд". Оно заключается в следующем.

Если предположить, что у Вселенной есть несколько создателей, то это могло бы означать, что:

  1. Чтобы создать что-либо, им потребовалось объединить свою силу и мощь. Тогда получается, что ни одно из божеств не обладает способностью самостоятельного создания. А это означает ограниченность могущества, что не является Атрибутом  Бога.
  2. Что-либо создавалось каждым из божеств отдельно друг от друга, самостоятельно. В таком случае, появилось бы два одинаковых безупречных создания, например, солнца. А повторное создание уже существующей уникальной вещи не имеет смысла.
  3. Или же вещь создавалась мощью и силой только одного из создателей, независимо от участия других. Но это лишило бы остальных божеств выбора и предпочтения (желания). В результате они бы ничего не создавали, т.к. создание происходит на основе предпочтения. Но поскольку все божества равны в своих атрибутах, то, значит, и первый не обладал выбором и не мог предпочесть существование чего-либо, и этот мир бы не существовал.

Как только будет понятна нереальность этих трех вероятностей, тогда мысль о Единственности Аллаха станет ясной и очевидной.

 

2) Если два божества придут к взаимному согласию, то этот союз может быть либо

а) Вынужденным. В таком случае каждое из двух божеств ограничено в силе и могуществе (т.е. они нуждаются друг в друге), а Бог не может быть таковым.

б) Или же их союз будет добровольным, то есть одно из божеств будет, согласно своей свободной воле, подчиняться другому божеству. В таком случае, подчиняющееся божество:

-              либо может возражать другому, и тогда возникнет столкновение или борьба желаний (см. Бурхани Таманю);

-              либо не может возражать другому, и тогда оно не будет являться Всемогущим. Второе же божество, будучи во всех отношениях равным первому, также будет ограничено в своем могуществе. А Бог таковым быть не может;

-              либо при наличии могущества не будет иметь выбора и желания, т.е. будет ограничено в своей воле, что тоже не соответствует Атрибутам Бога (см. Бурхани Таваруд, п.3).

Поскольку, все вероятности эти нереальны и невозможны, то Единственность Аллаха является необходимым и доказанным.

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

 

majlis

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!