Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
| Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

МУСУЛЬМАНИН СО СВОИМИ СОСЕДЯМИ

4e163d42

Добрососедство

Мусульманин покорен Всевышнему Аллаху и Его Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, а аяты и хадисы побуждают верующих поддерживать хорошие отношения с соседями, уважать их, помогать им, делать им добро, поддерживать и защищать их, причём подобное отношение к соседу можно увидеть только в исламе.
Всевышний Аллах сказал:«Поклоняйтесь Аллаху и не придавайте Ему сотоварищей. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, ближним и дальним соседям, находящимся рядом товарищам, странникам и невольникам, которыми овладели ваши десницы».Сура «Женщины», аят 36.
Ислам провозгласил, что любой сосед достоин уважения и благодеяния, и многочисленные хадисы Пророка с.г.в. подтверждают это.Вспомним слова Посланника с.г.в.: «Джибриль так долго давал мне наставления относительно соседа, что я даже решил, что он включит его в число наследников».
(Бухари; Муслим)
Уважительное и доброе отношение к соседу — неотъемлемая часть человеческих ценностей, утверждённых исламом. Получив упомянутые наставления от Джибриля, Посланник Аллаха с.г.в. передал их мусульманам. Он разъяснял права соседа и побуждал соблюдать их при каждой возможности. И в хутбе, которую он произнёс в прощальном хадже, также упоминались соседи.
Пророк с.г.в. уже чувствовал, что эта проповедь станет для него последней, и потому хотел уложить в неё главные составляющие Божественной программы, с которой он был послан к людям.
Благородный сподвижник Абу Умама рассказывает: «Я слышал, как Посланник Аллаха с.г.в., сидевший на своей верблюдице по кличке аль-Джад‘а, сказал в прощальном хадже: “Я дам вам наставление относительно соседа…” — и он говорил так долго, что мы решили даже, что он включит соседа в число наследников».
Посланник Аллаха с.г.в., желая упомянуть в своём наставлении о чём-то важном и обратить на это внимание сподвижников, часто начинал со слов: «Кто верует в Аллаха и в Последний день…», за которыми следовало побуждение к какому-то благому делу. Пророк с.г.в. не изменил этому своему обычаю и когда побуждал соблюдать права соседа. Он сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, делает добро своему соседу, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает хороший приём своему гостю, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или хранит молчание». (Бухари; Муслим)
Мусульманин желает соседу того же, чего желает самому себе в версии Муслима Анас передаёт,
что Пророк с.г.в. сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, не уверует человек [по-настоящему] до тех пор, пока не станет желать соседу своему [или: брату своему] того же, чего желает самому
себе».
Мусульманин никогда не упускает возможности проявить заботу о своих соседях, оказавшихся в трудном положении,и угощает их всякий раз, когда у него дома что-нибудь готовят. Ему тяжело сознавать, что запах пищи, распространяющийся из его дома, станет возбуждать аппетит неимущих соседей, которые не в состоянии ничего добыть для себя, ведь среди них может оказаться маленький ребёнок, несчастный сирота, бедная вдова или слабый старик. Мусульманин знает, состоятельны его соседи или бедны, и если у него бедные соседи, он старается чаще приглашать их на обед, угощать их, дарить что-нибудь им и их детям, однако так, чтобы не ставить их в неловкое положение.
Так, например, сообщается, что однажды Посланник Аллаха с.г.в. сказал Абу Зарру: «О Абу Зарр, когда будешь варить мясо, добавь воды [чтобы бульона получилось больше] и позаботься о своих соседях». (Муслим)
Мусульманин остро чувствует чужую боль и не умеет равнодушно взирать на чужое горе. Он не может не протянуть руку помощи нуждающимся соседям, особенно если он состоятелен. Он не может позволить себе наслаждаться благами, которые даровал ему Всевышний, и при этом забы-
вать о соседях, которые лишены этих благ.
Мусульманин знает: и бедность, и богатство — испытание от Всевышнего Аллаха, и состоятельный обязан расходовать дарованное ему богатство на благие,угодные Всевышнему дела, в том числе
и на помощь бедным и нуждающимся. А бедный, в свою очередь, должен проявлять терпение и скромность, оставаться праведным и богобоязненным, воздерживаться от зависти и не отчаиваться в милости Аллаха. Ведь богатство — это ответственность, и от того, как богатый человек распоряжается своим имуществом, во многом зависит его участь в мире вечном. Далеко не каждый человек способен выдержать испытание богатством. Точно так же далеко не каждый способен выдержать испытание бедностью. Однако, если богатый живёт по соседству с бедным, это даёт им чудесную возможность помочь друг другу выдержать посланное каждому из них испытание…
Мусульманин не забывает хадисы: «Не уверовал в меня тот, кто ложится спать сытым, зная, что его сосед за стенкой голодает!», и: «Не тот верующий, кто ест досыта, в то время как его сосед голодает».
Причинение вреда соседу строго запрещено, потому что причинение вреда кому-либо запрещается. Абу Шурайх передаёт, что Пророк с.г.в. сказал: «Клянусь Аллахом, не уверовал, клянусь Аллахом,
не уверовал, клянусь Аллахом, не уверовал!» Люди спросили: «Кто, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Тот, чей сосед не находится в безопасности от его зла!»Â (Бухари)
К упомянутому в хадисе злу относится подсматривание за соседом и его семьёй, а также подслушивание и выведывание его секретов.Сюда же относится причинение соседу беспокойства посредством громких звуков, которые мешают ему спать или отдыхать. Мусульманин должен следить за тем, чтобы его дети не шумели, потому что сосед может отдыхать, болеть, в его доме могут быть маленькие дети, которым нужна тишина, чтобы хорошо спать. Мусульманин также должен следить за тем, чтобы его дети не обижали соседских, а, напротив, делились с ними
игрушками и сладостями. Мусульманин должен научить своих детей быть вежливыми по отношению к соседям, здороваться с ними и помогать им по мере возможности.
Также запрещается бросать мусор перед домом соседа и на дорогах, по которым он ходит, и выливать туда воду после стирки, потому что он может поскользнуться. Также нельзя беспокоить
соседа неприятными запахами.

Соседи-немусульмане

Мусульманин делает добро всем соседям, независимо от их вероисповедания, следуя велению ислама хорошо относиться ко всем людям и делать им добро — за исключением тех, кто причиняет вред мусульманам и относится к ним враждебно.
Всевышний Аллах сказал:«Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми к тем, которые
не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных».Сура «Испытуемая», аят 8
Когда благородный сподвижник Посланника Аллаха с.г.в. ‘Абдаллах ибн ‘Амр резал овцу, он всегда спрашивал своего слугу: «Одарил ли ты нашего соседа - иудея? Одарил ли ты нашего соседа - иудея? Поистине, я слышал, как Посланник Аллаха с.г.в. сказал:
“Джибриль так долго давал мне наставления относительно соседа, что я даже решил, что он включит его в число наследников”. (Бухари; Муслим)
Как велико милосердие ислама к людям вообще и к верующим в частности! История подтверждает, что люди Писания веками жили по соседству с мусульманами, не опасаясь за свою жизнь, честь и имущество. Они свободно исповедовали свою религию и строили свои храмы и никогда не видели от своих соседей-мусульман ничего, кроме доброты, справедливости, уважения, хорошего
отношения и добрососедства.Если мусульманин живёт по соседству с немусульманами, ему особенно важно соблюдать их права и хорошо относиться к ним. Ведь по нему они будут
судить об исламе. А это означает, что своим поведением и своим отношением к ним мусульманин может либо оттолкнуть соседей от ислама, либо, напротив,приблизить их к религии Всевышнего.
Поэтому ему особенно важно следить за своими словами и поступками, чтобы нечаянно не вызвать у соседей неприязнь к себе и, как следствие, отвращение к исламу.

Не стоит забывать о том, что многие люди настроены против ислама или не проявляют к нему интереса только потому, что почти ничего не знают о нём, а та информация, которой они распола-
гают, почерпнута ими из недостоверных источников. В результате у них возникает искажённое представление об исламе. Соседство с немусульманами — прекрасная возможность это исправить.
Истинный мусульманин всегда благонравен, добр, отзывчив, вежлив, хорошо воспитан, не имеет вредных привычек, избегает конфликтов с кем бы то ни было, готов прийти на помощь и, в общем, его можно охарактеризовать только положительно. Мусульманин ничего не делает напоказ, да и благие дела он по-возможности совершает тайно, желая, чтобы намерение его было искренним, а награда от Всевышнего — щедрой. Однако своим поведением, поступками и нравом он чаще всего отличается от людей, которые далеки от ислама. И рано или поздно соседи-немусульмане заметят, что он не такой, как все, и в конце концов, свяжут эти достоинства с религией, которую он исповедует. Вполне возможно, что кратковременное общение с ним или даже простое наблюдение за ним со стороны заставит соседей мусульманина задуматься. Возможно также, что именно его благонравие, богобоязненность и благородство станут причиной принятия ими религии Всевышнего. Сегодня можно увидеть людей, которые начинают историю своего прихода в ислам словами: «У меня был сосед - мусульманин» или: «У меня была соседка - мусульманка».
Случается также, что люди принимают ислам от того, с кем они жили по соседству считанные дни — например, в доме отдыха или в гостинице во время краткосрочной туристической, деловой или
научно-исследовательской поездки. Так произошло с известным учёным Морисом Бюкаем, которому Всевышний Аллах предопределил прожить всего несколько дней по соседству с учёными-мусульманами, но эти несколько дней изменили его жизнь…


Истинный мусульманин — лучший сосед


Хороший сосед — радость для любого человека. Он помогает ему, заботится о нём, даёт добрые советы, выручает из беды, утешает в горе, ащищает, охотно исполняет просьбы, и на него всегда можно положиться. Недаром Посланник Аллаха с.г.в.сказал: «Счастье человека [помимо прочего] составляют хороший сосед, просторное жилище и удобное средство передвижения». (Аль-Хаким)

Наши праведные редшественники знали цену хорошему соседу и понимали, что это дар Всевышнего и приобретение, несравнимое ни с какими мирскими благами. Вспомним историю соседа Са‘ида ибн аль-‘Аса. Он решил продать свой дом и договорился о цене, составившей сто тысяч дирхемов, после чего сказал покупателю: «Это цена дома… А за сколько ты купишь соседство с Са‘идом?» Узнав об этом, Са‘ид послал ему цену дома, чтобы он не продавал его никому. 

Плохой сосед — это человек, лишённый блага веры

Скверному соседу грозит большая опасность, потому что он лишён величайшего из благ — блага веры. Посланник Аллаха с.г.в. сказал: «Клянусь Аллахом, не уверовал, клянусь Аллахом, не уверовал, клянусь Аллахом, не уверовал!» Люди спросили: «Кто, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Тот, чей сосед не находится в безопасности от его зла!» (Бухари; Муслим) 

А в версии Муслима говорится: «Не войдёт в Рай тот, чей сосед не находится в безопасности от его зла!»

Быть плохим, ненавистным соседом — величайшее преступление, и совершающий его лишается блага веры и Рая. Поэтому огобоязненный мусульманин всеми силами избегает превращения в скверного соседа. Ему и в голову не приходит обижать соседей или причинять им беспокойство.
Мусульманин знает, что за обиду, нанесённую человеку в этом мире, придётся дорого заплатить в Судный день. Посланник Аллаха с.г.в. казал: «Кто нанёс своему брату обиду, затрагивающую его честь или имущество, пусть загладит её сегодня, до того, как с него будет взыскано за неё в День, когда не будет ни динаров, ни дирхемов. Если у него найдутся благие дела, из них возьмут в соответствии с той обидой, а еслиу него не найдётся благих дел, то у обиженного им возьмут соответствующее количество дурных дел и возложат на бидчика».
(Бухари)

Мусульманин не причиняет зла соседям, не ссорится с ними, не грубит им, не относится к ним презрительно и высокомерно и не обижает их, какими бы ни были обстоятельства. Он знает, что это тяжкий грех, лишающий человека блага веры и угрожающий его благополучию в мире
вечном. А для мусульманина нет ничего страшнее, чем лишиться веры и Рая.Пророку с.г.в. как-то сказали: «О Посланник Аллаха, поистине, такая-то молится по ночам и постится днём, совершает благие дела и подаёт милостыню. Однако она обижает соседей». Посланник Аллаха с.г.в. сказал: «Нет в ней блага… Она из обитателей Огня». Люди сказали: «А такая-то совершает только обязательные молитвы, и подаёт только куски сушёного творога. Однако она никого не обижает». Посланник Аллаха с.г.в. сказал: «Она из обитателей Рая».

Мусульманин знает эти хадисы и потому опасается причинять зло соседям и беспокоить их, чтобы не оказаться скверным соседом, который остоянно ссорится с соседями, завидует им и ненавидит их. Он не забывает предостережение Посланника Аллаха с.г.в.: «Первыми из ведущих тяжбу в Судный день станут два
соседа». (Ахмад) Мусульманин терпит обиды,причиняемые соседями. Мусульманин не отвечает злом на зло, и если соседи обижают или даже оскорбляют его, он не вступает в споры и конфликты, чтобы не уподобляться им. Он знает, что Аллах не оставляет без награды творящих добро, и что терпение поможет ему заслужить Его любовь и довольство, а потому старается не обращать внимания на их ошибки, проступки и недостатки и проявляет терпение, снисходительность и великодушие, надеясь на награду Всевышнего Аллаха.
Совершенно иная картина представляется нашему взору, когда мы наблюдаем за соседями в обществах, далёких от религии Всевышнего.


Материализм, который безраздельно правит в таком обществе, лишает людей человечности, делает их эгоистами и заставляет заботиться лишь о меркантильных интересах и во всём искать выгоду. А чем выгодно общение с соседом, если он не богат и не обладает властью и влиянием…
Соседи в таких обществах оскорбляют друг друга и ссорятся из-за пустяков. Например, соседи могут порвать отношения друг с другом из-за того, что их дети поссорились на улице, и их не заботит то, хорошими соседями они являются или же скверными, потому что они не думают о
том, что с них спросится за всё, что они говорили и делали. А для мусульман нет ничего более естественного, чем навестить соседей. Для них это возможность сделать доброе дело и заслужить награду и довольство Всевышнего. Мусульманин умеет быть великодушным и прощать обиды, и все соседи любят и уважают его.

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

 

majlis

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!