Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
Садака, щедрость и самопожертвование | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 5
ХудшийЛучший 

Садака, щедрость и самопожертвование

      Щедрость, означает делиться тем, что есть, с теми, кто лишен этого. Наивысшей степенью щедрости является «самопожертвование». Наилучшим образом определение самопожертвованию дается в следующих аятах:

«Они дают пищу бедным, сиротам и пленникам, хотя и сами нуждаются в ней, [и говорят]: "Мы даем пищу, только чтобы угодить Аллаху, и не хотим от вас ни вознаграждения, ни благодарности. Ведь мы страшимся Господа своего в тот мрачный, гневный день". Аллах избавил их от бедствий того дня и одарил их процветанием и радостью». (Аль-Инсан, 8-11) 

Щедрость является плодом веры, и того, что возникает в её результате, милосердие, которое означает помощь каждому, кто в ней нуждается. Однако щедрость не означает расточать имеющееся направо и налево. А использовать те блага, коими Аллах наделил рабов Своих, надлежащим образом и зная им цену. Ведь о существующей мере всему Всевышний Аллах говорит в Коране:

«Не скупись, словно твоя рука прикована к шее, и не будь непомерно щедрым, а не то тебя будут порицать, и будешь ты печалиться». (Аль-Исра,29)

Щедрость, это одно из качеств Аллаха. Ведь одно из имён Его «Карим», которое означает «тот, щедрость и благосклонность которого не имеет предела». Аллаху принадлежит и другие имена, такие как, Милостивый, Милосерденый, Дарующий, Чуткий, Прощающий, которые, так или иначе, означают Его щедрость.

В хадисах говорится:

«Всевышний Аллах Щедр, и любит каждого, кто щедр. Он любит благонравных, и отворачивается от того, нрав которого скверн». (Суюти, I , 60)

«Всевышний Аллах Благой и Чистый, а посему любит все благое и чистое. Он Щедр, и любит того, кто щедр и добр...» (Тирмизи, Адаб, 41/2799)

Каждый верующий, взяв для себя долю от щедрости божьей, должен быть богат душою, и усердиями своими, а также пожертвованиями, которые, переплетаясь с такими его качествами, как доброта, самопожертвование, милосердие и сострадания, должны освещать его жизненный путь, в жизни этой, где всегда темно, как в ночи. Ведь в аятах  говорится: «О вы, которые уверовали! Тратьте то, что Я даровал вам в удел, прежде чем наступит [Судный] День, когда бессильны и торговля, и дружба, и заступничество [за кого бы то ни было]. А неверные – нечестивцы». (Аль-Бакара, 254)

«…То, что вы пожертвуете [на подаяние], Он возместит вам…». (Саба, 39) 

Али (радыйаллаху анху) же говорил: «Все люди пребывают во сне, и просыпаются лишь тогда, когда умирают..» (Аджлуни, Кашфуль-Хафа, II, 312/2795)

Поэтому, для того, чтобы, уйдя в мир иной, и проснувшись там, нам не оказаться в наихудшем положении, оставшись с абсолютно пустыми руками, нам, будучи еще в этой жизни следует проявлять щедрость и быть самопожертвенными, готовя себе пропитание для жизни вечной ещё сейчас. Об этом прекраснейшим образом говорил Мавляна (рахматуллахи алейхи):

«Жизнь мирская, подобна сну. Быть состоятельным в этой жизни, подобно тому, как найти клад во сне. Богатства мирские переходя из поколения в поколение, в конце концов, все равно останется на земле».

«Ангел смерти, придя за душою прибывавшего в неведении грешника, пробуждает его ото сна. Бедняга, оглянувшись, видит, сколько потратил времени и сил ради того, что и не принадлежало ему в действительности, тысячу раз сожалеет. Кается. Но все уже кончено, ничего не вернуть».

Такая вот жизнь мирская, и такая вот, следующая…

В Коране говорится: «Расходуйте из того, что Мы вам дали в удел, пока вас не постигнет смерть и вы не скажете: "Господи! Если бы Ты дал мне отсрочку на короткое время, то я стал бы раздавать милостыню и был бы из праведных". Но никогда Аллах не даст отсрочки человеку, чей смертный час настал. Ведь Аллах ведает о том, что вы творите». (Аль-Мунафикун, 10-11)

Таким же образом Всевышний Аллах хвалить и тех, кто помнил об этом всегда и поэтому был щедрым, говоря: «…Они признают за ними предпочтительное право, если даже [сами] находятся в стесненном положении. И те, кто одолел свою алчность, - они и суть преуспевшие». (Аль-Хашр, 9)

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) который никогда не говорил никому «нет» когда его о чём-то просили, хваля такое качество в человеке как щедрость, а также говоря о превосходности тех, кто обладает такими качествами, говорил:

«Щедрость, это одно из райских деревьев, ветви которого спускаются на землю. Кто бы ни ухватился за них, того они  приведут в рай. Скупость же, это дерево, произрастающее из ада, ветви которого тянутся до земли. Кто бы ни ухватился за них, того они неминуемо приведут в ад!..» (Байхаки, Шуаубуль-Иман, VII, 435)

«Скупой и щедрый, подобны тем, на ком надеты  доспехи, стесняющие их грудь и движения. С каждой милостыней доспех, что на теле падающего, расширяется, облегчает ему дыхание, а, также удлинившись до пят его, покрывает его всего, стирая следы что, тянутся за ним. Когда же скупой пытается подать что-нибудь, кольца что на доспехе сжимается, не давая ему ничего сделать, и сколько бы тот не старался, у него ничего не получается». (Бухари, Джихад, 89, Закят 28; Муслим, Закят 76-77)

«Щедрый человек, близок к Аллаху и людям, и далёк от огня ада. Скупой человек далёк от Аллаха и людей, близок к огню ада! И неграмотный, но щедрый человек, любимее Аллаху, чем поклоняющийся Ему скупец». (Тирмизи, Бирр, 40/1961)

«Не обращайте внимания на недостатки щедрого человека, ведь каждый раз, когда он спотыкается, Всевышний Аллах держит его за руку». (Хайсами,VI, 282)

Абу Бакр рассказывает (радыйаллаху анху), что дочь его Асма (радыйаллаху анха) как-то рассказала ему, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ей сказал:

«Не затягивай горлышка сосуда! Ведь тогда и Аллах станет  давать тебе лишь в меру!» (Бухари, Закят, 21)

«Жертвуй, и не считай, тогда и Аллах не станет ограничивать и считать благ Своих тебе. Не храни денег в сосуде, ведь тогда и Аллах станет хранит от тебя». (Муслим, Закят, 88)

Самопожертвование, щедрость, искренность и чистосердечие, являются проявлениями духовного совершенства. Для того чтобы остаться вдали от всего, что препятствует духовному счастью и спокойствию, следует быть щедрым и самопожертвующим человеком.

«Также как и люди красивой наружности ищут чистое зеркало, чтобы смотреться в него, так и щедрость ищет тех, кто беден и слаб. Лица красивых людей отражаются в зеркале красиво, а красота доброты и щедрости находит свое отражение в тех, кто беден и лишён».

«Души тех, кто пребывает в нужде и бедноте, подобны домам, полным дыма. Ты, прислушавшись к чаяниям их, приоткрой в доме оконце, пусть дым уйдет, а сердце твоё смягчится». И сегодня, мы все нуждаемся во взоипомощи, в пожертвованиях других, в самопожертвовании кого-то. Никогда нельзя забывать того, что на месте каждого бедняка и лишённого может оказаться каждый из нас. Поэтому помощь, щедрость и самопожертвование наши ради таких как больные, лишённые, одинокие, нуждающиеся и голодные, это наш долог благодарности Всевышнему Аллаху. А значит, следует делиться тем, что в руках наших, делая кого-то довольным и счастливым, и тогда всё это станет, духовностью нашей в мирской жизни, помощью в жизни вечной, и счастьем в раю.

Некоторые картины превосходства

Рассказывает Анас (радыйаллаху анху):

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) никогда не отказывал никому, если его просили, о чём либо, особенно если это было во имя религии. Известно, что однажды он даже подарил одному человеку целое стадо овец… А когда этот вернулся к своим соплеменникам, он говорил:

«О народ мой! Станьте мусульманами. Так как Мухаммад не боясь ни бедноты, ни нищеты щедро одаривает каждого».

Некоторые становились мусульманами сугубо ради личной выгоды. Однако не проходило и много времени, и Ислам, в их глазах, становился дороже чем всё мирское и благо его. (Муслим, Фадаиль, 57-58).

Говорится, что один из известнейших идолопоклонников по имени Сафван бин Умаййа, несмотря на приверженность к своей вере, участвовал во многих военных походах на стороне Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), в том числе и в таких битвах как Хунайн и Таиф.

Когда после сражения, в Джиране были собраны трофеи, и Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) стал обходить их и осматривать, он увидел, что Сафван смотрит на все это с превеликим удовольствием. Тогда он сказал ему:

«Что, очень нравится?»

«Да» - отвечал Сафван.

«Забирай, пусть будет твоим!» - сказал тогда Пророк. На что Сафван не удержавшись, отвечал:

«Ни одно сердце, кроме пророческого, не может быть таким щедрым», и, произнеся слово, свидетельство единобожия, принял Ислам. (Вакиди, II, 854-855)

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) обладал всеми превосходными качествами, которыми только может обладать человек. Он всегда старался быть щедрым, чтобы помочь слабым и нуждающимся, проявляя усилия и для того, чтобы они нашли путь истинный.

Рассказывает Абдуллах бин Аббас (радыйаллаху анху):

«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) был самым щедрым из людей. Его щедрость не знала предела в дни священного месяца Рамадана, когда его часто посещал Джабраиль. Они встречались каждую ночь Рамадана, и читали вместе Коран. Именно поэтому в эти дни, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) был ещё более благодатным и милостливым чем благодатный ветер». (Бухари, Бадуль-Вахй, 5,6, Саум, 7; Муслим, Фадаиль 48, 50)

Однажды к Пророку Аллаха пришёл человек, и сказал:

«О Посланник Аллаха! Я голоден!» Тогда Пророк, послав к одной из жён своих, велел, чтобы та послала чего-нибудь поесть. Но та отвечала:

«Клянусь Аллахом, который послал тебя с истиной, в доме нет ничего кроме воды».

Когда и от других своих жён Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) узнал что и у них в доме нет из еды ничего, он, обратившись к своим асхабам сказал:

«Кто пригласит сегодня в гости этого человека?» На что отозвался один Ансар:

«Я приглашу его к себе, о Посланник Аллаха!». Когда он пришёл домой, стал спрашивать свою жену:

«Есть ли дома чего-нибудь поесть?»

«Нет» - отвечала та. «Только еда для детей».

«Тогда уложи их спать, и убаюкивай, чтобы они не помнили ни о еде, ни о голоде. Когда же гость войдёт внутрь, потуши свет, будем делать вид что и мы едим вместе с ним».

Они сели за стол. Гость поел вдоволь, а хозяева легли спать голодными. Утром этот сахабий отправился к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям). Увидев того, Пророк Аллаха встал и сказал:

«Всевышний Аллах остался довольным вдвойне тем, что вы сделали этой ночью ради своего гостя». (Бухари, Манакыбуль-Ансар, 10; Тафсир, 59/6; Муслим, Ашриба, 172)

В преданиях говорится, что Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) однажды кто-то подарил кусок баранины. Вес день раздавая мясо нуждающимся, Пророк Аллаха вернулся вечером домой, и спросил у Аиши (радыйаллаху анха) сколько еще мясо осталось, на что та отвечала;

«Осталась лишь одна лопатка». Но, поправив её, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Вернее нам досталась всё, кроме этой лопатки, не так ли(Тирмизи, Кыямат, 33)

То есть нашим в действительности является то, чем мы жертвуем…

Однажды к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) пришёл человек и попросил его о чём-то. На что тот отвечал:

«У меня с собой нет ничего, ступай и купи себе чего-нибудь в мой долг, когда у меня появятся деньги я расплачусь».

Слышавший этот разговор Омар (радыйаллаху анху) опечалившись этому сказал:

«О Посланник Аллаха! Не зачем обещать того, чего у тебя нет, не обременяй себя понапрасну». То, что эти слова не понравились Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) стало ясно по выражению его лица. Тогда в разговор вступил один из Ансар, находившийся рядом:

«Пусть мать моя и отец станут жертвой ради тебя, о Посланник Аллаха! Не зачем бояться и лишений, дай этому, не бойся, что Властелин Могущественного Трона обделит тебя!»

Эти слова понравились Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), он улыбнулся и сказал:

«И мне было велено именно это». (Хайсами, X, 242)

Это пример тому, каким бывает совершенное сердце.

Осчастливить своего брата по вере, облегчив ему тяжесть мирской жизни, это путь к душевному счастью каждого Истинного верующего.

Один из людей, живших после смерти Пророка Аллаха, которого звали Абдуллах аль-Харави, много слышал о том каким щедрым был Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Однако он желал узнать об этом по больше. Однажды он повстречался в Халебе с муадзином Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), Билялом аль-Хабаши (радыйаллаху анху). Поняв, что ему представилась уникальная возможность узнать о том, что он так давно хотел узнать, он стал расспрашивать:

«О Билял! Расскажи мне, что ты помнишь о щедрости Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям)!» Билял же стал рассказывать следующее:

«Со дня, когда Всевышний в первый раз призвал Посланника Своего к этой миссии, и до самого последнего дня, я во многом помогал ему. Так, например, если к нему приходил мусульманин, по которому было видно, что он беден, а Пророк Аллаха сразу же посылал за мной, а сам шёл, брал в долг, и повелевал мне покупать на эти деньги одежду и еды. Однажды, мне навстречу вышел неверный, и говорил:

«О Билял! Я богатый человек, у меня есть возможности. Не ходи, и не проси в долг у других, приходи ко мне!». Я так и сделал. Однажды я совершив омовение, собирался произнести призыв на молитву, и вдруг вижу, этот неверный идёт навстречу с группой торговцев. Увидев меня, он сказал: «О, Хабаши (Эфиопец)!» «Что?» - отозвался я. Тот же скорчил физиономию, и стал злостно на меня смотреть, выругавшись, он сказал:

«Сколько еще до начало месяца?» «Немного» - отвечал я.  «Осталось четыре дня. И  должен получить от тебя все, что ты должен, до этого срока. Я дал тебе эти деньги не для того чтобы заслужить твоё признание, или признание того человека. Ты нужен мне лишь как раб. И ты, как и прежде, будешь пасти моих овец!». Услышав такое, я конечно расстроился. Я пошёл, и произнёс призыв на молитву. Когда была совершена ночная молитва, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) вернулся к себе домой. Я же пришёл, чтобы поговорить с ним, он позволил мне войти, и я стал говорить:

«О Посланник Аллаха! Пусть мать моя и отец станут жертвой ради тебя. Помнишь ли ты того неверного у которого я брал взаймы, вот он сказал мне так-то и так-то. Он опозорит меня. Позволь мне укрыться у кого-нибудь кто недавно принял Ислам. Я останусь там, и буду собирать деньги чтобы вернуть долг, пока Аллах наконец не пропитает меня». Затем я откланялся и вышел. Вернувшись домой, я полностью подготовился к отъезду, положив у изголовья своего меч, копье, лук и ботинки. И лёг, глядя на небо. И только когда совсем стемнело, я уснул. Утром я проснулся рано. Когда я уже собрался выйти из дома, кто-то снаружи окликнул меня:

«Билял! Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) завёт тебя!». Я пошёл к нему. Когда я подошёл к его дому, то увидел, что возле него стоит четыре верблюда навьюченные товаром! Я спросил разрешения войти внутрь. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал мне:

«Радуйся Билял! Всевышний Аллах послал мне средств, чтобы ты мог расплатиться за свои долги». Я воздал Аллаху хвалу. А Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) продолжал:

«Видел ли ты те четыре верблюда, что стоят у дома?» «Видел» - отвечал я.

«Они все принадлежат тебе. Их послал мне человек из Фадака. Забирай, и расплатись с долгами».

Я сделал так, как он мне велел. Сгрузил товар с верблюдов, дал им корму, и отправился произносить призыв к утренней молитве. После того как была совершена молитва, я пошёл туда где бывает людно, и встав рядом со входом на кладбище Бакии стал громко говорить:

«Тот кому Посланник Аллаха должен денег пусть подойдет сюда!» Я продал весь товар, обналичив его в наличные деньги и полностью расплатился с долгами, какие были у Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Так он не остался должным абсолютно никому. А у мня ещё оставались деньги. Я встретил его в мечети. Поприветствовал его. Он же спросил меня:

«Что нового, что ты делал?».

«Всевышний Аллах расплатился со всеми вашими долгами, теперь вы не должны никому»-отвечал я.

«Осталось ли чего-нибудь?» - спросил он.

«Да, осталось два динара» - ответил я.

«Избавь же меня и от них. Потрать их, ведь пока ты не избавишься от них я не желаю возвращаться к своим домочадцам!» - сказал тогда он мне.

Но сколько бы я не искал кого-нибудь, кому можно было дать эти деньги в милостыню, я никого не находил. А всё это время Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) оставался в мечети. Наконец, под вечер, я встретил двоих всадников. Я позвал их с собой, и, купив на базаре одежду и еды, отдал им. После совершения вечерней молитвы, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) позвал меня к себе, и спросил:

«Что стало с тем, что у тебя было

«Всевышний Аллах осчастливил тебя ими» - отвечал я.

Обрадовавшись этому, Посланник Аллаха воздал Всевышнему Хвалу. Он желал скорее избавиться от этих динаров, как будто боялся смерти, поэтому был рад и благодарен Аллаху, что так благополучно от них избавился. Затем он встал. Я пошёл за ним. Он обошёл всех своих жён, поприветствовав каждую из них. И зайдя в дом той, чей был в тот день черёд, обернувшись, сказал:

«Вот и решение твоего вопроса, Абдуллах(Абу Дауд, Харадж, 33-35/3055; Ибн Хиббан, Сахих, XIV, 262-264)

Таким вот щедрым был Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), щедрым настолько, что влезал в долги, чтобы жертвовать во имя других!.. Интересно, насколько мы, будучи последователями его, можем приблизиться к такой щедрости?.

Как прекрасно говорил поэт, высказываясь о щедрости Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), и его непревзойденном самопожертвовании:

«Если в руках его, в его длани, нет ничего кроме своей души, он и это отдаст, если кто-то его попросит. Пусть же обращающийся к нему с просьбой, побоится Аллаха и будет благочестивым!».

Другой поэт говорил так:

«Если кто-то восхваляя щедрость Твою, сравнит её с облаками, он окажется ошибающимся. Ведь облака, отдавая, плачут, а ты лишь улыбаешься отдавая».

Такой вот была щедрость Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Он жертвовал всем, что есть у него с любовью. Шейх Мавляна Халиди Багдади, высказываясь о его непревзойдённой щедрости, говорил следующее:

«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) пример такой неописуемой красоты щедрости, что благодаря ей моря исторгают из недр своих жемчужины, твёрдые скалы становятся мрамором, а из шипов получаются розы. И если, войдя в какой-либо сад, ты станешь говорить о щедрости его, то в саду этом не останется ни одного бутона, который не раскроет рот и не заулыбается, то есть не раскроется».(Халид-и Багдади, Диван, пер. Садреддин Юксел, Стамбул 1977, стр. 65-66).

Не менее изумителен и следующий пример, который показывает какой была щедрость Аиши (радыйаллаху анха).

Когда Омар (радыйаллаху анху) был смертельно ранен, и лежал истекая кровью, он, подозвав к себе сына своего Абдуллаха, сказал:

«…Ступай к Аише, матери правоверных, и скажи: «Омар приветствует тебе». Но не вздумай сказать: «Повелитель правоверных!». Сегодня я уже не повелитель им. Скажи, что «Омар бин Хаттаб просит твоего разрешения быть похороненным рядом со своими двумя товарищами!» Абдуллах (радыйаллаху анху) дальше рассказывает:

Я спросил разрешения войти, поприветствовать всех. Аиша (радыйаллаху анха) плакала. Я сказал ей:

«Омар (радыйаллаху анху) шлёт тебе привет. Он просит твоего дозволения быть похороненным рядом с двумя своими товарищами». Аиша (радыйаллаху анха) отвечала:

«Я хранила то место, что осталось рядом с могилой Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) для себя. Но сегодня отдаю его Омару». (Посланник Аллаха и Абу Бакр были захоронены в доме Аиши. Она хранила то место, что еще оставалось там для себя, желая быть захороненной рядом с Пророком и своим отцом). Когда Абдуллах вернулся, Омару (радыйаллаху анху) сказали:

«Вернулся Абдуллах!». Тот с волнением и любопытством промолвил:

«Поднимите меня!». И опираясь на одного, встретил сына его со словами:

«С какими новостями ты пришёл?».

«Желание твоё принято. Аиша (радыйаллаху анха) позволила тебе то, о чём ты её просил».

Тогда Халиф Омар молвил:

«Хвала Аллаху! Это было самым важным для меня. Пусть, как только я испущу свой дух, меня отнесут туда. И спросив разрешение войти, и ещё раз поприветствовав Аишу, скажете: «Омар просит разрешения?». Если она дозволит, то внесите меня внутрь, если нет, то похороните с остальными мусульманами!».. Когда Омар (радыйаллаху анху) испустил свой дух, его принесли к дому Аиши (радыйаллаху анха). Абдуллах  поприветствовав её говорил:

«Халиф Омар просит твоего разрешения войти!»

«Внесите внутрь» - сказала та. Его похоронили рядом с его любимыми друзьями. (Бухари, Асхабун-Наби, 8, Джанаиз, 96, Джихад, 174, Тафсир, 59/5, Ахкам, 43).

Зайнаб бинти Джахш (радыйаллаху анха), одна из жён Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) была очень умелой рукодельницей. Она зарабатывала своим трудом немалые деньги, и жертвовала на пути Аллаха. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) как-то сказал:

«Ко мне из вас присоседится та, чьи руки самые длинные».

Рассказывает Аиша (радыйаллаху анха):

После этого мы стали измерять свои руки чтобы узнать кто же из нас после смерти Пророка Аллаха присоединиться к нему не то, что мы подумали, а то, что среди всех нас лишь деяния рук Зайнаб бинт Джахш простирались дальше всех остальных». (Муслим, Фадаилус-Сахаба, 101)

После того, как многие из переселившихся из Мекки прибыли в Медину, их приняли у себя семьи Ансар. Так многие скрепили себя со своими братьями по вере братскими узами, став вместе добывать себе заработок, и вместе его делить. Многие из Ансар даже отдали имевшиеся у них не возделываемые земельные участки Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) тот же, распределил их между теми, кто только прибыл из Мекки. Но и это не было последним, чем проявили себя Ансары:

«Давайте разделим наши финиковые плантации между братьями нашими из Мекки, о Посланник Аллаха!» - предлагали они. Когда же Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) не принял этого, те пошли к мухаджирам и говорили:

«Давайте вы будете просматривать за уходом за финиковыми пальмами, урожай от чего станем делить между собой!».

С этим согласился и сам Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) поэтому обе стороны говорили:

«Слушаемся и повинуемся!». (Бухари, Харс, 5)

Как сегодня, когда так много бедняков, мы нуждаемся в таких человеческих качествах!..

Говорится также, что когда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) только переселился в Медину, те, кто прибыл из Мекки до него говорили ему:

«О Посланник Аллаха! Нам ещё не доводилось видеть таких щедрых и добрых людей как эти, к кому мы переселились.  Те из них, кто состоятелен щедро делиться своим имуществом, те же, кто беден, жертвует тем, что есть. Они помогают нам во всём, что касается нашего быта, и делятся с нами всем, чем владеют. Теперь мы опасаемся за то, что они возьмут себе все воздаяние и награду за свои благие деяния?!». На что тот (саллаллаху алейхи ва саллям) отвечал:

«Нет же, покуда вы будете молиться за них и хвалить их за то, что они делают, вы будете с ними равны в своей награде и воздаянии». (Тирмизи, Кыямат, 44/2487)

Джабир (радыйаллаху анху) рассказывая о щедрости и самопожертвованию Ансар, по отношению к братьям своим Мухаджирам, говорит:

Ансары, собирая свой урожай фиников, делили его надвое, кладя на одну сторону побольше, а на другую поменьше. Позже прикрывали ту кучу в которой поменьше, ветвями, и подзывая Мухаджиров, говорили:

«Берите ту, которую захотите». Те же, желая со своей стороны, чтобы братьям их досталось больше, брали себе то, что казалось меньшим, так большая часть урожая все равно доставалась Мухаджирам. А Ансары таким образом добивались того, что меньшая часть урожая доставалась им…». (Хайсами, X , 40).

Однажды, когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) раздавал трофеи, доставшиеся ему от Бани Надир, он кроме мухаджиров, не выделил из этого больше ничего и никому кроме троих из Ансаров, у которых были нужды. Затем, собрав Ансар он говорил:

«Если хотите, то вместо этих трофеев, мухаджирам достанется то, что вы до этого им давали, а вам из них будет выделена ваша доля. Если же хотите, то потребуйте от них то, что давали им прежде, оставив всё это им».

На это все Ансары (радыйаллаху анхум) с чувством глубокой любви и самопожертвования по отношению к своим верующим братьям отвечали:

«О Посланник Аллаха! Мы давали часть от имущества и жилья, своим братьям, нашим мухаджирам, и желаем, чтобы все трофеи достались лишь им».

Именно тогда и снизошли аяты, говорящие о том, что искренние и самоотвержение пожертвования раба, приведут его к спасенью: «…Они признают за ними предпочтительное право, если даже [сами] находятся в стесненном положении. И те, кто одолел свою алчность, - они и суть преуспевшие…». (Аль-Хашр, 9)  (Рази, XXIX , 250; Куртуби, XVIII, 25).

Душа каждого верующего, о котором говорится в  аяте должна находить радость и спокойствие делая такие пожертвования, как пожертвования Ансар, не боясь никаких потерь и лишений.

Однажды, когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) делил некоторые земли Бахрейна, он, начав с Ансар позвав их к себе. Но те, проявив невиданную самоотверженность и самопожертвование, говорили:

«О Посланник Аллаха! Мы не возьмём из этого ничего, пока братьям нашим мухаджирам не достанется большая часть этого!». На это Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«О Ансары! Раз уж вы не желаете взять это себе, тогда терпите, пока мы повстречаемся с вами у Каусара! Так как вскоре после меня придет время, когда вместе вас будут давать предпочтение другим».  (Бухари, Манакыбуль-Ансар, 8)

Однажды, когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и жена его Аиша (радыйаллаху анха) постились, к ним пришёл бедняк, и попросил поесть. В доме Аиши (радыйаллаху анха), не было ничего кроме хлеба.

«Отдай хлеб ему!» - велела та слуге. «Но в доме нет ничего кроме этого, чтобы вы могли разговеться!». Но та настаивала:

«Отдай хлеб ему!».

Слуга, рассказывая о том, что было потом, говорит:

Я отдал хлеб бедняку, как и велела благородная Аиша. Но когда наступил вечер, кто то послал нам кусок жаренной баранины. Тогда Аиша (радыйаллаху анха) подозвала меня и сказала:

«Пожалуйста, попробуй, это вкуснее твоего хлеба!» (Муватта, Садака , 5)

В аяте говорится: «…Аллах принимает милостыню…». (Ат-Тауба, 104)

Всевышний одаривает раба Своего в соответствии с духовным состоянием его.

Однажды, одному из асхабов кто-то подарил баранью голову. Но тот сказал:

«Брат мой и его семья больше нуждаются в этом», и послал этот подарок им. Тот же послал это другому… И так это голова прошла через семь домов, и наконец вернулась к первому её хозяину. (Хаким, II, 526)

Следующий хадис Хузайфы аль-Адави (радыйаллаху анху) привлекает к себе внимание тем, насколько непревзойдённой была самоотверженность и щедрость асхабов, даже на последних минутах жизни. Мы были в битве при Ярмуке. Бой прошёл, раненные и убитые мусульмане и их тела лежали на раскалённых песках. Я был тяжело ранен, и видел, как один за другим теряют сознание и умирают раненные. Тогда я собрался с силами, и двинулся, чтобы найти своего племянника. Я искал его не долго, и нашёл среди раненных. Но тот был при смерти, и не мог пошевеливать и глазами. Показав ему, сосуд с водой, я сказал:

«Хочешь воды?». Было ясно, что хочет, так как губы его трескались от жары и обезвоживания. Но сил чтобы ответить не было. Его глаза говорили о той боли, что он испытывал. Я открыл горлышко сосуда, чтобы напоить его, но тогда неподалёку послышались чьи-то стоны: «Услышав это, мой племянник, отказавшись от воды, что предназначалась ему, указал глазами в ту сторону, где звали о помощи. Я побежал туда, где среди груда тел под раскалённым солнцем живой человек лежал. Это был Хишам бин Ас.

«Хочешь воды?» - спросил я его. Он показал глазами, что хочет. И только я поднёс сосуд к его устам, как где-то опять послышались чьи-то стоны. Хишам указал мне глазами, чтобы я поспешил туда. Но когда я побежал к другому, тот уже испустил дух. Я поспешил к Хишаму, но, протянув ему, сосуд с водой, я увидел, что и тот мёртв.

Тогда я изо всех сил побежал к своему племяннику. Но и тот, отдал свою душу среди раскалённых песков… Сосуд с водой остался в моих руках, а я остался стоять среди трёх, павших мученической смертью. (См. Куртуби, XVII, 28; Зайлаи, Насбур-Райа, II, 318; Хаким, III, 270/5058).

Хузайфа (радыйаллаху анху) рассказывал о том, что он переживал в тот момент, говорил:

«В жизни, мне довелось увидеть разное, но ничто не потрясло меня, так как это. Эта самоотверженность и самопожертвование тех, кого не связывают никакие родственные узы, их сострадание друг к другу и даже на последних моментах своей жизни следуя (См. Али Имран, 102) аяту, которому можно только завидовать оставила в моей памяти глубокие следы..».

Известнейший враг суфизма Гулям Халиль, был крайне враждебно настроен ко всем, кто вёл аскетический образ жизни.

Однажды, он заключил под стражу группу суфиев, среди которых был и Абу аль-Хусейн ан-Нури, и привёл их во дворец Халифа. В соответствии с указом Аббасидского халифа, все они были приговорены к казни. Когда палач вот уже заносил свой меч над головой одного из дервишей, Абу аль-Хусейн ан-Нури выскочил вперёд и с радостью предстал перед плахой. Народ очень удивился этому.

«Бедняга! Почему же ты так рвёшься вперёд, ведь меч не то, чего так нужно желать. Да и очередь твоя не подошла, почему же ты спешишь?» - спросил его палач.

Абу аль-Хусейн отвечал:

«Мой путь, это путь самопожертвования. Самое же дорогое, что есть у человека, это его жизнь. Я, желая поделиться этими последними минутами жизни со своими товарищами, хочу первым уйти из неё. Ведь время, которое нужно, что сделать последний вздох в этой жизни, дороже и милее для нас, чем год жизни в жизни вечной. Так как здесь, это место служения и поклонения, а там это место одиночества, место, где человек наедине со своим Господом. Единение с Ним возможно лишь с поклонением и служением Ему. Поэтому я жертвую своими последними минутами жизни во имя друзей своих».( Худживри, Кяшфуль-Махджуб, пер. Сулейман Улудаг, Стамбул 1996, стр. 302).

Когда Осман Гази был при смерти, Алааддин Бей, которого поддерживали все чиновники, и который по закону должен был взойти на престол, предпочёл вместо себя своего брата Орхан Бея, и говорил:

«Брат мой! Молитвы и отчаяния  отца нашего с тобой. Он, будучи ещё при жизни, доверил тебе командование войсками. Поэтому и править суждено тебе».

Алааддин Бей, который проявил такую самоотверженность и отвагу, в последствии стал ближайшим помощником и советником своего брата. (Зия Нур Аксун, История Османов, Стамбул, 1994, I, 36).

8 октября 2005 года в Пакистане произошло страшное землетрясение, более семидесяти тысячи людей погибло. Оставшиеся в живых остались без крова и еды. Один ребёнок из Турции, писал своим собратьям из Пакистана такое письмо, в котором посылал и половину из денег, что у него было, показав тем самым пример непревзойдённого самопожертвования.

В письме писалось:

«Я сын бедной семьи. Отца у меня нет, а мать болеет. У нас было две лиры денег на хлеб, один из которых я посылаю вам. Так как сегодня я нашёл кусок хлеба. Вечером мы разговимся этим. Вы же купите на эти деньги хлеб для детей, пострадавших от землетрясения. Это чистые деньги. Я не смог послать вам все деньги, так как на остальное купил мраки. Извините». 24 ноября 2005 год.

Какая щедрость, какая самоотверженность… Дуновение ветерков из глубины столетий, со времён самого Пророка Аллаха…

 

Иными словами, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) был на вершине щедрости, как в изобилии, так и в невзгодах. Он не делая различия между богатыми и бедными из асхабов, побуждал каждого жертвовать и быть щедрым. В одном хадисе, о том, что состояние щедрого человека никогда не уменьшится, он говорил.

«Каждый день, перед восходом солнца два ангела взывают, провозглашая:

«О люди, спешите к милости Господа вашего. Малое но достаточное, лучше чем многое но совращающее».

Это призыв слышит всё сущее, кроме джиннов и людей.

И каждый день на закате дня, два других ангела восседая на своих местах, взывают громким голосом, который слышен всем, кроме людей и джиннов: «О Аллах, воздай и возмести каждому кто жертвует, и покарай каждого, кто скупится» (Ахмад, V, 197)

По этому умно поступает тот, кто, наполнив душу такими красотами как щедрость и самопожертвование, делится тем, чем наделил Всевышний из мирских благ, превращая мирское в своё благосостояние жизни вечной. С этой точки зрения наилучшим богатством является в мире ином, а самая богатая жизнь это та, которая прожита в соответствии с тем, что повелел Аллах и та, которая соответствует Его благоволенью.

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

 

majlis

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!