Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
Акыда: Как распознать ваххабизм? | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Как отличить ваххабитов (псевдосаляфов). Вопросы вероубеждения

vahabism"Ваххабиты совершают намаз, постятся и соблюдают другие шариатские требования. Какое они имеют отличие от других мусульман? Если они являются сбившимися с пути истины, то Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) должен был сказать об этом. Если говорил, то по каким признакам можно их отличить? Алимы, может, и отличают, но простые люди не могут этого делать.
Расскажите, пожалуйста, о признаках, по которым можно узнать ваххабита."
На эти вопросы ответил редактор газеты “Ас-салам” на аварском языке Яхья Магомедов
Хадис Посланника(да благословит его Аллах и приветствует) гласит: " Иудеи разделились на 71 группу. Из них только одна группа попадет в Рай, остальные - в Ад. Христиане разделились на 72 группы. Из них только одна группа попадет в Рай, остальные - в Ад. Клянусь Аллахом, в чьей длани моя душа, моя община разделится на 73 группы. Из них только одна группа попадет в Рай, остальные - в Ад. Опомнитесь, та группа, которая попадет в Рай, - это последовавшие за моим вероубеждением и моих сподвижников ".
Из этого хадиса ясно, что те люди, которые совершают намаз, постятся и соблюдают другие нормы Шариата, но не находятся в убеждении, которое имел Пророк и его сподвижники, находятся на неправильном пути и попадут в Ад.
Абдуль Кадыр Жилани говорил: " Эти 73 группы произошли от десяти больших (основных) групп. Это ахльу сунна ва джамаат (поистине имеющаяся группа); хавариджи, шииты, мутазилиты, мурджиаты, мушаббихаты, джамхияты, зарарияты, наджарияты и килабияты. Ахль сунна имеют одну группу; хавариджы - 15; мутазилиты - 6; мурджиаты - 12; шииты - 32; джам хияты, наджарияты, зарарияты и килабияты - по одной группе; мушаббихаты - 3. В сумме это составляет 73 группы ".
Все изучаемые хадисы о хавариджах передают признаки ваххабитов.
Хавариджи имеют 15 различных группировок, и каждая имеет отдельное название, которое произошло от предводителя (основателя) этого течения. Вот некоторые названия группировок хавариджей: харуриты, хукмии, азракиты, гаджаридаты, фадакияты и др.
В хадисе Пророка(да благословит его Аллах и приветствует) сказано: " Хавариджы - это псы Ада ". В другом хадисе рассказывается, что с отрублением каждой ветви (хавариджей) произрастает новая. Последняя ветка появится вместе с Даджжалом. Сказано, что каждую ветвь по произрастании отрубает сам Всевышний.
При исследовании деятельности ваххабитов отмечено, что все их грязные дела и признаки до единого перекликаются с хавариджскими. Являясь одной из ветвей хавариджей, ваххабизм вобрал в себя все их симптомы. То, что ваххабиты являются ветвью хавариджей, подтверджают и великие алимы Ислама.
Пророк(да благословит его Аллах и приветствует) передал очень много хадисов о том, что это не являющаяся в Исламе и сбивающая с истины группировка. На вопрос сподвижников, как можно отличить неверных в Исламе, соблюдающих намаз и постящихся, Пророк подробно описал их признаки.
Ниже мы даем описание этих признаков, выбранные из достоверных хадисов, таких, как "Сахих" Муслима, где говорится, что Пророк сказал о племенах, которые появятся при приближении конца света. У них будут бороды, бритые головы, злые и впалые глаза и брюки с подвернутыми штанинами.
Это люди, много читающие Коран, но не внимающие ему (т. е. даже не понимают истинный смысл Корана, такое чтение не примет Аллах); знающие аяты Корана (приписывающие мусульманам аяты, ниспосланные неверным); призывающие к пути Пророка(да благословит его Аллах и приветствует), а на самом деле очень далекие от него; скорые на злость; вникающие в то, что их совсем не касается; имеющие глупые надежды; красноречивые; с подлыми делами и жестокостью, выходящие за рамки Ислама; не имеющие чувства Ислама в своем начале, середине и конце; воюющие с мусульманами, оставив идолопоклонников.
Видя усердие некоторых из них в поклонении, мусульмане посчитают ничтожным свой ибадат.
Их признаком является также "тахлик" (необходимость брить голову мужчинам и женщинам, нарушение отношений между людьми и выступление против самых уважаемых и почетных людей и др.).
Все эти вышеперечисленные признаки имеют так называемые ваххабиты.
Ношение бороды является сунной Пророка(да благословит его Аллах и приветствует) и, думаю, что мусульманин не будет этого отрицать. Ваххабиты отличаются тем, что придают особое значение ношению бороды и называют нововведенцами тех, кто ее не носит. Как сказано в хадисе, ваххабиты обратили внимание и на подворачивание брюк, и на бритье головы. Историки отмечают, что ваххабиты и женщин заставляли брить головы. То, что они не внимают Корану, стало ясно народу, а особенно алимам.
Многим местам Корана ваххабиты дают дословный перевод. Переводя аяты, связанные со Всевышним, они уподобили Его людям - т. е. имеющим руки, глаза, уши и т. д. Такое убеждение приводит человека в неверие. Они приводят аяты о многобожниках Мекки и о тех мусульманах, которые посредством устазов, валиев молят Аллаха, приписывая, тем самым, верующим куфр. Народ видит то, что ваххабиты проводят параллель между тем, что идолы достойны поклонения, и тем, что поклонения достоин лишь один Аллах, и только по Его воле ни один человек не может ни помочь, ни навредить. Взывание к валиям за помощью тоже происходит по воле Аллаха.
Этими неверными убеждениями ваххабиты приравнивают мусульман к неверным.
Призывая людей к сунне Пророка и придав себе соответствующую внешность, эти люди использовали все, что не подходит к сунне Посланника.
Их нападения на мусульман - всем известный факт. Таковыми являются нападения ваххабитов на мусульман-арабов двести лет тому назад, нападение на Дагестан в 1999 году и др. Неужели на земле Аравии и Дагестана они нашли самых неверных и сбившихся с пути? Разве нет в мире других кяфиров? Это тоже является признаком, подтверждающим их неверие, как упоминается в хадисе. Известна также чрезмерная строгость в религии, которую требуют ваххабиты. Человека, который совершил что-то греховное, порицаемое или то, что они считают неправильным, приписывают к кяфирам. А мусульманином считают только того, кто следует за ними.
Вот такими, не свойственными Исламу строгостями и запретами, они лишают веры и, приписывая неверие мусульманам, сами становятся неверными. Ваххабиты очень много читают Коран, совершают долгие сужды и другие деяния, но какая им будет от этого польза, если их убеждения неправильные. То, что ваххабиты являются восставшими против самых достойных в народе людей - общеизвестный факт. Они не признают ни одного имама четырех мазхабов, валиев, устазов, не слушаются религиозных предводителей, муфтиев. Их "мазхабом" является не придерживание мазхаба, их "повиновение" - не повиноваться, их "религия" - выход из религии.
Очень много признаков можно перечислить, но для желающих познать истину, этого, думаю, будет достаточно.

Сравнение акыды саляфов и акыды саляфитов

Как мы знаем, шейхи ваххабитов/псевдосалафитов громче всех кричат о том, что их акыда - это акыда саляфу салих/праведных предшественников. Посмотрим так ли это на самом деле сравнивая слова ученых саляфов и халяфов со словами шейхов ваххабитов.

Один из самых авторитетных муфассиров Уммы, имам-саляф Ибн Джарир ат-Табари (224–310 х/839–923 м) комментируя слова Всевышнего: «затем истава к небу» (2:29) приводит диспут, в котором оппонент пытается опровергнуть толкование истава как «улюв»/возвышенность тем, что мол из этого в обязательном порядке вытекает, что Аллах был внизу, а затем поднялся. Это из-за того, что оппонент понимал «улюв» только лишь в буквальном смыле, как передвижение. Отвечая ему имам ат-Табари говорит:

قـيـل له: فكذلك فقل: علا علـيها علوّ ملك وسلطان لا علوّ انتقال وزوال

«Тогда ему (оппоненту) скажут: так и ты скажи: возвысился над ним возвышением власти и могущества, а не возвышением перемещения и отдаления».

[«Джами` аль-байан фи тафсир аль-Куръан», 1/428-430]


Комментируя эти слова имама ат-Табари, шейх ваххабитов Абдуллах аль-Гунайман сказал:

قوله "فقل علا عليها علو ملك وسلطان لا علو انتقال وزوال" هو من جنس كلام أهل البدع ، فلا ينبغي ، وهو خلاف الظاهر من النصوص بل هو من التأويل الباطل

«Слова ат-Табари: «скажи: возвысился над ним возвышением власти и могущества, а не возвышением перемещения и отдаления» - это один из видов каляма приверженцев нововведений, и это не следует делать, (поскольку) это противоречить явному смыслу текстов, напротив это ложный таъвиль».

[«Шарх китаб ат-Таухид мин Сахих аль-Бухари», 1/360]


Хафиз Абу Бакр аль-Байхаки (384-458 х/994-1066 м) в книге «Сунан аль-Кубра» передал от имама, хафиза Абу Мухаммада Ахмада аль-Музани (270-356 гг. х):

( أخبرنا ) أبو عبد الله الحافظ قال سمعت أبا محمد أحمد بن عبد الله المزني يقول : حديث النزول قد ثبت ، عن رسول الله - صلى الله عليه وسلم - من وجوه صحيحة ، وورد في التنزيل ما يصدقه وهو قوله تعالى : ( وجاء ربك والملك صفا صفا ) والنزول والمجيء صفتان منفيتان عن الله تعالى من طريق الحركة ، والانتقال من حال إلى حال ، بل هما صفتان من صفات الله تعالى بلا تشبيه ، جل الله تعالى عما تقول المعطلة لصفاته والمشبهة بها علوا كبيرا

«Нам рассказал Абу Абдуллах аль-Хафиз (аль-Хаким), он сказал: я слышал Абу Мухаммад Ахмад ибн Абдулла аль-Музани говорил: «Хадисы о нисхождении установлены от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) с достоверных сторон (риваятов). И передается о нисхождении то, что подтверждает это, а это слово Всевышнего Аллаха «и твой Господь придет с ангелами, выстроившимися рядами». "Нисхождение" и "приход" это два сифата не присущие Всевышнему Аллаху как движение и переход с одного состояния в другое. Напротив, это два сифата из сифатов Аллаха без уподобления (ташбиха). Всевышний Аллах на много возвышен от того, что говорят "муаттыли" и "мушаббиха" о Его сифатах».

[Абу Бакр аль-Байхаки, «Сунан аль-Кубра», 3/3]


А теперь посмотрите, как комментирует эти слова ученого-саляфа Ахмада аль-Музани муфтий ваххабитов Ибн Баз.

Шейх ваххабитов, бывший муфтий Саудовской Аравии Абдулазиз ибн Баз сказал по поводу этих слов имама Абу Мухаммада аль-Музани (не путать с Исмаилом аль-Музани), где он отрицает, что «нисхождение» и «приход» это движение и переход с одного состояния в другое:

ولا شك أن هذا القول باطل مخالف لما عليه أهل السنة والجماعة

«Нет сомнения, что эти слова несостоятельны (батыль) и противоречат тому, на чем Ахли Сунна валь-Джама’а».

[«Маджмуъ фатава ва макалят мутанаввиа ли шейх ибн Баз», 5/54]


Шафиитский ученый хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773-852 х/1372-1449 м) говоря о хадисе «нузуль» упоминает убеждения саляфов и халяфов по этому поводу:

فمعتقَدُ سلفِ الأئمة وعلماءِ السنة مِن الخلف أنَّ اللهَ منزهٌ عن الحركة والتحوُّل والحلول

«То, в отношении чего были убеждены имамы саляфов и ученые сунны из халяфов это то, что Аллах пречист от движения, перемещения и слияния».

[Ибн Хаджар: Фатхуль Бари: 8/505; Рияд: Дару Тайба: 1426/2005]


Посмотрите как комментирует эти слова хафиза аль-Аскаляни, Абдуррахман аль-Баррак.

Шейх ваххабитов, саудийский ученый Абдуррахман ибн Насыр аль-Баррак в своих примечаниях к «Фатхуль Бари» так прокомментировал слова Ибн Хаджара аль-Аскаляни:

أهل السنة متفقون على إثبات ما هو من جنس الحركة كالمجيء، والنزول، والدنو، والصعود، مما جاء في الكتاب والسنة

«Ахлю Сунна единогласна в утверждении тех (атрибутов) которые являются из вида "движения" - как приход, спускание, приближение и восхождение - из того, что пришло в Коране и Сунне».

[«Фатхуль Бари би шарх Сахих аль-Бухари» с примечаниями Абдуррахмана аль-Баррака, 8/505; «Тааликат шейх аль-Баррак аля мухалифат аль-акыдати фи Фатхуль Бари»]


И отдельно приведем слова Мухаммада ибн Салиха аль-Усаймина.

Один из самых авторитетных шейхов ваххабитов Ибн Усаймин сказал:

وهذه النصوص في إثبات الفعل، والمجيء، والاستواء، والنزول إلى السماء الدنيا إن كانت تستلزم الحركة لله فالحركة له حق ثابت بمقتضى هذه النصوص ولازمها

«Если из ясных текстов в утверждении действий, прихода, истава, нисхождения на небеса дуньи вытекает движение Всевышнего, то движение в отношении Него является утвержденной истинной согласно этим текстам и вытекающему из них».

[«Изаляту саттар ан джаваби аль-мухтар ли хидаяти аль-мухтар», стр. 32; «Маджму Фатава ва расаиль Ибн Усаймин», 3/49]


Далее приведем отдельные цитаты ученых Ахлю Сунна из саляфов и халяфов по поводу описания Аллаха движением.

Известный мухаддис из числа саляфов Абу Хатим Ибн Хиббан (270-354 х/883-965 м) говорит, что в нузуле Аллаха нет ни движения, ни изменения места:

كذلك ينزِل بلا آلةٍ , ولا تحرُّكٍ , ولا انتقالٍ مِن مكانٍ إلى مكانٍ

«Также нисходит не с (помощью) чего-либо, ни движением и без перехода с одного места на другое».

[Ибн Хиббан: Сахих Ибни Хиббан: 3/201; Бейрут: Муассасатур Рисаля: 1414/1993]


Имам Ахлю Сунны Абуль Хасан Аль Ашъари (260-324 х/874-936 м), рахимахуЛлах, в своей книге «Рисалятун иля Ахлис Сагър» написанной, как ответ на вопросы ученых Бабуль Абваба (современный Дербент), и в которой представлены мнения саляфов, говорит:

وأجمَعوا على أنّه عز وجل يجيءُ يومَ القيامة والملك صفاً صفاً لعرْض الأُمَم وحسابِها وعقابِها وثوابِها ، فيغفِر لمن يشاء مِن المُذنِبين ، ويعذِّب منهم مَن يشاء كما قال
وليس مجيئُه حركةً ولا زوالاً ، وإنما يكون المجيء حركةً وزوالاً إذا كان الجائي جسماً أو جَوْهراً ، فإذا ثبَت أنّه عز وجل ليس بجسمٍ ولا جَوْهر لم يجِب أنْ يكونَ مجيئُه نُقلةً أو حرَكةً
ألا ترى أنّهم لا يريدون بقولهم : "جاءتْ زيداً الحُمّى " أنها تنقّلت إليه ، أو تحرّكت مِن مكان كانت فيه إذ لم تكن جسماً ولا جوهراً ، وإنما مجيئها إليه وجودها به
وأنه عز وجل ينزِل إلى السّماء الدّنيا كما روي عن النبي صلى الله عليه وسلم ، وليس نزوله نُقلة ، لأنه ليس بجِسم ولا جَوْهر , وقد نزَّل الوحيَ عند مَن خالفَنا

«(Саляфы) единогласно сошлись в том, что Аллах, азза ва джалля, придет в Судный день, и ангелы (придут) рядами, для расчета людей, их наказания или награды, прощения тем кому пожелает из грешников, и наказания кого пожелает, как Он сказал.

И не означает Его приход движение/харакат или передвижение. Приход бывает движением и передвижением если приходящий является телом или же материей, а когда установлено, что Он, азза ва джалля, не является телом и материей, то не обязательно, чтоб приход Его был переходом и движением.

Разве ты не видишь, что они (арабы) не имеют в виду словами «пришел жар на Зейда», что он (жар) перешел (с одного места) к нему или, что он (жар) передвинулся с места, в котором он был, так как он (жар) не является телом и материей и поистине приход его (жара) это присутствие его (жара) в нем (Зейде).

И поистине Он, азза ва джалля, нисходит на ближайшее небо, как это поведал нам Пророк, салля Ллаху аляйхи ва саллям, и нисхождение Его, не является перемещением, потому что Он не тело и не материя. По мнению наших оппонентов, Он спускает вахью (наззаля)».

[Абуль Хасан Аль Ашари: Рисалятун иля Ахлис Сагър: 227-229; Медина: Мактабатуль Улюми валь Хикам: 1422/2002]


Маликитский ученый Абу Умар Ибн Абдиль Барр (368-463 х/978-1071 м) в книге «Аль Истизкар» перечисляя мнения по поводу хадиса о «нузуль» говорит:

وقد قالتْ فِرقةٌ منتسبةٌ إلى السنة : إنه ينزِل بذاته ، وهذا قولٌ مهجورٌ , لأنه تعالى ذكْرُه ليس بمحَلٍّ للحرَكاتِ ولا فيه شيءٌ مِن علاماتِ المخلوقاتِ

«И сказала одна группа, которая относит (приписывает) себя к суннитам, что Всевышний нисходит (Сам) сущностью своей. Эти слова отвергаемые, так как Всевышнему Аллаху не присуще движение, и нет у Него ничего из того, что присуще сотворенному».

[Ибн Абдиль Барр: Аль Истизкар: 8/153; Каир: 1414/1993]


Шафиитский ученый Имадуддин Ибн Касир (701-774 х/1302-1373 м) в своей книге «Аль Бидая ван Нихая» говорит:

روى البيهقي عن الحاكم عن أبي عمرو بن السماك عن حنبل عن أحمد بن حنبل تأول قول الله تعالى {وجاء ربك} أنه جاء ثوابه , ثم قال البيهقي : وهذا إسناد لا غبار عليه

«Передал Аль Байхакъи от Аль Хакима, от Абу Амра Ибн Ас Симмака, от Ханбаля (Ибн Исхака Аш Шайбани, двоюродный брат Ахмада Ибн Ханбаля), от Ахмада Ибн Ханбаля таъвиль к словам Всевышнего Аллаха: «И придёт твой Господь», т.е. «придет его вознаграждение (саваб)».

Аль Байхакъи сказал: «Этот иснад - нет и пылинки на нем».

[Ибн Касир: Аль Бидая ван Нихая: 1616; Байтуль Афкарид Даулийя]


Подробнее читайте по ссылке: Можно ли описывать Аллаха движением?

Возникает вопрос: Кто же эти саляфы и Ахлю Сунна о которых твердят ваххабиты и их шейхи за которыми как они утверждают они следуют? На наглядном примере мы видим, что ученые Ахлю Сунна как саляфы так и халяфы единогласно отвергают от Аллаха качество движения и перехода из места на место, но шейхи ваххабитов почему то с этим не согласны.

Мы сами ответим на этот вопрос. Саляфами/предшественниками шейхов ваххабитов в этих вопросах являются древние исчезнувшие секты уподоблявшие Аллаха творениям из числа крайних шиитов/рафидитов. Именно они допускали, что Аллаха можно описывать движением и переходом с места на место. А также иудеи, которые уподобили Аллаха человеку.

Шафиитский ученый, имам Абдуль-Кахир аль-Багдади (ум. 429 х/1037 м) в своей книге «Аль Фаркъ Байналь Фиракъ» говорит:

وأجمَعوا على نفي الآفاتِ والغُموم والآلام واللّذات عنه , وعلى نفيِ الحَرَكة والسُّكون عنه خلافَ قولِ الهِشامِيّة مِن الرّافضة في قولها بجواز الحركة عليه

«Единогласны ученые Ахли Сунны относительно (абсолютного) отрицания подверженности Всевышнего Аллаха недугам, печали, боли, наслаждению и тому подобному. А также высказали единое мнение относительно отрицания (в отношении Аллаха) движения/аль-харакя и покоя/ас-сукун.

Это являет собой противоположность мнению группы "Аль Хишамия" из числа рафидитов, которое заключается в допустимости утверждения, что Всевышний Аллах может характеризоваться движением».

[Абдуль Къахир Аль Багъдади: Аль Фаркъ Байналь Фиракъ: 333; Каир: Матбаатуль Мадани]


Великий муфассир, шафиитский факых, муджаддид 6-го столетия хиджры, имам мутакаллимов Фахруддин ар-Рази (544-606 х/1150-1210 м) в своей книге написанной о разных группах пишет:

الخامسة الحوارية أصحاب داود الحواري وهو يثبت الأعضاء والحركة والسكون والسعي لله تعالى وكان يقول سلوني عن شرح سائر أعضائه تعالى ما عدا شرح فرجه ولحيته

Пятая группа — Хавария - последователи Давуда аль-Хавари. Он утверждал, органы/части, движение, покой и бег в отношении Аллаха, и он говорил: «Вы спрашивайте меня о разъяснении остальных Его частей кроме разъяснения полового органа и бороды».

[Фахруддин ар-Рази, «Иътикадат Фаркиль Муслимин валь Мушрикин», стр. 63-67]


Один из больших муфассиров Абу Абдуллах Аль Къуртуби (600-671 х/1204-1274 м) в толковании 24-го аята Суры Аль Маида говорит:

ثم جهِلوا صفةَ الرَّبِ تبارك وتعالى فقالوا { فَاذْهَبْ أَنْتَ وَرَبُّكَ } , وصَفوه بالذَّهاب والانتقالِ ، والله متعالٍ عن ذلك . وهذا يدلُّ على أنهم كانوا مشبِّهةً ؛ وهو معنى قولِ الحسن ؛ لأنه قال : هو كفرٌ منهم بالله

«Затем они (потомки Исраиля) проявили невежество в отношении сифата Господа, табарака ва таъаля, и сказали: «Ступай же ты и твой Господь» (5/24). Они описали Его уходом и перемещением, а Аллах превыше этого.

Это указывает на то, что они (иудеи) были мушаббихами. И это является смыслом слов Аль Хасана, потому что он сказал: Это является куфром/неверием от них в отношении Аллаха».

[Аль Къуртуби: Аль Джами ли Ахкамиль Къуран: 7/399; Бейрут: Ар Рисаля: 1427/2007]


Итог: Ваххабиты не являются последователями саляфов и их утверждения об этом - ложь и фальш.

Написавший одну из самых древних книг по акиде Ахли Сунны, имам Абу Джа`фар ат-Тахави (239-321 х/853-933 м) указал в этой книге, что он собрал эти вопросы акиды от трех имамов – Имама Абу Ханифы (80-150 х/699-767 м) и двух его учеников Абу Юсуфа Аль Ансари (113-182 х/731-798 м) и Мухаммада Аш Шайбани (132-189 х/749-805 м). В этой известной книге он сказал в отношении Аллаха:

و تعالى عن الحدود و الغايات, و الأركان و الأعضاء و الأدوات, لا تحويه الجهات الست كسائر المبتدعات

«Он превыше того, чтобы быть каким-то образом ограниченным, превыше того, чтобы быть в каких-то рамках или иметь части, конечности или органы. Он не находится в шести сторонах света, как всё сотворенное».

[«Акыда ат-Тахавийя»]


Казалось бы совершенно очевидные и правильные слова, которые соответствуют акыде Ахлю Сунна, и здоровый разум должен их принять, но нет, шейхи ваххабитов оказывается, думают иначе.

Говорит шейх псевдосалафитов Абдуллах Ибн Джибрин о словах имама-саляфа ат-Тахави:

وذكر فهيا بعض العبارات المنكرة التي اشتهرت في زمانه عن المتكلمين، مثل قوله: إن الله منزه عن الحدود والغايات، والأبعاض، والأعراض، لا تحويه الجهات الست كسائر المبتدعات

«Ат-Тахави приводит в ней ужасные выражения, которые широко распространились в его время из-за ученых калама: «Воистину, Аллах чист от того, чтобы быть каким-то образом ограниченным, или иметь части, конечности или органы. Он не находится в шести сторонах света, как всё сотворенное»».

[Ибн Джибрин, «Аль-Иршад шарх Люм`ат аль-И`тикад», стр. 6]


Вот такие вот дела.

Говорит саудийский шейх псевдосалафитов Салих аль-Фаузан комментируя слова имама ат-Тахави «Он превыше того, чтобы иметь части, конечности или органы»:

(‏والأركان، والأعضاء، والأدوات‏)‏ فيها إجمال أيضًا، إن أُريد بالأركان والأعضاء والأدوات‏:‏ الصفات الذاتية مثل الوجه، واليدين، فهذا حق، ونفيه باطل‏.‏ وإن أُريد نفي الأعضاء التي تشابه أعضاء المخلوقين وأدوات المخلوقين فالله سبحانه منـزه عن ذلك

«В этих словах также есть обобщенность (нуждающаяся в детализации). Если же под частями и органами он имел в виду сифаты Сущности Всевышнего, такие как лик, две руки, то (утверждение этих атрибутов) является истиной, а отрицать их ложью.

Если же имел в виду отрицание частей/органов, которые подобны частям и органам творений, то Всевышний пречист от этого».

[Салих Фаузан, «Ат-Тааликат аль-мухтасарат аля матн аль-акыда ат-Тахавийя», 1/87]


Видите как. Для них нет проблем в утверждении того, что некоторые сифаты это части тела.

Слова аль-Фаузана: «Если же имел в виду отрицание частей/органов, которые подобны частям и органам творений, то Всевышний пречист от этого» дают понять нам, что сифаты Аллаха для него части тела, не подобные частям тела творений. И это у них акыда саляфов. Где такое говорили саляфы?

Пойдем дальше.

Написавший акиду Ахлюль Хадис, имам, шейх уль Ислам Абу Бакр аль-Исмаили (297-371 х/910-982 м) в книге «Иътикаду Аимматиль Хадис» про сифат Всевышнего Аллаха «йад» (букв. рука) пишет:

ولا يُعتقَد فيه الأعضاءُ ، والجوارحُ ، ولا الطُولُ والعَرْض، والغِلْظ، والدِقّة ، ونحوُ هذا مما يكون مثلُه في الخلق ، وأنه ليس كمثله شيء

«Нельзя думать, что эти сифаты являются частями или органами, что есть у них длина или ширина, твердость или мягкость и т.п. из описаний творений. Потому что «Нет ничего подобного Ему».

[Абу Бакр аль-Исмаили, «Иътикаду Аимматиль Хадис», стр. 52]


Шейх ваххабитов Абдуллах ибн Джибрин сказал комментируя слова имама аль-Исмаили:

قال المعلِّق جزاه الله خيراً على قول المؤلف: [ولا يعتقد فيه الأعضاء والجوارح إلخ] قال: هذه عبارات لم ترد في الكتاب والسنة، ولم تؤثر عن السلف الصالح، بل هي من عبارات المتكلمين، فكان الأولى بالمصنف رحمه الله الاستغناء عنها.
وقال المعلِّق على النسخة الأخرى على قول المؤلف السابق: هذه الكلمات ليست من الألفاظ المعروفة عند أهل السنة والجماعة من سلف هذه الأمة، بل هي من الكلمات المخترَعة المبتدَعة، والتعبير عن الحق بالألفاظ الشرعية هو سبيل أهل السنة والجماعة، فلا ينبغي لطالب الحق الالتفات إلى مثل هذه الألفاظ ولا التعويل عليها، وما كان أغنى الإمام المصنف رحمه الله تعالى عن مثل هذه الكلمات المبتدَعة! فإن الله سبحانه وتعالى موصوف بصفات الكمال، منعوت بنعوت العظمة والجلال. وعلى كل حال فالباطل مردود على قائله كائناً من كان، والقاعدة السلفية في مثل هذه الكلمات أنه لا يجوز نفيها ولا إثباتها إلا بعد التفصيل

«Сказал комментатор (Джамаль `Аззун) в отношении слов автора «Нельзя думать, что эти сифаты являются частями или органами… до конца его слов»: «Эти выражения не пришли ни в Коране, ни в Сунне, также не передаются от саляфу салих, напротив это выражения мутакаллимов, которые приводят к отрицанию детализации для сифатов и утверждение обобщенности для них, и автору было бы лучше обойтись без них».

Также сказал комментатор в другой рукописи в отношении этих слов автора: «Эти слова не являются из слов известных среди Ахлю Сунна из саляфов этой уммы, напротив эти слова являются выдуманными. Выражать истину словами шариата является путем Ахлю Сунна валь Джамаа. Не следует тому, кто ищет истину обращать внимание на подобные слова и полагаться на них…»

Но в любом случае это ложно и отвергается, кто бы это не говорил, общее правило саляфитов в отношении таких слов, что не допускается отвергать или же утверждать их кроме как после детализации».

[Абдуллах ибн Джибрин, «Шарх Иътикад Ахлю Сунна», 5/4]


Ваххабитский мухаккик Джамаль `Аззун сказал:

هذه العبارات لم ترد في الكتابِ والسُّنَّة، ولم تُؤَثِّرْ عن السَّلف الصّالح، بل هي من عبارات المتكلّمين ، الّذين درجُوا على النَّفْيِ المُفَصَّلِ للصّفات والإثباتِ المُجملِ لها، فكان الأولى بالمُصَنِّف رحمه الله الإستغناء عنها، وسلوك منهج السّلف في الإثباتِ المُفَصَّل والنّفي المُجمل.

«Эти выражения не пришли ни в Коране, ни в Сунне, также не передаются от саляфу салих, напротив это выражения мутакаллимов, которые приводят к отрицанию детализации для сифатов и утверждение обобщенности для них, и автору было бы лучше обойтись без них и пойти по манхаджу саляфов в утверждении детализации и отрицании обобщенности».

[«Иътикад Ахлю Сунна», тахкык: Джамаль `Аззун, стр. 37]


Кем был имам Абу Бакр аль-Исмаили?

Известный мухаддис, автор сборника хадисов «Аль-Мустадрак» аль-Хаким Абу Абдуллах сказал о нем:

قال الحاكم : كان الإسماعيلي واحد عصره , وشيخ المحدثين والفقهاء , وأجلهم في الرئاسة والمروءة والسخاء , ولا خلاف بين العلماء من الفريقين وعقلائهم في أبي بكر

«Аль-Исмаили был уникальным (ученым) своего времени. Шейх мухаддисов и факихов, самый достойнейший из них. Никто не разногласил о нем среди ученых».

[«Сияр алям ан-нубаля», 16/294]


А в наше время нашлась кучка людей претендующих на то, что они лучше всех знают акыду саляфов и в тоже время кидают об стенку слова саляфов, которые им не подходят.

Слова этих псевдосалафитов: «и автору (аль-Исмаили) было бы лучше обойтись без них» просто удивительны. Почему лучше? Потому что разумные мусульмане, которых они ввели в заблуждение могут понять, что оказывается сифаты Аллаха - это не части тела и, следовательно, их буквальное понимание - (к чему призывают псевдосалафиты) - это не правильное и ложное понимание. Вот чего боятся эти шейхи псевдосалафитов.

Мы привели лишь пару примером, но поверьте, можно найти еще сотни таких высказывай псевдосалафитов по отношению к словам ученых Ахлю Сунна. Недждийцы просто заполонили книги ученых Ахлю Сунна своими бредовыми комментариями.

Мы инша Аллах будем приводить и дальше подобные слова от ученых саляфов и тех, кто жил в близкое к ним время, для того, чтобы показать мусульманам ущербность акыды псевдосалафитов.

Из четырех имамов, наиболее близкий к сахабам по времени, Имам Абу Ханифа (80-150 х/ 699-767 м) пишет в своей книге «Аль Фикхуль Абсат» говоря о сифате Всевышнего Аллаха «йад» следующее:

يَدُ اللهِ فَوْقَ أَيْديهم : ليست كأيدي خلْقه وليستْ جارحةً وهو خالقُ الْأَيْدِي

««Рука Аллаха над их руками» (48:10): Его "йад" не как рука творений. И органом она не является. Он Творец рук».

[Абу Ханифа, «Аль Фикхуль Абсат», 56]


Имам ат-Табари (224-310 х/839-923 м) перечисляя сифаты хабарийя говорит:

وليست جارِحةً

«И они не являются органами/частями».

[Ибн Джарир ат-Табари, «Ат-Табсир фи маалиму Дин», стр. 142]


Шафиитский ученый, имам Абдуль-Кахир аль-Багдади (ум. 429 х/1037 м) в своей книге «Аль Фаркъ Байналь Фиракъ» говорит:

وأجْمعوا على إحالةِ وَصْفِه بِالصُّورةِ والأعْضَاءِ , خلافَ قولِ مَن زعَم مِن غُلاةِ الرَّوافِض , ومِن أتباعِ داودَ الجَوَاربيِّ أنَّه على صورةِ الإنسان

«(Ахлю Сунна) единогласна в том, что недопустимо описывать Его образом/сурат и органами, в отличии от слов крайних рафидитов и последователей Давуда Аль Джавариби утверждающих, что Он в образе человека».

[Абдуль Къахир аль-Багъдади, «Аль Фаркъ Байналь Фиракъ», 332]


Имам, хафиз аль-Хатыб аль-Багдади аш-Шафии (392-463 х/1002-1072 м) сказал относительно понимания сифатов Аллаха:

فإذا قلنا : لله يد وسمع وبصر ، فإنما هي صفات أثبتها الله لنفسه ، ولا نقول : إن معنى اليد القدرة ، ولا إن معنى السمع والبصر العلم ، ولا نقول : إنها جوارح ، ولا نشبهها بالأيدي والأسماع والأبصار التي هي جوارح وأدوات للفعل ، ونقول إنما وجب إثباتها لأن التوقيف ورد بها ، ووجب نفي التشبيه عنها لقوله : لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ سورة الشورى آية 11 ، وَلَمْ يَكُنْ لَهُ كُفُوًا أَحَدٌ سورة الإخلاص آية 4

«Если мы скажем: Аллаху присуще йад, слух, зрение, - поистине это сифаты, которые Он Сам утвердил в отношении Себя, и мы не скажем, что смысл йад – сила, а смысл слуха и зрения – знание, и не скажем, что это органы, и не будем уподоблять это с руками, слухом и зрением, которые являются органами и частью для действий. Мы говорим: поистине обязательно подтверждать их, потому что пришло утверждение насса (текстов Корана и Хадиса) в отношении них, и обязательно отрицать подобие (ташбих) от них, из-за слов Всевышнего: «Нет ничего подобного Ему», и «Нет никого равного Ему»».

[Привел аз-Захаби в «Сияр а’лям ан-нубаля», 13/425, «Тазкират аль-Хуффаз», 3/225]


Эти и другие цитаты от ученых по теме читайте по ссылке: Можно ли описывать Аллаха органами?

Возникает вопрос.

По какой причине шейхи псевдосалафитов порицают и не разрешают отрицать то, что некоторые сифаты Аллаха как, «йад», «ваджх», «айн», - являются частями тела и органами? Тогда как мы знаем, что ученые из числа саляфов и халяфов отрицали так же, что они являются частями тела.

Если поразмыслить, то ответ тут прост.

Псевдосалафиты утверждают, что сифаты Аллаха нужно понимать в буквальном смысле и по этой причине утвердив, например, сифат «истава» в отношении Аллаха буквально, они как следствие из этого, утвердили в отношении Аллаха и сторону/направление. И если мы отрицаем сторону, то они говорят, что мы отрицаем и сифат «истава».

Точно также, они, утвердив по отношению к Аллаху сифаты «йад», «ваджх», «айн» в буквальном смысле, понимают, что буквальное их утверждение ведет к необходимому утверждению и частей тела в отношении Аллаха, как руки, лик, глаз (хоть и неподобных нам) и по этой причине не разрешают отрицать, что эти сифаты – части тела. И по этой причине они порицают слова ученых, которые отвергали, что сифаты – это части тела, так как, по сути, они отвергли буквальное понимание.

Точно также, не разрешают отрицать в отношении Аллаха движение, потому что, утвердив сифат «нузуль» в буквальном смысле они понимают, что движение необходимо вытекает из этого, и им просто остается сказать, что Аллах двигается как пожелает или нисходит и приходит как подобает Ему, будучи убежденными, что это происходит в буквальном смысле слова.

Как в случае с «истава» шейхи псевдосалафитов не осмеливаются прямо заявить, что Аллах обладает частями тела, органами, потому как это бы ударило по ним самим, и многие просто не поняли бы их, почувствовав в этом запах иудаизма. Хотя плоды их деятельности мы уже видим среди не арабоязычных мусульман, в частности русскоязычных. Простые из них уже открыто заявляют, что Аллах обладает частями тела, органами, что Аллах двигается, и все такое. Как сказал, устаз Махди Шамсуддин «они, кстати, в этом пункте с насара (христиане) вполне могут договориться...».

В споре с некоторыми «требующими знания» из псевдосалафитов, вы наверно часто видели примерно такую картину:

Псевдосалафит: Нужно понимать сифаты Аллаха в буквальном смысле.
Суннит: То есть получается, что сифат Аллаха «йад», который буквально означает «рука», нужно понимать как часть тела?
Псевдосалафит: Нет. Рука Аллаха это рука.
Суннит: Но, что же означает рука, о которой ты твердишь, если это не часть тела? Раскрой смысл.
Псевдосалафит: Это рука. Мы не углубляемся.
Суннит: Мы знаем, что рука это часть тела. Если вы говорите, что знаете смысл всех сифатов по отношению к Аллаху, то раскрой, какой смысл у руки?
Псевдосалафит: Рука это рука.

Смешно, правда? Обвиняя ашаритов в опустошении/обессмысливании сифатов, они сами впадают в то, в чем обвиняют нас, когда не могут раскрыть смысл слова которым они описывают Аллаха. Вы видите, как они не могут себе позволить открыто заявить, что рука это часть тела, и ограничиваются, лишь бессмысленными отговорками. В глубине души, они сами понимают, что утверждение частей тела это чистой воды иудаизм.

Вывод:

Знай, о брат суннит, если ты видишь, что какой-либо ученый Ахлю Сунна из числа саляфов и халяфов, говорит, что сифат «йад» это не часть тела, что сифат «нузуль» это не движение, что сифат «истава» это не утверждение, сидение, или же в общем, слова отрицания частей тела, органов, места, стороны, изменений, то все указывает на то, что этот ученый отвергает буквальное понимание сифатов, и делает либо тафвид - оставляя знание об истинном смысле на Аллаха, либо таъвиль - толкуя в преемлемом смысле, который позволяет арабский язык.

Разоблачение ложных заявлений псевдосалафитов о том, что Аллах занимает место

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Одним из принципиальных вопросов разногласия между Ахли Сунна и псевдосалафитами-муджассима является вопрос приписывания Всевышнему Аллаху места в пространстве. Современные студенты из числа псевдосалафитов-муджассима не так смелы, чтобы сразу раскрыть все свои убеждения в отношении Аллаха. Поэтому мы можем наблюдать, как в их акыде за небольшой период времени постепенно происходят изменения, причем в худшую сторону. Я помню время, когда их студенты могли открыто отрицать в отношении Аллаха место, границы, сидение (и, как следствие, являлись нововведенцами согласно их же ученым). Но вот прошло не так много времени, и что мы видим? Мы видим, как студенты открытым текстом стали призывать к обязательной вере в то, что у Аллаха есть место, и это место – Трон, и что Он сидит на нем. Но это акыда не только студентов псевдосалафитов, но и акыда их шейхов, ученых, духовных лидеров.

Одним из таких авторитетных лидеров муджасима является саудийский ученый, «профессор» отделения акыды и современных мазхабов (учений) в «Исламском университете Мухаммада бин Сауда», который находится в Рияде, шейх Абдул-Азиз ибн Абдуллах ар-Раджихи.

В длинном хадисе который приводится в «Сахих» имама аль-Бухари, в разделе «Китаб ат-Таухид», в главе «Слова Аллаха „Одни лица в тот день будут сиять и взирать на своего Господа“» (Сура аль-Кийяма, аят 22-23) пришли такие слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:


فأستأذن على ربي في داره


«И я попрошу разрешения у Своего Господа (войти) в Его „дар“»

Итак, шейх псевдосалафитов Абдул-Азиз ар-Раджихи в шархе «Сахиха» аль-Бухари сказал, комментируя слова хадиса:


قوله : ( فأستأذن على ربي في داره ) : أي في مكانه ، وهو فوق العرش - سبحانه وتعالى - ، وهذا شديد على أهل البدع ، وهو إثبات المكان ، فأهل البدع لا يثبتون المكان ، ويتأولون هذا ، فيعتقدون أن إثبات المكان... وأن الله – تعالى - في العلو... أن هذا تجسيمًا وتحيزًا .


«Его слова „Я попрошу разрешения у Своего Господа (войти) в Его ‘дар’“ – т.е. в Его место, а оно над Троном. И это тяжко для приверженцев нововведений, ведь это подтверждение места. А приверженцы нововведений не подтверждают место и аллегорически толкуют это, и они верят, что подтверждение места и подтверждение, что Аллах в возвышенности является таджсимом и тахаййузом»

(Перевод псевдосалафитов)

В этих словах содержится два чудовищных заблуждения.

Во-первых, открытым текстом придается Аллаху место/«макан», а это не что иное, как уподобление Аллаха творениям. Где довод на то, что можно описывать Аллаха словом место/«макан»? Где довод в Коране и Сунне на то, что у Аллаха есть место/«макан»? Известное правило ученых саляфов и халяфов гласит, что мы описываем Аллаха только тем, чем Он сам Себя описал или Его Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и не добавляем сифаты от себя.

Имам Ибн Къудама аль-Макдиси (541-620 х/1146-1223 м) в книге «Люмъатуль Иътикъад Аль Хади иля Сабилир Рашад» сказал:


قال الإمامُ أبو عبدِ الله أحمدُ بن محمد بن حنبل رضي الله عنه في قول النبي صلى الله عليه وسلم : « إن الله ينزِل إلى سماء الدنيا » ، أو « إن الله يُرى في القيامة » ، وما أشبهَ هذه الأحاديثَ نؤمِن بها ، ونصدِّق بها بلا كيفٍ ، ولا معنًى ، ولا نرُدّ شيئا منها ، ونعلَم أن ما جاءَ به الرسول حقٌ ، ولا نرُدّ على رسولِ الله صلى الله عليه وسلم ، ولا نصِف الله بأكثرَ مما وصَف به نفسَه بلا حدٍ ولا غايةٍ { لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ } ، ونقول كما قال ، ونصِفه بما وصَف به نفسَه ، لا نتعدَّى ذلك ، ولا يبلُغه وصف الواصفين ، نؤمِن بالقرآن كلِّه محكمِه ومتشابهِه ، ولا نزيلُ عنه صفةً مِن صفاته لشَناعةٍ شنِّعتْ ، ولا نتعدَّى القرآن والحديث ، ولا نعلَم كيفَ كُنْهُ ذلك إلا بتصديقِ الرسول صلى الله عليه وسلم ، وتثبيتِ القرآن


«Сказал Имам Абу Абдиллях Ахмад бин Мухаммад ибн Ханбал, да будет доволен им Аллах, о словах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: „Поистине Аллах нисходит на нижнее небо“, „Поистине Аллаха увидят в День Суда“ и подобных этим хадисам: „Мы верим в них и подтверждаем их, без вопроса „как?“ и без смысла, и мы знаем, что то, что пришло от Посланника – это истина, и мы не отвергаем из этого ничего, и не опровергаем слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и не описываем Аллаха больше, чем Он Себя описал, не придавая границ: „Нет ничего подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий“. И мы говорим так, как Он сказал, и описываем Его так, как Он описал себя. Мы не переступаем эти границы, и не достигнет этого описания описывающий. И мы верим в весь Коран, в его ясные и не ясные аяты. Мы не исключаем ни один из Его сифатов из-за порицаний, не выходим за рамки Корана и хадиса и мы не знаем, какова (истинная) сущность этого, кроме того, что подтверждено Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и утверждено Кораном“».

[«Люмъатуль Иътикъад», стр. 5]


Во-вторых, слова муджассима «а приверженцы нововведений не подтверждают место» означают, что тот, кто имеет в этом вопросе противоположное мнение, является приверженцем нововведений и выходит из Ахлю Сунна. Это обвинение абсолютного большинства уммы в приверженности нововведениям. Да что говорить, если существует «иджма»/единогласное мнение ученых о том, что Аллах существует без места.

Шафиитский ученый, имам Абдул-Кахир аль-Багдади (ум. 429 х/1037 м) сказал:


وأجمعوا على أنه لا يَحْوِيهِ مكانٌ ولا يَجْرِي عَليْه زمانٌ , خِلافَ قولِ مَن زعَم مِن الهِشاميَّةِ والكَرَّامِيَّةِ أَنَّه مُماسٌّ لِعَرشِهِ


«Сошлись ученые на том, что Всевышнего Аллаха не охватывает место и что не течет над Ним время. В противоположность позиции людей, относящихся к группам „аль-Хишамия“ и „аль-Каррамия“, которые заявляют, что Аллах буквально соприкасается с Троном (Арш)».

[Аль-Фарк байналь Фирак, стр. 333]


Свою акыду Абдул-Азиз ар-Раджихи взял от своих учителей, не отличающихся от него в плане приверженности акыде ташбих. Это Мухаммад ибн Ибрахим аль-Шейх, Абдул-Азиз ибн Баз, Абдуллах ибн Хумейд. Достойный ученик своих учителей.

А теперь посмотрим, как толкуют эти слова хадиса известные всему исламскому миру, авторитетные имамы, хафизы нашей Уммы. Для этого мы воспользовались наиболее известными и доступными шархами на сборник «Сахих аль-Бухари».

Маликитский ученый, имам Ибн Баттал аль-Куртуби (ум. 449 х/1057 м), один из первых толкователей сборника «Сахих аль-Бухари», сказал:


وقوله: (فأستأذن على ربى فى داره) فداره جنته، ولا تعلق فيه للمجسمة أنه تعالى فى مكان؛ لأن قوله: (فى داره) يحتمل أن تكون هذه الإضافة لله إضافة إلى نفسه تعالى من أفعاله، ويحتمل أن يكون قوله فى داره راجعًا إلى النبى تأويله: فأستأذن على ربى وأنا فى داره. فالظرف والمكان هاهنا للنبى (صلى الله عليه وسلم) لا لله تعالى لقيام الدليل على استحالة حلوله فى المواضع.


«Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: „И я попрошу разрешения у своего Господа (войти) в Его дом“, Его домом является Рай, и нет в этом зацепки для муджассима в утверждении, что Всевышний в (определенном) месте, поскольку его слова „Его дом“ могут быть отнесены ко Всевышнему в качестве действия. Может быть, эти слова относятся к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и толкование их будет таким: „Я попрошу разрешения у своего Господа - в то время, как я - в Его доме“ и место здесь придается Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, но не Аллаху, из-за наличия довода на недопустимость воплощения Его в (каких-либо) местах».

[Шарху Сахихиль Бухари, 10/465]


Шафиитский ученый, хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773-852 х/1372-1449 м) пишет в своем шархе на «Сахих аль-Бухари», цитируя маликитского ученого Кади Ийяда (476-544 х/1083-1149 м):


أن استئذانه الأول والإذن له إنما هو في دخول الدار وهي الجنة وأضيفت إلى الله - تعالى - إضافة تشريف ومنه والله يدعو إلى دار السلام على القول بأن المراد بالسلام هنا الاسم العظيم وهو من أسماء الله – تعالى


«Сказал Кади Ийяд: „…просьба Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и разрешение ему было по поводу входа в дом, а это Рай. И относят дом к Аллаху для возвеличивания его. Подобно словам Всевышнего: „Аллах зовет к Обители Мира (Дарус-Салям) (т. е. в Рай)“ (Сура Юнус, аят 25), где „Ас-Салям“, согласно одному из мнений, – великое имя Аллаха, являющееся одним из Его имен“».

[Фатхуль Бари, 11/436]


Также в другом месте своего шарха Ибн Хаджар аль-Аскаляни цитирует шафиитского ученого, большого имама Абу Сулеймана аль-Хаттаби (319-388 х/931-998 м):


وقوله " فأستأذن على ربي في داره فيؤذن لي عليه " قال الخطابي هذا يوهم المكان والله منزه عن ذلك ، وإنما معناه في داره الذي اتخذها لأوليائه وهي الجنة وهي دار السلام ، وأضيفت إليه إضافة تشريف مثل بيت الله وحرم الله


«Сказал аль-Хаттаби: „Эти слова дают ложное понимание о том, что у Аллаха есть место, но Он абсолютно чист от этого. Поистине, их смысл: „Попросил разрешение для входа в дом, который Он сделал для Его любимцев, а этот дом – Рай, и он есть Дарус-Салям“. И относят слово „дом“ к Аллаху для возвеличивания, так же как относят к Нему Каабу словами „дом Аллаха“ или „харам Аллаха“».

[Фатхуль Бари, 13/429]


Эти же слова имама аль-Хаттаби приводит имам Джалалуддин ас-Суюти в своем шархе «Ат-Тавших шарх аль-джами ас-Сахих» (стр. 4302).

Шафиитский ученый, имам Ибн аль-Мулаккан аль-Мисри (723-804 х/1323-1401 м) сказал в своем комментарии к «Сахих аль-Бухари»:


وقوله: (فأستأذن على ربى فى فيؤذن لي) يريد: أنه يستأذن وهو فى الجنة ، فنتسب إلى الله كما قيل في الكعبة: بيت الله ، وسميت دارًا؛ لأنه دورها لأوليائه ، ومثله روح الله ، على سبيل التفضيل له على سائر الأرواح ، ولا تعلق فيه للمجسمة؛ لأن الله تعالى ليس فى مكان؛ لأن هذه الإضافة وهي: داره لله تعالى إضافة فعل كسائر ما أضافة إلى نفسه تعالى من أفعاله ، ويحتمل أن يكون راجعًا إلى نيته ، تأويله: فأستأذن على ربى وأنا فى داره. لقيام الدليل على استحالة حلوله تعالى فى المواضع.


«Его, да благословит его Аллах и приветствует, слова „Я попрошу позволения у Господа моего и Он позволит мне“ означают, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, попросит позволения, будучи в Раю. Отнесли Рай к Аллаху подобно тому, как говорят в отношении Каабы „дом Аллаха“. Назвали его домом, поскольку Он сделал его обителью для Своих любимцев. То же касается и „РухуЛлах“ (душа Аллаха) в виде превосходства над остальными душами, и нет тут никакой зацепки для муджассима, поскольку это отнесение слов „Его дом“ к Аллаху является отнесением действия, подобно всему остальному, что Всевышний отнес к Себе из действий. Возможно также, что это относится к Его Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и толкованием этих слов будет: „Я попрошу позволения у Господа моего, будучи в Его доме“ из-за наличия довода на недопустимость воплощения Всевышнего в (каких-либо) местах».

[Ат Тавдих шарх аль Джами ас Сахих, 33/348]


Ханафитский ученый, имам Бадруддин аль-Айни (762-855 х/1361-1451 м) сказал в своем шархе на «Сахих»:


قَوْله: فِي دَاره أَي: جنته وَالْإِضَافَة للتشريف: كبيت الله، وَحرم الله، أَو الضَّمِير رَاجع إِلَى رَسُول الله، على سَبِيل الِالْتِفَات، قَالَه الْكرْمَانِي، وَفِيه تَأمل.


«Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует „в Его дом“ означают „в Его Рай“, и это отнесение с точки зрения возвеличивания, как „БайтуЛлах“ (дом Аллаха) и „харам“ Аллаха. Либо местоимение возвращается к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Это сказал аль-Кирмани, и об этом поразмысли».

[«Умдатуль-Кари», 25/132]


Шафиитский ученый, хафиз Шихабуддин аль-Касталяни (851-923 х/1448-1517 м) сказал в своем шархе на «Сахих»:


(فأستأذن) في الدخول (على ربي في داره) أي جنته التي اتخذها لأوليائه والإضافة للتشريف وقال في المصابيح أي أستأذن ربي في حال كوني فى جنته فأضاف الدار إليه تشريفًا


«„И я попрошу разрешения“ войти „у Господа своего в Его дом“ т. е. в Его Рай, который Он сотворил для Своих любимцев, и это отнесение для возвеличивания [дома]. [Ибн ад-Дамамини] сказал в „Аль-Масабих“: „Т. е. я попрошу разрешения - во время моего нахождения - в Его раю, и отнесли дом к Нему для возвеличивания“».

[Иршад ас Сари шарх Сахих аль Бухари, 10/407]


Всевышний Аллах сказал: «И скажи: Пришла истина, и исчезла ложь; поистине, ложь исчезающа!» (Сура аль-Исра, аят 81).

Хвала Аллаху Господу Миров.

Ваххабиты/псевдосалафиты:

Шейх ваххабитов, бывший муфтий Саудии Ибн Баз после того, как утвердил для Аллаха сифат "бег" в буквальном смысле, сказал:

أما التأويل للصفات وصرفها عن ظاهرها فهو مذهب أهل البدع من الجهمية والمعتزلة ومن سار في ركابهم , وهو مذهب باطل أنكره أهل السنة وتبرءوا منه وحذروا من أهله

«Таъвиль/толкование сифата и уход от буквального его понимания - это практика приверженцев нововведений из джахмитов и му`тазилитов и тех, кто пошел их путем. Это ложный мазхаб, который отвергли Ахлю Сунна и от которого они пречисты, и они (ахлю сунна) предостерегали от них».

[«Маджму Фатава Абдулазиз ибн Баз», 5/374]


Ахлю Сунна валь-Джама`а:

Имам Мухйиддин Ан Навави (631-676 х/1233-1277 м) разъясняет мнения ученых по поводу аятов о сифатах следующим образом:


اختلَفوا في آياتِ الصفاتِ وأخبارِها , هل يخاض فيها بالتأويل أم لا ؟ فقال قائلون : تُتأوَّل على ما يَليق بها , وهذا أشهرُ المذهبينِ للمتكلِّمين . وقال آخرون : لا تُتأوَّل بل يُمسك عن الكلامِ في معناها , ويُوكَل علْمُها إلى اللهِ تعالى , ويعتقِد مع ذلك تنزيهَ الله تعالى وانتفاءَ صفاتِ الحادثِ عنه . فيقال مثلاً : نُؤمِن بأنَّ الرحمنَ على العرش استوى , ولا نعلَم حقيقةَ معنَى ذلك والمرادَ به , مع أنا نعتقد أن الله تعالى { لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ } , وأنه منزَّهُ عن الحلولِ وسِماتِ الحدوثِ
وهذه طريقةُ السلف أو جماهيرِهم , وهي أسلمُ , إذ لا يُطالَب الإنسانُ بالخوضِ في ذلك , فإذا اعتقَد التنزيهَ فلا حاجةَ إلى الخوضِ في ذلك , والمخاطرةِ فيما لا ضرورةَ بل لا حاجةَ إليه , فإن دعَتِ الحاجةُ إلى التأويلِ لردِّ مبتدِعٍ ونحوه تَأوَّلوا حينئذٍ , وعلى هذا يُحمَل ما جاءَ عن العلماءِ في هذا , والله أعلم


«Ученые разошлись во мнении, относительно аятов и хадисов о сифатах, толковать их или нет?

1. Сказала одна группа: толкуем, так как подобает Аллаху. И это более известное мнение из двух мнений мутакаллимов.

2. Другие сказали: не надо их толковать, а напротив надо воздержатся от разговоров об их смысле. Надо оставить знание о них Всевышнему Аллаху, вместе с убеждением абсолютного очищения Аллаха от недостатков и отсутствия у Него качеств творений.

Например, говорят: мы верим, что «Милостивый на Арше истава» и мы не знаем истинный смысл этого и того, что имелось этим в виду. Вместе с этим мы убеждены, что Всевышний, «Нет ничего подобного Ему», и что Он чист от воплощения и характеристик сотворенных, и это является путем саляфов, или большинства из них.

Это наиболее безопасный путь, так как не требуется от человека, чтобы он входил в это (в познание смысла). Когда есть убеждение абсолютного очищения от недостатков, то нет нужды во вхождение в него, и подвергаться риску в котором нет никакого принуждения и надобности.

Если же нужда толкает на толкование для опровержения заблудших и им подобных, то тогда толкуют. И в соответствии с этим воспринимается то, что пришло от ученых по этому поводу. Аллаху ведомо лучше».

Ибн Баз советует

Откуда берут ваххабиты свою лживую идеологию? Думаете из Корана и Сунны? Нет. Ну тогда из достоверных книг праведных предшественников? Как бы это не было удивительным для некоторых тоже нет. Тогда откуда зададитесь вы вопросом? На этот вопрос отвечают сами ваххабитские ученые.

Говорит Ибн Баз в одной из своих фетв.

Решение о чтении книг в которых есть толкования сифатов Аллаха.

حكم قراءة الكتب التي تؤول صفات الله
سماحة الشيخ: ما حكم قراءة الكتب التي ابتلي صاحبها بها، مثل تأويل صفات الله خلاف منهج السلف الصالح، خصوصاً لمن لم يدرس العقيدة؟ وفقكم الله؟

ينبغي للطالب أن يتوخى الكتب المعروفة، كتب أهل العقيدة المعروفين بالعقيدة السلفية، يعتنى بها، مثل كتب المتقدمين، كتاب عبد الله بن أحمد، وعثمان بن سعيد الدارمي، وابن خزيمة رحمهم الله، وغيرهم من الأئمة المتقدمين، وهكذا من بعدهم من أهل العلم والبصيرة كشيخ الإسلام ابن تيمية، وابن القيم، والحافظ ابن كثير، وأئمة الدعوة الشيخ محمد بن عبد الوهاب رحمه الله، وغيره من المشايخ الذي عنوا بالعقيدة، وعنوا بالدعوة إليها مع الحرص على تدبر القرآن، فإنه هو أصل الأصول، والعناية بالقرآن والسنة في العقيدة وغيرها.

أما الكتب الأخرى إذا دعت الحاجة إليها فينظرها ويستفيد منها، وينبه على الأخطاء، سواء كان ذلك في كتب المتقدمين أو كتب المتأخرين.

Вопрос:

"Уважаемый шейх, каково решение чтения книг, авторы которых были испытаны ими. Например, толкование сифатов Аллаха в противоречии манхаджа праведных предшественников. Особенно тем, кто не изучал акыду. Да содействует Вам Аллах?"

Ответ Ибн База:

"Следует студенту иметь цель прочесть известные книги, книги людей акыды известных следованием акыде салафов. Этим книгам уделяют внимание подобно книгам предыдущих ученых как книга Абдуллаха бин Ахмада, Усмана бин Саида ад-Дарими, Ибн Хузаймы, да смилуется над ними Аллах, и других предыдущих имамов. И также и ученых идущих после них как шейхуль-ислам Ибн Таймийя, Ибн Кайим, Хафиз Ибн Касир, и имамы призыва как шейх Мухаммад бин Абдульваххаб, да смилуется над ним Аллах, и другие шейхи которые уделяли внимание акыде, и призыву к ней вместе с усердием осмысления Корана. Воистину это самая главная основа и проявление внимания Корану и Сунне в акыде и в другом.

А что касается других книг, когда будет нужда в них, то смотрят в них, извлекают из них пользу и указывают на ошибки независимо оттого это будет в книгах ранних ученых или поздних".

Источник


Ибн Баз выделил три книги ранних ученых, которые по его словам должен прочесть каждый кто еще не изучил акиду. Рассмотрим эти книги более подробно.

1. Книга «ас-Сунна» которую относят к Абдуллаху сыну имама Ахмада. Относить эту книгу Абдуллаху бин Ахмаду нет оснований, потому что:

1. В иснаде этой книги есть два неизвестных передатчика (которые идут друг за другом), а именно:
Абу аль-Мансур Мухаммад аль-Хасан бин Сулайман ас-Симсар
Абу Абдулла Мухаммад бин Ибрахим бин Халид аль-Харави

2. В самой книге есть ужасные тексты, которые ни один мусульманин не может даже слушать спокойно не то чтобы говорить подобное. Даже аль-Албани говорит следующее о тексте, которое имеется там:

قلت: فهذا كله من الإسرائيليات التي لا يجوز الأخذ بها، لأنها لم ترد عن
الصادق المصدوق صلى الله عليه وسلم.

«Я скажу: все это из еврейских сказаний, которые нельзя брать. Потому что они не переданы от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)».

[Албани, «Сильсилятуль-ахадиси-сахихати», т. 1, стр. 820]


Также в книге есть более 180 текстов, где порицается Абу Ханифа, и даже обвиняется в неверии. Кстати послушайте как уходит от ответа аль-Фавзан когда его спрашивают: правы ли те, кто выступает против этих высказываний? А теперь посмотрите какую книгу призывает читать Ибн Баз тем, кто еще не изучил акиду.

2. Книга Усмана бин Саида ад-Дарими «Накд». Ад-Дарими был известен своими антропоморфитскими взглядами. Сама книга «Накд» полна таджсима и ташбиха, на это указали многие ученые. Имам аз-Захаби говорит об этой книге:

وَفِي كِتَابه بحوث عَجِيبَة مَعَ المريسي يُبَالغ فِيهَا فِي الْإِثْبَات وَالسُّكُوت عَنْهَا أشبه بمنهج السّلف فِي الْقَدِيم والْحَدِيث

«В его книге есть диковинные исследования вместе с аль-Мариси, где он проявляет чрезмерность в утверждении сифатов. Молчать об этом более схоже пути саляфов в раннем и новом периоде».

[Имам аз-Захаби, «Улюв», стр. 194]


Также и аль-Албани говорит о нем:

لا شك في حفظ الدارمي وإمامته في السنة، ولكن يبدو من كتابه "الرد على المريسي" أنه مغال في الإثبات فقد ذكر فيه ما عزاه الكوثري إليه [أي: إلى الدارامي] من القعود والحركة والثقل ونحوه، وذلك مما لم يرد به حديث صحيح، وصفاته تعالى توقيفية فلا تثبت له صفة بطريق اللزوم مثلاً، كأن يقال: يلزم من ثبوت مجيئه تعالى ونزوله ثبوت الحركة، فإن هذا إن صح بالنسبة للمخلوق، فالله ليس كمثله شىء فتأمل.

«Нет сомнений что ад-Дарими знаток и имам в Сунне. Однако становится ясным из его книги «ар-Радду аляль-Мариси» что он проявляет крайность в утверждении сифатов. Он упомянул в этой книге, то что отнес к нему аль-Кавсари слова, как: сидение, движение, тяжесть и подобное. А эти слова, о которых не передан достоверный хадис. Сифаты Аллаха зависят от текста Шариата, и нельзя утвердить Аллаху сифат путем следствия. Например, так чтобы сказали: следует из подтверждения прихода Всевышнего и Его спускания подтверждение движения. Это если и правильно в отношении творений, но Аллах, нет ничего подобного Ему. Поразмысли над этим».

[Албани, «ат-Талик аля ттанкиль», стр. 349]


3. Книга «Китабу ат-тавхид» Ибн Хузеймы. В этой книге также есть тексты уподобляющие Аллаха творениям. Ученые предостерегали людей от этой книги и писали против нее опровержения.

Имам Фахруддин ар-Рази (544-606 х/1150-1210 м) пишет в своем тафсире:

وَاعْلَمْ أَنَّ مُحَمَّدَ بْنَ إِسْحَاقَ بْنِ خُزَيْمَةَ أَوْرَدَ اسْتِدْلَالَ أَصْحَابِنَا بِهَذِهِ الْآيَةِ فِي الْكِتَابِ الَّذِي سَمَّاهُ «بِالتَّوْحِيدِ» ، وَهُوَ فِي الْحَقِيقَةِ كِتَابُ الشِّرْكِ،

«Знай, что Мухаммад бин Исхак бин Хузайма передал рассуждения наших ученых об этом аяте в книге, которую он назвал «тавхидом». В действительности же это книга ширка».

[Имам ар-Рази, «Ат-Тафсируль-кабир», т. 27, стр. 582]


Имам Бадруддин ибн Джама`а (639-733 х/1241-1333 м) пишет:

فَإِن احْتج مُحْتَج بِكِتَاب ابْن خُزَيْمَة وَمَا أورد فِيهِ من هَذِه العظائم وَبئسَ مَا صنع من إِيرَاد هَذِه العظائم الضعيفة والموضوعة
قُلْنَا لَا كَرَامَة لَهُ وَلَا أَتْبَاعه إِذا خالفوا الْأَدِلَّة الْعَقْلِيَّة والنقلية على تَنْزِيه الله تَعَالَى بِمثل هَذِه الْأَحَادِيث الْوَاهِيَة وإيرادها فِي كتبهمْ
وَابْن خُزَيْمَة وَإِن كَانَ إِمَامًا فِي النَّقْل والْحَدِيث فَهُوَ عَن النّظر فِي العقليات وَعَن التَّحْقِيق بمعزل فقد كَانَ غَنِيا عَن وضع هَذِه العظائم الْمُنْكَرَات الْوَاهِيَة فِي كتبه

«А если некто будет приводить в качестве довода книгу Ибн Хузеймы и то что он передал в ней из этого, и как же плохо то что он совершил приводя эти слабые и ложные предания! То мы скажем: нет ему и его последователям уважения когда они противоречат рациональным доводам и доводам Шариата в том что Всевышний Аллах чист от подобных ложных хадисов и когда они приводят это в своих книгах. Ибн Хузейма даже если он и является имамом в хадисе, но он далек от понимания рациональных доводов и от исследования. У него не было нужды приводить эти ложные, ужасные тексты в своей книге».

[Бадруддин бин Джамаа, «Идахуддалиль», стр. 161]


Имам Шихабуддин ибн Джахбаль аль-Халяби аш-Шафии (ум. 733 х/1333 м) пишет в рисале, которую он написал в опровержении Ибн Таймийи:

فيقال له: الجواب عن مثل هذا قد تقدم، على أن ابن خزيمة: قد علم الخاصُّ والعامُّ حديثه في العقائد، والكتاب الذي صنفه في التشبيه، وسماه بالتوحيد رد الأئمة عليه أكثر من أن يذكر

«Что касается Ибн Хузеймы, то все люди (хас и ам) знают о его словах в акыде и книгу, которую он составил в уподоблении (ташбихе) и назвал "Таухид". Имамы составили на нее опровержения настолько много, что не перечесть (их всех)».

[Ас-Субки, «Табакат Шафиийя аль-кубра», 9/77]


Вот откуда берут ваххабиты свою акиду. Из книг, которым ученые ахлю-Сунны уже полтора тысячи лет дают опровержения. Из книг авторы которых неизвестны. А что касается других книг, т.е. книг на достоверность которых есть единогласие ученых, то по словам Ибн База к ним следует обращаться только тогда, когда в этом будет необходимость. А если уж и обратишься к ним, то следует указать на ошибки, которые имеются там!

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

youtube

madrasa vzrosloe

detskoe madrasa

library

school iman

massage

endowment

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!