Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
| Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 92
ХудшийЛучший 

Мечети Москвы

Общую информацию о мечети ( положение о коллективном намазе, посещение женщинами мечетей и т.д. ) вы можете прочитать, кликнув здесь.

Соборная мечеть

соборная мечеть москвыВторая после мечети в Замоскворечье мечеть Москвы, расположена в Выползовом пер. После образования Второго мусульманского прихода Москвы 1894–1904 гг. члены новой общины решили изыскать возможности для строительства новой мечети. В прошении муллы этого прихода Бедретдина Алимова, мещанина С. Бакирова, касимовского купца Х. Акбулатова и др. на разрешение строительства второй мечети от 1894 г. (в год вступления на престол императора Николая II) сказано о «малой вместимости до 1500 человек» мечети в Замоскворечье. Тем не менее, несмотря на либерализацию общественной жизни в России в начале ХХ в., прошло почти 10 лет, прежде чем в районе Марьиной рощи появилась вторая московская мечеть (с конца 1930-х гг. именуется С.м.). Участок по Выползову пер. в Мещанской части города перешел в собственность московского купца Хусаина [в док-те ЦАНТД – Хасана] Мусяевича Байбекова не позднее января 1902 г. В июле 1903 г. в Московскую городскую управу пришло прошение Х.М.Байбекова «разрешить мне в [моем] владении построить каменное трехэтажное жилое строение… и деревянное жилое строение…»; при этом ни о какой мечети или молельном помещении даже не упоминается, а чертеж, приложенный к прошению 1903 г. и подписанный архитектором Н. Струковым, не является планом мечети, сохранившейся до сего дня почти в первоначальном виде.

Очевидно, что мусульмане решили «обойти» многочисленные бюрократические препоны, не позволявшие им в законном порядке построить мечеть. Для этого с согласия собственника участка Х.М. Байбекова два других лица – мещанин Сабирзян Бакиров и касимовский купец Хабибулла Акбулатов – стали совладельцами зданий на участке.

02.12.1902 г. С. Бакиров и Х. Акбулатов подали московскому обер-полицмейстеру ходатайство о передаче участка со всеми строениями («два строения жилых двухэтажных, низ каменный, верх деревянный, и шестнадцать построек и пристроек нежилых») в пользу Оренбургского магометанского духовного собрания. После того как официальным собственником участка сделалось ОМДС, вопрос о строительстве новой мечети вместо намечавшегося в прошении Байбекова жилого дома фактически был предрешен. В истории Москвы немало аналогов такого рода легализации мусульманских учреждений «постфактум». Так, в 1912–13 гг.община просила разрешение властей построить во дворе С.м. двухэтажное деревянное здание «под квартиры»; в действительности же в новом здании, помимо жилых помещений, начало работу и религиозное училище (после революции, вероятно, именно здесь расположилась татарская школа № 48; см. Татарские детские образовательные заведения в Москве). В журнале «Зодчий» № 32 от 1904 г. появилась справка: «Магометанская община в Москве приступила к сооружению второй мечети, приобретя за 35 000 руб. участок земли. Проект выполнил архитектор Николай Алексеевич Жуков в византийском стиле с хорами на 2000 молящихся». Строительство С.м. финансировал Ерзин Салих Юсупович (при участии касимовских купцов Х. Байбекова, Вагаповых, Кашаевых и др.).Прошение о разрешении открытия молитвенного дома для мусульман было подано Московским магометанским обществом в мае 1904 г., в июне уже был утвержден проект, сделанный техником архитектуры Н. Жуковым, а в ноябре того же года мечеть была готова к началу богослужений. 27 ноября 1904 г. первый имам-хатыб новой мечети Алимов Бедретдин-хазрат подал прошение совершить в ней первый намаз. Сохранилась переписка ведущих прихожан С.м. с муфтием ОМДС с просьбой разрешить возглавить новый приход вышеназванному имаму. Его помощником и вторым имамом С.м. являлся сын Бедретдина, Сафа Алимов, после ареста которого в 1920/21 гг. мечеть возглавил Абдульвадуд Фаттахетдинов. Репрессии кон. 1920-х гг. привели к скоропостижной кончине муэдзина Абдурахмана Алимова (второй сын основателя мечети) и аресту имама А. Фаттахетдинова в 1928 г., после чего мечеть возглавил бывший имам Нижегородской Ярмарочной мечети и казый ЦДУМ Габдулла Сулеймани (1929–30).Муэдзином при нем был Муса Вахитов, который затем стал имамом-хатыбом мечети (1930–36). В 1936 г. сотрудниками НКВД было инспирировано «дело о заговоре руководителей ЦДУМ» (см. К. Тарджемани), по которому Г. Сулеймани, Муса Вахитов, имам Исторической мечети А. Шамсутдинов и др. были репрессированы в 1936–37 гг. Тогда же мечеть в Замоскворечье была закрыта властями, и мечеть в Выползовом переулке, ставшая «Соборной» (до того этот статус принадлежал мечети на Бол. Татарской ул.), осталась единственной функционирующей на тер. центрально-европейской части СССР. Московскую столичную общину в 1936–53 гг. возглавлял Халил Насриддинов, при котором отношение властей к религии поменялось в связи с началом Великой Отечественной войны с фашистской Германией (см.Мусульманская община Москвы в годы советской власти). После прихода к власти Н.С.Хрущева имамам С.м. Исмаилу Рахматуллину (1953–54) и Исмаилу Муштари (1954–56) пришлось выдержать прессинг нового наступления на религию. В 1956–63 гг. имамом хатыбом мечети был Камаритдин Салихов, до этого бывший имамом мечети «Марджани» в Казани; в 1956–63 гг. вторым имамом являлся Ахмедзян Мустафин, ставший затем имамом-хатыбом мечети и проработавший в этой должности до 1986 г. С 1963 г. Вторым имамом, а с 1964 г. – имамом-хатыбом был Ризаутдин Басыров, исполнявший обязанности имама до самой смерти в 1994 г. В 1980–89 гг. обязанности имама-хатыба мечети исполнял выпускник бухарского медресе «Мири-Араб» и Ташкентского исламского ин-та Шамиль Юнеев. Со времен перестройки начался качественно новый этап в жизни С.м., связанный с изменением общественно-политической обстановки в стране и совпавший с назначением в 1987 г. новым имамом-хатыбом молодого выпускника бухарского медресе «Мири-араб» Равиля Гайнутдина. Начиная с 1990-хгг., имамы Анас Садретдинов, Раис Билялов,Ваис Бедретдинов, Мустафа Кютюкчю, Ильдар Аляутдинов и др. успешно продолжают дело своих предшественников в мечети. С новейшей эпохой связано возникновение на базе С.м. таких значимых в жизни российских мусульман религиозных организаций, как Духовное управление мусульман европейской части России (ДУМЕР) и Совет муфтиев России (СМР), которые располагаются в административном здании напротив С.м. (построено в 1993–94 г.). С 2005 г. под руководством

ДУМЕР и СМР осуществляется грандиозный проект реконструкции здания С.м. и ее многократного расширения в связи с нехваткой молельных площадей для верующих.Лит.: Аляутдинова Д. Московской Соборной мечети – 100 лет // Татарские новости, 2004, № 6 (119);Ислам минбаре. Официальное издание Духовного управления мусульман европейской части России. – М., 1998,№ 4 (42); № 10 (47); 1999, № 2 (51); Краткая историческая записка. Историко-архивные и библиографические изыскания по Исторической мечети и медресе, автор исследования Крупнова Р.Е.; Кустова М. Полумесяц над Москвой // ЛГ-Досье, 1991, № 7; Материалы по московской Соборной мечети из архива ОМДС (Уфа); Москва. Энциклопедия. – М., 1997; Сафаров М. Татары в Москве

// Татарские новости, 1997, № 9 (43); Сорок сороков, т. 4. – М., 1995; Хайретдинов Д.З. Мусульманская община Москвы в XIV – начале ХХ вв. – Н. Новгород, 2002; ЦАНТД, ф. 1, Мещанская часть, вл. 93н./85; ЦИАМ, ф. 16,оп. 84, д. 179; Шевченко А.Г., Гаврилов Ю.А. Московская

Соборная мечеть за сто лет (исламская составляющая культурного наследия Москвы) // Архив наследия, 2004, с. 179–226.

Координаты и схема проезда:

map_sob_mechet

 

Адрес: Россия, 129090, Москва, Выползов пер., 7

Проезд до станции метро "Проспект мира", выход в сторону спорткомплекса "Олимпийский"

Телефон: (495) 681-49-04

Историческая мечеть.

 историческая мечеть москвыВ связи с исчезновением мечети в Замоскворечье XVII–XVIII вв. московские мусульмане неоднократно пытались добиться разрешения властей на возведение мечети в камне начиная с 1805 г. Некоторая либерализация общественной жизни позволила им пользоваться в 1818–26 гг. зданием Магометанского молитвенного дома. Только в 1823 г. мусульманская община получила разрешение столичного генерал-губернатора князя Д.В. Голицына на строительство каменной мечети, которое все же сопровождалось ультимативными условиями:

«Чтобы крику, каковой обыкновенно татарское общество делывали с возвышенных мест для созыва к своим обрядам, отнюдь впредь производимо не было, и чтобы дом, в коем купец Хамалов может по обряду своему отправлять богослужение, отнюдь строим не был в виде мечети и не назывался бы мечетью».Строительство мечети велось на участке купца 1-й гильдии Хошалова Н.А., который либо получил по наследству от отца, либо специально выкупил для мусульман владение по Бол. Татарской улице (соврем. адрес: Бол. Татарская ул., 28) и затем передал его общине в качестве вакфа. Первоначальный вид строения мало напоминал мечеть и ничем не выделялся от соседних особняков. В 1858 г. Был проведен ремонт молитвенного дома. Между 1880 и 1884 гг. (вероятнее всего, в 1882 г.) была осуществлена перестройка И.м.; проект был выполнен архитектором Г. Ивницким. Этому предшествовало прошение старшего ахуна Х. Агеева, старосты молитвенного дома Ибрагима Девишева и Салиха Ерзина, главного финансиста проекта, на имя генерал-губернатора князя В.А. Долгорукова, в котором отмечалось: «Наше магометанское общество и военные чины онаго, числом значительно увеличилось, а находящаяся здесь в Москве мечеть не может вместить в себя более 300 человек по пятницам и праздникам отчего приходится совершать молебствия снаружи мечети, что для нас весьма неприятно, особенно в холодное время года». Исходя из этого, авторы письма просили разрешить им увеличить «эту мечеть по фасаду». В результате проведенной перестройки здания оно было расширено по восточному и западному фасадам, причем над обеими пристройками и над крышей основного объема мечети были построены минареты. Вместимость И.м. (вероятно, с учетом подвалов, двора и соседнего здания медресе) увеличилась до 1500 человек. Именно эта мечеть на протяжении XIX в. имела статус Соборной (с ХХ в. Соборной называется мечеть в Выползовом пер., построенная в 1904 г.); сегодня она носит название «Исторической» (татар. «Тарихи мечет», араб. «аль-Масджид ат-Тарихи»; термин появился в нач. 1990-х гг.). И.м. явилась преемницей существовавшей до нее мечети в  Москворечье XVII–XVIII вв. и Магометанского молитвенного дома нач. XIX в. И.м. действовала на основании законоположения 1857 г., которое установило, что «богослужение должно совершаться старшим духовенством только в соборных мечетях, каковая соборная мечеть здесь в Москве с незапамятных времен правительством отведена на Б. Татарской улице, что в Пятницкой части 1 участка, почему она получила свое раньше название Татарская слобода, а ныне улица, где и совершаются все торжественные молебствия без малейшего  недоразумения более века». В сентябре 1915 г. на деньги Садека Салиховича Ерзина около И.м. было построено каменное здание медресе, которое сегодня выполняет роль административного помещения. В 1826 г. имамом мечети значится Асханов С.М. С 1833 г. по 1867/68 (?) г. имамом И.М. являлся Агеев Р., затем вплоть до 1913 г. – его сын Агеев Х., в 1913–36 гг. – зять последнего Шамсутдинов А., который был арестован по обвинению в антисоветской деятельности. В 1923–25 гг. в И.м. преподавал основы ислама М. Биги. В 1936 г. И.м. была закрыта; в советское время ее здание передавалось под нужды типографии и штаба гражданской обороны, военкомата и ДОСААФ. В 1967 г. были снесены минареты. В 1944–47 гг. московские мусульмане пытались добиться возвращения здания И.м., однако им это не удалось. С кон. 1980-х гг.мусульмане Москвы в лице старейшин татарской общины неоднократно ходатайствовали о возвращении И.м. верующим. В ноябре 1990 г. было принято решение Моссовета о передаче здания религиозному обществу мусульман (РОМ) «Байт-Аллах» (зарегистр. в разных инстанциях в 1989–90 гг.) во главе с имамом Махмудом Велитовым, однако в связи с протестами печатного цеха объединения «Художественная гравюра», который располагался в здании И.м. с нач. 1980-х гг., и некоторых жильцов окрестных домов процесс передачи был отложен. Окончательно здание И.м. передается мусульманской общине в январе 1991 г. 17.10.1991 г. в И.м. была совершена первая молитва. В 1992 г. на средства посольства Королевства Саудовской Аравии (КСА) в Москве, при личном участии посла д-ра Абдель-Азиза Ходжа и шейха Ибрахима аль-Анкари из КСА была осуществлена полная реконструкция И.м. В 1993 г. И.м. была заново открыта после долгих лет забвения.

В 1998 г. на средства Р.Д. Баязитова была осуществлена еще одна реконструкция здания И.м. В 1999 г. РОМ «Байт-Аллах» было вытеснено из мечети (в мечеть «Ярдям») его юридическим «двойником» во главе с Ф. Юсуповым. Далее в составе ДУМЕР в И.м. было зарегистрировано РОМ «Историческая мечеть», осуществляющее руководство мечетью вплоть до сего дня. Имамами И.м. являются: Фахретдинов Х.Ф., Садеков Рамиль Салехович (1972 г.р., москвич, сын выходцев из с. Урга Нижегородской обл., окончил шариатский фак-т марокканского ун-та алКарауин; председатель Благотворительного фонда при РОМ «Историческая мечеть», автор многочисленных интервью в московских и федеральных СМИ, вкл. телеканалы, по актуальным вопросам развития исламского сообщества России и мира; ответственный за работу официального сайта И.м.), Ахметжанов Р.С. и Сейфетдинов Салех Хамзинович (1984 г.р.,уроженец с.Ендовищи Нижегородской обл., внук имама с. Ендовищи Хаммята Мусина, выпускник Казанского высшего мусульманского медресе «Мухаммадия»). Муэдзин И.м. – Раис Ханефеев (1959 г.р., уроженец с. Андреевка Нижегородской обл.).Лит.: Ислам минбаре. 2001, № 1, с. 1; Краткая историческая записка. Историко-архивные и библиографические изыскания по Исторической мечети и медресе, автор исследования Крупнова Р.Е.; Московские       новости, 6.01.1991; Указатель жилищ и зданий в Москве, или Адресная книга. – М., 1826; Хайретдинов Д.З. Мусульманская община Москвы в XIV – начале ХХ вв. – Н.Новгород, 2002; ЦИАМ, ф. 16, оп. 84, д. 179; Религиозная организация мусульман (РОМ), создана в 1999 г. Входит в  состав ДУМЕР, с 1999 г. осуществляет руководство Исторической мечетью. При РОМ с 2000 г. функционирует благотворительный фонд с одноименным названием, осуществляющий программы по след. направлениям: единовременная материальная помощь различным категориям нуждающихся (погорельцам, сиротам, инвалидам и др.);раздача фитр-садака малоимущим, приуроченная к празднику Ураза-байрам; раздача мяса жертвенных животных в дни праздника жертвоприношения; опека социальных приютов для детей и подростков в Московской и  нижегородской    обл.; организация питания малоимущих, нуждающихся и лиц без определенного места жительства путем выдачи талонов на бесплатное питание в трапезной мечети; рассылка литературы в места лишения    свободы. 28.12.2000 г. на средства фонда была открыта молитвенная комната в СИЗО «Бутырская тюрьма»; выделенное администрацией помещение отреставрировали строители-мусульмане, поставили минбар. Председатель фонда – имам Исторической мечети Рамиль Садеков. Под шефством И.м. находится молельная комната при филиале наркологической больницы № 17.При И.м. под руководством РОМ функционирует медресе (директор Х.Ф. Фехретдинов), в котором изучаются основы ислама и арабского яз.; преподавание ведется на   татарском и русском яз. Председатель Совета РОМ – Ф.К. Шияфитдинов. Руфат Ахметжанов

Координаты и схема проезда:

историческая мечеть москвы

Адрес: ст. м. Новокузнецкая ул. Большая Татарская д.28 тел.: 951-84-48, тел/факс: 951-17-81


Мемориальная мечеть на Поклонной горе

Мемориальная мечеть на Поклонной горе(Ул. Минская, 2б) возведена в 1995–97 гг.по инициативе правительства Москвы и Духовного управления мусульман европейской части России (ДУМЕР) в честь памяти погибших воинов-мусульман, отдавших свои жизни в Великой Отечественной войне. Автор проекта – известный московский архитектор Ильяс Тажиев. Во внешнем облике мечети соединены черты разных архитектурных школ мусульманского Востока: татарской, узбекской, кавказской. Мечеть стала одним из наиболее оригинальных архитектурных украшений города. При мечети действуют община и медресе. На Поклонной горе также возведены православная церковь и иудейская синагога. Тем самым это место стало символом единства всех народов России, общности исторических  судеб последователей разных религий. Ход строительства осложнялся позицией ряда общественных и политических организаций, выступивших против возведения М. на Поклонной горе – в частности, в администрацию президента РФ и Госдуму было направлено подобное обращение депутатов Московской областной думы. Благодаря твердой позиции московского мэра проект был реализован на средства правительства Москвы при финансовой помощи правительств Татарстана, Башкортостана, Адыгеи, Казахстана. Торжественное открытие М. состоялось 6 сентября 1997 г.; на церемонии присутствовали президенты: Казахстана – Н.А. Назарбаев, Башкортостана – М.Г. Рахимов, Татарстана – М.Ш. Шаймиев, мэр Москвы Ю.М. Лужков, многочисленные гости из разных областей РФ и СНГ и из-за рубежа: Кувейта, ОАЭ, Турции, Пакистана и др.Под молитвенным залом М. расположены вспомогательные и хозяйственные помещения и кабинеты имамов, классы для занятий. В 2006–07 гг. производилась пристройка к М.с целью расширения молитвенных помещений. Имам-хатыб М. с момента ее открытия – Ш. Аляутдинов; с 2000 г. вторым имамом является выпускник Московского исламского ун-та Ринат Аляутдинов, 1977 г.р., уроженец с. Красная Горка,Сафаджай Пильнинского р-на Нижегородской обл. Т.к. у пожилых татар уже сформировались свои стереотипы в отношении Соборной мечети как своего «оплота», они в основном являются прихожанами Соборной мечети (а также мечети «Ярдям» в Отрадном). В мечет на Поклонной ходят татары среднего возраста и др. мусульмане – вайнахи, дагестанцы,турки (см. Этнический состав московских мечетей). Проповеди – в совр. стиле, довольно короткие, на арабском и русском яз.Лит.: Бахныкин Ю. Память о нашей победе // Наука и религия, 1998, № 8; Хайретдинов Д.З. Этнический состав мусульманской общины Москвы // Мусульмане

изменяющейся России. – М., 2002, с. 113–132. 

Координаты и схема проезда:

Адрес:г. Москва, ул. Минская, 2Б
Телефон:+7 (499) 502 19 06
map_memorial_mechet

Мечеть Ярдям

мечеть Ярдам МоскваМечеть, является частью Духовно-просветительского комплекса в московском районе Отрадное (Северо-Восточный административный округ, адрес: ул. Хачатуряна, 8), в который также входят шиитская мечеть «Инам», православная церковь, синагога. Строительство началось осенью 1996 г.по инициативе и за счет Благотворительного фонда развития татарского духовного наследия «Хиляль», учрежденного в октябре 1996 г. предпринимателем и меценатом Р.Ж. Баязитовым. Торжественное открытие мечети состоялось 14 сентября 1997 г. Мечеть построена по проекту Р.Ж. Баязитова. Мечеть имеет два симметричных минарета высотой 41,5 м, диаметр купола составляет 26 м. Вместимость – 2000 чел.; мечеть располагает площадями для моления на цокольном этаже, в центральном зале и в галерее. В комплекс мечети входят также здание медресе (рассчитанное на 200–250 учащихся),магазин халяльного мяса, магазин мусульманской литературы и атрибутики. Работают также Дом ритуальных услуг и кафе, в котором проводятся благотворительные обеды и ифтары. На территории Духовно-просветительского комплекса общей площадью в 2 га есть источник минеральной воды, которая продается под названием «Зам-Зам». Председатель совета религиозного объединения мусульман «Ярдям», имам-хатыб мечети (с 1999 г.) – Махмут Велитов. Первым имамом-хатыбом мечети с момента ее открытия является Зиннур Хасянов (1957 г.р., выходец из с. Красная Горка Пильнинского р-на Нижегородской обл.). Др. имамы – Фарид Сейфуллин, Исмаил Велитов. Религиозная община «Ярдям» входит в юрисдикцию Центрального Духовного управления мусульман России (ЦДУМ). Д.Р.

Координаты и схема проезда:

map_yardam_mechet

127562, г.Москва, район Отрадное, Хачатуряна ул., 8, ст.м. Отрадное
телефон    903-60-88

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!