Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
Сила слова и его значимость в Исламе | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Сила слова и его значимость в Исламе

Это тема хутбы, проведенной Ринат хазратом в пятницу 12 февраля 2016 года в Общине мусульман «Рисалят»:
Причиной выбора этой темы стала следующая история:
«Однажды в одной из больниц г.Баку, я стал свидетелем последних вздохов одного молодого парня. Я попросил его, чтоб он сказал шахаду, "Ашхаду ан ля иляха иляллах ва ашхаду анна Мухаммадан расулюЛлах". Но из-за своего тяжелого положения, парень не мог этого произнести. Его состояние все больше ухудшалось. Видя, что парень не собирается говорить шахаду, я стал умолять его об этом для того чтоб Аллах смилостивился над ним и даровал ему Рай. Наконец-то я добился своего. Парень с легкостью произнес шахаду "Ашхаду ан ля иляха илляЛлах ва ашхаду анна Мухаммадан расулюллах" и сразу же после произношения, ушел в мир иной . Из моих глаз полились слезы радости. Я удивился тому, с какой легкостью он произнес эти слова, несмотря на тяжесть своего состояния.
В этот момент зашла Мать покойного. Узнав о смерти сына, она заплакала. А заметив мои слезы, спросила, почему я плачу. Я ответил ей, что это слезы радости, что сын ее попал в рай. На ее вопрос, откуда я это знаю, я сказал ей, что ее сын произнес шахаду перед смертью. Какого же было мое удивление, когда мать парня сказала: “Но мой сын всегда был немым”.
«Всевышний даровал человеку бесценный дар, великое благо – умение говорить. Слово – носитель смысла, оно помогает придать форму нашим чувствам, желаниям, мыслям.
Слова – это сложный инструмент, и лишь умелое пользование им, позволит не причинить вреда себе и окружающим нас людям.
Каждый из нас должен понимать, что любое слово может ранить человеческую душу, лишить жизни, ввести слушающего во мрак невежества и деструктивизма, но, в то же время, оно может вдохновить, просветить, осчастливить, и, даже спасти от смерти.
К сожалению, человек не всегда осознает огромную ответственность, которую он несет перед Господом за каждое оброненное слово.
Принять обет молчания, тем самым отказавшись от Божьей Милости – говорить, мы не должны, но, поверьте, в наших силах воздерживаться от пустословия и дурной речи, сеющей зло и бесконечный хаос.
«Не говори, если это не изменит тишину к лучшему» (восточная мудрость).
Удивительно то, что человеку бывает достаточно и двух-трёх лет, чтобы научиться разговаривать, но для того, чтобы научиться молчать не хватает и всей жизни, но ведь именно разумное молчание ‒ это признак мудрости, сохранение себя от зла людей на этом свете и от наказаний Творца на свете том. Люди не любят молчать, следовательно, не любят и слушать.
Даже те, кому осталось, может,
Пять минут глядеть на белый свет,
Суетятся, лезут вон из кожи,
Словно жить еще им сотни лет.
А вдали в молчанье стовековом
Горы, глядя на шумливый люд,
Замерли, печальны и суровы,
Словно жить всего им пять минут.
Расул Гамзатов
Действительно, наш суетливый мир наполнен болтовней, шумом, грохотом. Человек привыкает к этому звуковому фону – разговоры ни о чем, сплетни и бесконечный поток информации, – на этом фоне молчание кажется скучным и неприемлемым.
Молчание же создает атмосферу величественной тишины, которая крайне полезна для разума, души и сердца. И только человек, исполненный истинным молчанием, способен прислушаться к голосу своего внутреннего мира.
Дошло до нас от Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), что означает:
«Кто уверовал в Аллаха (Бога, Господа) и в [истинность, неотвратимость] Судного Дня, тот пусть говорит благое (хорошее) либо молчит».
(хадис от Абу Хурайры, св. хадисов аль-Бухари и Муслима).
«Воистину, человек, не задумываясь [о последствиях], может проговорить слово (или фразу), которым Господь будет настолько доволен, что поднимет этого человека на [высочайшие] уровни. В то же время он ‒ и нет сомнений в этом, не следя за собственной речью, может сказать слова, которые вызовут крайнее недовольство Господа и низведут его в Ад».
(хадис от Абу Хурайры, св. хадисов аль-Бухари, Муслима, Ахмада, ат-Тирмизи и др).
Великий имам ан-Навави, комментируя, сказал: «Данный хадис побуждает нас внимательно относиться к собственной речи. Тот, кто хочет что-то сказать, первым делом пусть подумает о пользе своих слов. Если ее нет, то нужно промолчать»
Суфьян ибн ‘Абдулла ас-Сакафи спросил у Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям): «Что наиболее опасно для меня?» Посланник Божий ответил: «Вот это», ‒ и указал на язык.
(хадис от Суфьяна ибн ‘Абдулла ас-Сакафи, св. хадисов Муслима, Ахмада, ат-Тирмизи и др.)
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), завершая однажды перечисление благородных поступков и качеств, способствующих вхождению человека в райскую обитель, сказал одному из своих сподвижников, Му‘азу ибн Джабалю: «Хочешь узнать о том, что поможет тебе овладеть всем этим (что стоит в итоге всего перечисленного мною)?» Тот ответил: «Конечно, о Посланник Аллаха». Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), указывая на язык, сказал: «Придерживай вот это!» Му‘аз в изумлении спросил: «Разве мы будем отвечать за то, что говорим?» Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Удивительно, Му‘аз! Ты разве не знаешь о том, что люди будут сбрасываться в Ад, падая ничком, именно за сказанное их языками?!»
(хадис от Му‘аза ибн Джабалю, св. хадисов Ахмада, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа и др.)
Только представьте, сколько благих дел сожжено словами и сколько достоинства потеряно по причине высказываний!
То, чему может привести лишняя болтливость: ошибки, ложь, сплетни, злословие, вульгарность, самолюбие, вражда, одиночество притеснение людей, порочность чести и много других бед.
Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Тот, кто чрезмерно болтает, чрезмерно ошибается; тот, кто часто ошибается, лишается своей скромности; тот, кто потерял свою скромность, теряет богобоязненность; а тот, кто потерял богобоязненность, его сердце умерло!»
«Манакыбу Умар ибн Аль-Хаттаб»
Имам аль-Газали сказал: «Речь может быть четырёх типов: 1) только вредной; 2) только полезной; 3) смешанной, в которой есть и польза и вред; 4) такой, от которой нет ни пользы, ни вреда».
Язык мал по своей величине, но сколько вреда и боли он может принести человеческому роду! В силах человека позволить языку не произносить ничего, кроме того, что принесет ему пользу в миру и в Ахирате, и только это убережет его от всего, что может принести ему вред в обоих мирах. Язык является самым непослушным органом человека, и как же тонка грань между знанием о том, что следует восхвалять или порицать, и тем, от чего следует отдалиться.
Молчание молчанию рознь
Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить.
Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать.
Бойся равнодушных – они не убивают и не предают,
Но только с их молчаливого согласия существует
На земле предательство и убийство.
(Б. Ясенский)
Молчание, порожденное равнодушием, высокомерием и страхом не равно молчанию, наполненному мудростью и терпением. Важно ощущать границу между разумным молчанием и молчанием невежественным. Молчание хорошо, но благовременное и благоразумное, но чрезмерность и в том и в другом приносит весьма великий вред и повлечет за собой раскаяние. Безрассудное молчание от обиды, злости или по тщеславию может быть даже хуже многословия.
Сила слова
Иногда одно-единственное слово может разрушить семью, лишить жизнь всякого смысла, убить последнюю надежду на исцеление. Иногда слово может поистине творить чудеса. Оно может исцелить безнадежно больного человека, придать жизни новый смысл.
Каковым бы ни были наше эмоциональное состояние, терпение и выдержка, мы так или иначе всегда реагируем на слова: спорим ли, делаем ли комплименты, говорим ли о любви. Поэтому выражение «словом можно возвеличить или убить» абсолютно верно.
«Каждый сустав из (суставов, имеющихся в телах) людей, должен давать садаку каждый день, в который восходит солнце: проявление тобой справедливости (, когда) между двумя (людьми возникает спор,) есть садака, и оказание тобой помощи человеку, которого ты подсадишь на его верховое животное или которому подашь его поклажу, есть садака, и доброе слово садака, и за каждый шаг, который ты делаешь на пути к молитве, (тебе записывается) садака и устранение тобой с пути того, что причиняет вред (людям,) есть саадака».
(хадис от Абу Хурайры, св. хадисов аль-Бухари и Муслима)
«Страшитесь Ада! [Будьте набожны пред Богом, сторонясь явных грехов и совершая благие дела!] И пусть же [благое] будет проявлено хотя бы половинкой финика [чем-то очень малым и незначительным, совершенным во благо других] или, если даже столь малого у вас нет, добрым словом [подбадривающей, правдивой, успокаивающей, воодушевляющей, дарящей положительные эмоции вашему собеседнику речью]».
(Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997, Т. 4. С. 1904, хадис № 6023)
«Верующий не может быть (1) порочащим (поносящим, дискредитирующим), (2) проклинающим, (3) грубым (непристойным, неприличным), (4) ругающимся и похабным». (хадис от Ибн Мас‘уда, св. хадисов ат-Тирмизи)

«Истинным лицемером является тот, кому присущи четыре качества, а отличающийся одним из них будет отмечен одним из свойств лицемерия, пока не избавится от него. Этими качествами отличается тот, кто предаёт, когда ему доверяются;
лжёт, когда рассказывает о чём-либо;
поступает вероломно, когда заключает договор,
и преступает границы дозволенного, когда враждует с кем-либо».
(св. хадисов аль-Бухари (34), Муслима (58))
Лучше дать благой совет [сказать несколько добрых и нужных слов, помолиться за нуждающегося], простить [кого-либо, в том числе и бестактно требующего помощи, даже если он неопрятен, груб или невоспитан], нежели дать милостыню, за которой последует боль [внутреннее сожаление о совершенном благодеянии; напоминание, неуместное упоминание или явное проявление заносчивости в словах, поведении перед тем человеком, кому была оказана помощь]. Всевышний Аллах безгранично Богат [кого пожелает, одарит в необходимой мере и степени, без посредничества причины] и Терпелив [не наказывает человека, не дав ему возможности раскаяться, осознать, исправиться].*
В Коране сказано, что означает:
«Сын мой [продолжил Лукман, если поступок твой благой или скверный] будет на вес маленького зернышка, [знай] Всевышний в полной мере осведомлен даже о малом [затерявшемся] в скалах или в небесах, в земле. [Где бы это ни произошло и сколь бы малозначимым, незаметным это ни было, человек понесет за совершенное им ответ.] Он (Господь миров) Добр [к людям] и абсолютно обо всем осведомлен.
Сынок, выстаивай [обязательную] молитву, побуждай к благому [будь примером во всем хорошем и праведном] и удаляй [начиная с самого себя] от скверного; будь терпелив ко всему тому, что постигает тебя [крепчай от трудностей и невзгод, трезво их оценивая и поочередно преодолевая]. Поистине, [все] это потребует от тебя стойкости и решительности.
Не искривляй свое лицо перед людьми (не делай гримасу отвращения, брезгливости) и не ходи по земле самодовольно и кичливо. Поистине, Господь не любит всякого надменного, самодовольного, хвастливого. Будь умерен при ходьбе и не повышай голоса! Поистине, самым отвратительным из голосов является [тот, что подобен] крику [безумных] ослов».
(Священный Коран, 31:16-19)
«У каждого человека] — два [ангела-писаря] встречающих (принимающих) [все, что от него исходит], по одному сидящие справа и слева. Всякое слово, сказанное им, непременно [встречается] могущественным (находящимся всегда наготове) наблюдателем [одним из двух ангелов]».
(Священный Коран, 50:17-18)
«Скажи [Мухаммад] верующим (рабам Божьим), чтобы говорили [даже если их собеседниками будут упрямые безбожники или язычники, злейшие враги или завистники] то, что является наилучшим [наиболее этичным, продуманным, мудрым, уместным, красноречивым].
Поистине, Сатана [настойчиво] сеет между ними [людьми] вражду [а потому в первую очередь именно вы, верующие, будьте благоразумны с теми, кто иных взглядов, и не подливайте масла в огонь; учитывайте Богом данное людское многообразие мнений и ценностей. Имея благие намерения, не становитесь помощниками Сатаны]. Воистину, Дьявол для человека является очевидным врагом [причем вне зависимости от вероисповедования и традиции, которым данный индивидуум следует. Бытность человека человеком уже достаточна для Иблиса]».
(Священный Коран, 17:53)

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

 

majlis

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!