Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
«ХУСНУ-ЗАНН» и «СУИ-ЗАНН» | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

«ХУСНУ-ЗАНН» и «СУИ-ЗАНН»

husnu-zann«Хусну-занн» и «суи-занн»- это тема лекции, которую провел до пятничного намаза Анвар хазрат в «Общине мусульман «Рисалят» 11 марта 2016 года:
«Глядя на лица богобоязненных мусульман, мы говорим что их лица излучают особый свет, их приход радует окружающих превнося особое тепло. Что же является причиной этого? Ответ на этот вопрос можно найти в Коран Кяриме и Сунне нашего Пророка..
Фадаля ибн Убайд рассказывал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) во время прощального Хаджа сказал: „Не сообщить ли мне вам, кто такой мумин? Мумин это тот, кому люди могут доверить свое имущество и свою жизнь; Муслим это тот, кто не причиняет вреда другим людям свом языком и своими руками; Муджахид это тот, кто борется со своей собственной душой,чтобы подчиниться Аллаху; А
мухаджир — это тот, кто оставил грехи!“ (имам Ахмад, 6/21)
Именно соблюдение правил отношения к людям, установленных Кораном и Сунной, составляет основу нравственности человека и украшает его внутренний мир, что распространяется и на окружающих.
Одним из таких правил является «доброе расположение» или «хусну-занн».
«Хусну-занн» - это предположение наилучшего о другом мусульманине. Когда мы видим своего брата по вере, мы обязаны думать о нем хорошо, думать, что он лучше меня (разве мало у меня ошибок и грехов!), воспринимать его с чистым сердцем. Конечно, любить своего брата сразу – это ни`матуЛлах т.е особый дар, но есть способ, чтобы приблизиться к нему. Для этого надо избавляться от наущений шайтана, остерегаться греха, который называется «недоброе расположение» или ««суи-занн».
В Коране Всевышний Аллах говорит: «О те, кто уверовал! Избегайте частых подозрений, поистине, некоторые подозрения греховны...» «Аль-Худжурат» (49/12).
Тальха ибн Абду-Рахман ибн Ауф (р.а.) в свое время был одним из самых щедрых людей в племени Курайш. Однажды его жена сказала ему: «Я еще никогда не видела более подлых людей, чем твои братья». Тогда Тальха спросил: «Почему ты так говоришь?» На что его жена сказала: «Я обнаружила, что когда ты богатеешь, они не расстаются с тобой, а когда ты становишься бедным, то они тут же оставляют тебя».Тогда Тальха ответил:» Клянусь Аллахом, это по причине щедрости их нрава: они приходят к нам, когда мы способны оказать им гостеприимство и не тревожат нас, когда мы не способны восполнить их права».
Комментируя это предание имам Мавирди сказал: «Посмотри как он истолковал данный их поступок, превратив их скверный поступок в благой, явное их предательство в преданность. Клянусь Аллахом, это указывает на присутствие здорового сердца и спокойствия в этой Дунье и преуспевания в Ахира — все это является из причин вхождения в Рай:
«Мы исторгнем из их сердец злобу, и они, как братья, будут лежать на ложах, обратившись лицом друг к другу». (сура Хиджр 47) (см. «Адаб дуния уа дин» стр 180)
Таким образом одним из нравственных достоинств, украшающих мусульманина, является хусну-занн т.е умение думать о других хорошо, благопристойно, в положительную сторону расценивать вопросы, видеть положительные качества в намерениях и деяниях людей. Принцип «хусну-занн» мусульманин обязан практиковать в отношении других мусульман, это фардуль-айн.
Плохо думать о мусульманах столь же запретно, как произносить дурные слова, и столь же запретно, как рассказывать о недостатках другого, ведь
Аллах Всевышний сказал: (смысл) “Избегайте частых подозрений…” ( Комнаты, 12)
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует , сказал: «Остерегайтесь дурных мыслей, ибо, поистине, дурные мысли – это самые лживые слова!» (Бухари 5143, Муслим 2563)
Однако такие мысли, простительны,
если человек не принимает их сердцем и не продолжает придерживаться их впредь, т.е. это просто васваса (наущение), он думает так не по собственному выбору и не может сразу освободиться от этого, в чём и заключается смысл слов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) :
«Поистине, Аллах простит (членам) моей общины то, что станут внушать им их души, если только (кто-нибудь из них) не станет говорить об этом или делать этого» (Бухари 5269, Мусли 202/127)
Ученые сказали: «Здесь имеются в виду такие мысли, которые не утверждаются в сердце».
Также они сказали: «В подобных случаях не имеет значения, будь эта мысль хулой (клеветой) или кощунством (куфром), ибо если кому-либо просто приходит на ум нечто кощунственное, без намерения для осуществления этого, и он сразу же отвергает это, то неверным он не становится и никакой ответственности за это не понесёт».
Какие бы мысли, связанные с хулой (клеветой) и прочими запретными вещами, ни приходили на ум, мы обязанны их отвергать, пытаясь найти такие объяснения, которые избавят нас от подобных мыслей.
Абу Хамид Аль Газали пишет в «Ихйа ‘улюм ад-дин»:
«Если в сердце твоём появились дурные мысли о ком-либо, это значит, что тебя наущает шайтан. Ты не должен верить ему, ибо он является нечестивейшим из нечестивых, ведь Всевышний Аллах сказал(смысл):
«О те, кто уверовал! Если нечестивец принесёт вам какую-нибудь весть, постарайтесь выяснить, (правда ли это), чтобы по неведению не повредить (кому-либо из невинных) людей и не сожалеть о том, что вы сделали, впоследствии». ( Комнаты, 6 аят)
Иблису верить нельзя и поэтому не следует плохо думать о человеке (мусульманине), если наряду с указаниями на его нечестие есть основания предполагать обратное. Признаком появления дурных мыслей о человеке является то, что состояние твоего сердца изменяется, и оно уже не относится к другому человеку так же, как прежде, но начинает избегать его, тяготиться его обществом и отказываться проявлять о нём заботу, оказывать ему уважение и огорчаться из-за него, когда он совершает что-нибудь дурное. Шайтан может приблизиться к сердцу, как только оно начнет думать о недостатках людей, и он начинает внушать тебе, что причиной этого является твоя проницательность, ум и способность, а также что верующий видит благодаря свету Аллаха.
В тех случаях когда ты начинаешь плохо думать о ком либо из мусульман тебе следует проявить о нем еще больше заботы и относиться к нему с еще большим уважением.» (Имам Газали «Ихья улюм ад дин»)
Праведные предки призывали находить семьдесят причин для брата по вере, а если не найдёт оправдания, то подумать, что, наверно, у него есть причина, о которой мы не знаем.
Посланник (мир ему и благословение) предупреждал нас: «Плохое мнение бывает причиной неправильных решений» (имам Муслим).
В другом хадисе сказано: «Люди опасайтесь предположений (когда вы плохо думаете о другом человеке, в мыслях своих обвиняете его в грехе, не имея прямых, однозначных и явных тому доказательств), подобные предположения – самая лживая речь (человеческого сознания). Не разузнавайте и не шпионьте…»
Польза от хорошего предположения:
1. Хорошее мнение закрывает дверь смуте и злу, исходящим от сатаны; того, кто говорит о человеке плохо, основываясь лишь на догадках, на мнениях, сатана заставляет говорить об этом больше и больше, делать хулу, смотреть презрительно, видеть себя достойным и т. п. – всё это губит человека.
2. Увеличивает любовь между верующими.
3. Противостоит непристойному, нарушению прав других.

Причины, способствующие хорошему предположению о других:
1. Дуа – это дверь всего благого, Пророк (мир ему и благословение) в своих мольбах просил даровать чистое сердце.
2. Когда наш брат по вере говорит или делает что-либо, заставляющее плохо думать о нём, то поставьте себя на его место, и это поможет избавиться от плохого предположения.
3. Услышанные слова от верующих, вселяющих плохое предположение, следует отводить к благому, так делали праведные люди.
Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Ты не думай, что слово, которое сказал верующий, является плохим, пока ты не сможешь найти для этого оправдание в благом».
4. Услышав что-то нехорошее от людей или если в какой-то ситуации вас подвели, то найдите этому оправдание. Мухаммад ибн Сирин сказал: «Если ты узнаешь о своём брате что-то плохое, найди ему оправдание, если не сможешь найти, то подумай, что, наверно, у него есть причина, о которой ты не знаешь». Если вы найдёте для человека оправдание, то ваш нафс будет в покое от плохих предположений, и вы сможете избежать многих нехороших ситуаций и слов в адрес других.
5. Помнить о вреде плохого предположения. Кто думает плохо о людях, пребывает в утомлении.
В древней притче говорится, как на пути двух монахов встретился горный ручей, на берегу которого стояла девушка и никак не могла через него переправиться. Один из монахов, взял ее на руки и перенес на другой берег. Его спутник, оскорбленный столь греховным поступком, молчал три дня, но все же не выдержал и сказал: «Как ты посмел это сделать?!» Товарищ ответил: «Я проплакал три дня, раскаиваясь в содеянном. Но, брат мой, красавицу я оставил там, у ручья, а неужели ты нес ее все это время в своем сердце?»
Нельзя отнимать надежу на милость Аллаха и у других мусульман, ввергать их в отчаяние и безысходность. Таким в Судный День Аллах скажет: «Ты отнял надежду на Мою милость у Моих рабов, и сегодня ты сам лишен Мой милости!» (Газали).
Поистине, одним из величайших достояний мусульманина является способность, встречая своих братьев думать о них хорошо, а оценивая события, принимать их как милость Всевышнего и изменения к лучшему. Воздавая Хвалу Аллаху.
Имам Дамири пишет в своей книге «Наджму Вахадж»:
«Предположения в шариате делятся на:
обязательные (фард), желательные (мустахабб), запретные (харам) и дозволенные (мубах).
Обязательные: это хорошее предположение по отношению к Всевышнему Аллаху.
Запретное: это плохое предположение по отношению к Всевышнему Аллаху,
Всевышний Аллах говорит (Смысл) : «Эти ваши предположения (дурные мысли), которые вы делали о вашем Господе, погубили вас», Разъяснены 23 .
Каждый мусульманин обязан думать хорошо об Аллахе!
Посланником Аллаха (мир ему и благословение) переданы слова нашего Господа (хадис кудси) : «Я таков, как Мой раб думает обо Мне, и пусть думает обо Мне, что пожелает».
То есть если раб думает, что Всевышний простит ему грехи, то Он простит ему их. Если думает, что примет его покаяние, то Аллах примет его покаяние. Если думает, что Аллах ответит его мольбе, то Он ответит. Это значит: «Я поступлю с ним так, как Он думает обо Мне».
Байхаки от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаёт: «Аллах повелел отвести одного из своих рабов в Ад, по пути он остановился и, отвернувшись, сказал: “Клянусь Аллахом, о мой Господь, я думал о Тебе хорошо”, и тогда Аллах сказал: “Верните его, Я поступлю с ним так, как Он думает обо Мне”».
Саид ибн Джабир обращался к Аллаху с такими словами: «О Аллах, даруй мне истинное упование на Тебя и хорошее предположение о Тебе».
Необходимо всегда надеяться на милость Аллаха и опасаться шайтана, дабы он не заставил нас думать плохо о Всевышнем, что Он не Милостивый и т. п. Надо всегда помнить о том, что Аллах Щедрый, Милостивый, Всемогущий. Он любит кающихся, Он – принимающий покаяние.
Имам Муслим передаёт хадис Пророка (мир ему и благословение): «Пусть не умирает из вас никто, кроме как думая об Аллахе хорошо».
Когда мы делаем дуа, совершаем благие дела, надо надеяться что Аллах примет их и окружит Своей Милостью.

Хорошее предположение об Аллахе приводит человека к совершению благих дел, а плохое – к плохим.
Хасан аль-Басри сказал: «Поистине, верующий хорошо думает о своём Господе и улучшает свои деяния, а грешник плохо думает о своём Господе и совершает плохие деяния».
Ахмад ибн Ханбал передаёт хадис: «Хорошее предположение об Аллахе исходит из хороших дел».

Хорошее мнение об Аллахе – это искреннее, имеющее высокое значение поклонение! Без него вера раба не будет полноценной, так как оно относится к сердцевине Единобожия и к его обязательным положениям.
Хорошее мнение об Аллахе – это только прекрасные, возвышенные, наполненные любовью мысли о Нем в соответствие с Его Величием, Его прекрасными Именами и Возвышенными атрибутами, что без сомнения отражается на жизни верующего, через довольство Всевышнего Господа.
Раб совершенствует себя, когда он придерживается твердой надежды на то, что Всевышний Аллах проявит к нему милосердие, рассеет его заботы и устранит его печаль, а это достигается посредством размышления над аятами и хадисами, сообщающими о Щедрости Аллаха, Его Прощении и о том, что Он обещал приверженцам Истины.
Хорошее мнение об Аллахе должно быть неотъемлемым качеством верующего, которое он проявляет в течение всей своей жизни, а также в свой предсмертный час.

«… Я такой, каким представляет себе Меня Мой раб!».
Вот некоторые высказывания ученых, разъясняющие эту выдержку из хадиса:
— Ибн Хаджар, – да помилует его Аллах! – в «Фатх уль-Бари» (17 / 397) пишет: “То есть, Я способен поступить с ним так, как он это себе представляет”.
— Ан-Навави в «Шарх сахих Муслим» (14 / 210) пишет: “Как утверждают ученые, хорошее мнение о Всевышнем Аллахе – это когда человек рассчитывает на то, что Аллах смилуется над ним и простит его”.

— Аль-Кади сказал: “Как говорят, смысл этого заключается в предположении о том, что Аллах прощает того, кто просит у Него прощения, принимает его покаяние, если тот кается в грехе, отвечает на мольбу, если тот взывает к Нему, и удовлетворяет, если тот чего-то желает. Также говорят, что хорошее мнение об Аллахе выражается в надежде на Прощение и его ожидании, и это более достоверно”.
(Цит. по: «Шарх сахих Муслим» ан-Навави;14 / 2).

Важно помнить:

Абу Сулейман ад-Дарани, – да помилует его Аллах! – сказал: “Кто придерживается хорошего мнения об Аллахе и при этом не страшится Аллаха, тот введён в обман”.
Пророк Мухаммад, – мир ему и благословение Аллаха сказал: «Кто жаждет встречи с Аллахом, с тем и Аллах жаждет встречи!».

К большому сожелению люди порой считают, что они ущемлены в правах, что их удел не полноценен, что они заслуживают больше того, что им дал Аллах. Своим естеством они говорят: «Наш Господь проявил к нам несправедливость, Он лишил нас того, на что мы имеем право». Подобные мысли и слова великая несправедливость!

Тот же кто придерживается хорошего мнения об Аллахе, – Всемогущ Он и Велик! – и твёрдо убеждён в правдивости Его обещания, в завершении Его Дела, а также в победе и в утверждении власти верующих и добра на земле, о которых сообщил Аллах, тот станет усердствовать трудясь во благо нашей великой религии, призывая к Аллаху, добру и трудясь на Его пути, не жалея самого себя.

Такому человеку Аллах дарует облегчение в каждом деле и избавление от каждой печали, и её разрешение. Его сердце обретает покой, душа радуется и наполняется счастьем, довольствуется решением и предопределением Аллаха, и проявляет покорность своему Господу.

Хорошее мнение об Аллахе у праведных предшественников

1) Са’ид б. Джубейр взывал к своему Господу со словами: “О Аллах, воистину, я прошу у Тебя должного упования на Тебя и хорошего мнения о Тебе!”.
2) ‘АбдуЛлах б. Мас’уд, – да будет доволен им Аллах! – говорил: “Клянусь тем, помимо Кого нет иного Божества, не может быть даровано верующему рабу нечто лучшее, чем хорошее мнение об Аллахе, Всемогущ Он и Велик! Клянусь тем, помимо Кого нет иного Божества, если раб станет придерживаться хорошего предположения об Аллахе, – Всемогущ Он и Велик! – то Аллах, – Всемогущ Он и Велик! – обязательно одарит Его тем, о чем он предполагает. Так как благо находится в Его Руке”.
3) Суфьян ас-Саури, – да помилует его Аллах! – говорил: “Не хочу я, чтобы отчет о моих деяниях был передан моим родителям, ибо мой Господь лучше для меня, чем мои родители”.
4) Предшественники говорили, что в словах Всевышнего: «… и придерживайтесь хорошего, воистину Аллах любит творящих добро!»(Св. Коран, 2: 195), — имеется в виду: “придерживайтесь хорошего мнения об Аллахе!”.
5) Передают, что ‘Аммар б. Йусуф говорил: “Я увидел во сне Хасана б. Салиха и сказал: “Я желал встречи с тобой. Что есть у тебя такое, что мы можем принять в качестве полезного опыта?”. — Он ответил: “Обрадуйся! Я не увидел ничего такого, что было бы подобно хорошему мнению об Аллахе”.

Хорошее мнение об Аллахе – это само по себе благое поведение. К совершению благих поступков раба побуждает его хорошее мнение о своём Господе, то есть его предположение о том, что Господь примет от него все его деяния и воздаст ему наградой за них.

Дурное мнение об Аллахе

Всевышний Аллах сообщил, что язычники строили относительно Него дурные предположения. Всевышний сказал: «И чтобы подвергнуть мучениям лицемеров и лицемерок, многобожников и многобожниц, думающих об Аллахе дурное. Их постигнут превратности судьбы. Аллах разгневался на них, проклял их и приготовил для них Геенну. Как же скверно это место прибытия!» (Св. Коран, 48: 6).

Он описал лицемеров, как несправедливо думающих об Аллахе, сказав:«Они несправедливо думали об Аллахе, как это делали во времена невежества, говоря: “Есть ли для нас в этом деле какое-либо участие?” Скажи: “Дела целиком принадлежат Аллаху”» (Св. Коран, 3: 154).

Примеры дурного представления о Всевышнем Аллахе.
1) Кто отчаялся в Его Милости и потерял надежду на неё, тот придерживается об Аллахе плохого мнения.
2) Кто думает, что Он бросает Свои творения на произвол.
3) Кто думает, что у Него нет Слуха, нет Зрения, нет Знания, нет Воли, что Он не вёл разговор ни с одним из Своих творений, кто приписывает Ему свойства созданных.
4) Кто думает, что Он не соберёт Своих рабов после их смерти для того, чтобы воздать им по заслугам в Обители, где благочестивые награждаются за свои благодеяния, а грешники наказываются за свои злодеяния.
5) Кто думает, что у Него есть сын или сотоварищ, или думает, что кто-то может ходатайствовать перед Ним без Его разрешения.
6) Кто думает, что Всевышний Аллах отвергает того, кто унижается перед Ним, того, кто обращается к Нему с просьбами, стремясь получить награду и страшась Его, того, кто обращается к Нему за помощью и уповает на Него, что Аллах не одарит его тем, о чем он просит.
Однажды человек, лежащий на смертном одре, сказал Посланнику Аллаха (мир ему): «Я боюсь. Но я не теряю надежды на милость Аллаха» Пророк (мир ему) ответил: «Если в сердце верующего вместе со страхом есть надежда, Аллах даст ему то, на что он надеется, и обезопасит его от того, чего он боится» (Тирмизи).»

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

 

majlis

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!