Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
Осознание своей беспомощности и ничтожности | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Осознание своей беспомощности и ничтожности

Osoznanie svoey slabosti

В одном из хадисов говорится: «Тот, в чьем сердце есть хотя бы капля гордыни, не войдет в Рай» (Муслим, Иман, 147).

Гордыня, высокомерие, самолюбование и эгоизм являются злокачественной опухолью души. Задача воспитания в тасаввуфе – отучиться говорить: «Я», порождаемое нафсом, и избавиться от эгоизма навсегда, постоянно говоря лишь: «Ты, о Господь!».

Со слов свидетелей состояния души Халаджа Мансура, занимающего особое место в сердцах арифов, перед его казнью к нему приблизился Иблис и сказал: Ты произнес: «Я», и я сказал «Я». Как так получается? Благодаря этому слову на тебя нисходит милость, а на меня лишь проклятия! Халадж ответил Иблису: Ты, сказав «Я», возгордился перед Адамом. Ты выставил свою гордыню. Я же сказал: «Я есть Аллах» («Я – в Аллахе»), и тем самым растворил свое «Я» в Создателе. (Я с полной покорностью подчинил себя Господу, подобно тому, как река, впадая в океан, полностью растворяется в нем).

Гордыня, являющаяся признаком проявления собственного «я», – предзнаменование Ада. А устранение собственного «я», то есть исчезновение в Господе, – есть признание собственной «ничтожности». Поэтому на меня сошла милость, а на тебя – проклятие и позор.

Когда шайтан (да будет он проклят), ослушавшись повеления Всевышнего Аллаха, впервые восстал против своего Господа, вместо признания греха и просьб о помиловании он, став заложником своего высокомерия, упорствовал в своих ошибках и совсем не сожалел о содеянном зле. Вместо порицания своего нафса и раскаяния он стал жертвой собственного упрямства и гордыни. Таким образом, он был навечно проклят Всевышним Аллахом. Пророк Адам и его супруга – наша прародительница Хава (Ева), последовав наущениям шайтана и отведав запретный плод, совершили первый в истории человечества грех.

Однако они не стали, подобно шайтану, под разными предлогами оправдывать себя и сразу осудили свой нафс, искренне признав свою ошибку: «Они ответили: «Господи наш! Мы наказали сами себя, и, если Ты не простишь нас и не смилуешься над нами, мы непременно окажемся в числе потерпевших урон» (аль-А’раф, 23).

Они прибегли к милости и прощению Всевышнего Аллаха, окунувшись в благо духовного исправления, охваченные чувством раскаяния и стыда. Когда же Господь принял их покаяние и мольбу о прощении грехов, совершенные с искренними слезами, они удостоились божественной милости. С этой точки зрения, самая главная задача тасаввуфа – заставить человека удерживать свой нафс в границах, установленных Всевышним. Ибо нафс даже во время совершения поклонения Господу занимается самолюбованием и поиском недостатков в других людях. Шейх Сади Ширази в своем произведении «Гулистан» приводит одно из своих воспоминаний: «С детства я с большим рвением совершал поклонение.

Я просыпался по ночам и поклонялся Аллаху. Однажды ночью я сидел рядом со своим отцом. Я всю ночь не сомкнул глаз и не выпускал из рук Священный Коран. Некоторые люди вокруг нас спали. Тогда я сказал своему отцу: Ни один из них не проснулся и не совершил хотя бы два раката намаза тахаджуд. Они спят, словно мертвые. В ответ на мои слова отец нахмурился и произнес: Сынок! Вместо того чтобы сплетничать о других, лучше бы ты спал, как они!» То есть, отец Сади дал своему сыну такое наставление: «Даже если те, кого ты осуждаешь, лишены блага предрассветного намаза, то ангелы не впишут в их книги деяний ничего плохого. Но в твою книгу деяний будет вписан грех за то, что ты пренебрежительно отозвался о своих братьях по вере и сплетничал о них...» Как видно из этого примера, у нафса есть бесконечное множество ловушек, кажущихся совершенно «невинными».

Тот, кто говорит: «Я» с чувством собственного превосходства, считая себя кем-то значительным (даже если он является великим духовным наставником), он далек от истины. Весьма поучителен следующий рассказ: «Однажды в Багдаде великий муджтахид досточтимый Ахмад бин Ханбаль возвращался с рынка домой. Тут к нему подбежал человек и, увидев сумку в его руках, предложил ее понести. Когда Шейх отказался от помощи, тот человек продолжал настаивать на своем: «Господин, наша обязанность – помогать старшим».

На что благородный Ахмад бин Ханбаль сказал такие мудрые слова: «Если мы будем считать себя великими, за которыми надо носить сумку, это будет расценено как гордыня, и станет доказательством тому, что на самом деле мы таковыми не являемся. Поэтому ваше уважение к нам дает вам саваб, а нас ведет к беспечности. Лучше я не буду считать себя великим и понесу свою сумку сам. Ибо в Судный день каждый будет нести свою ношу сам, и никто не сможет переложить ее на другого».

Секрет величия таких выдающихся личностей состоит в их скромности и осознании собственной ничтожности и немощности. В противоположность этому, некоторые духовные лидеры, особенно в наше время, приписывая себе силу и могущество, становятся высокомерными, надменными и эгоистичными, тем самым пятнают тот путь, представителями которого являются, искажая весь его тонкий смысл и глубокое значение. Между тем, как известно: «Суд не принадлежит судье», то есть духовный путь не является чьей-либо прерогативой...

Из книги "Тасаввуф в испытании мусульманина самим собой"

Осман Нури Топбаш

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

 

majlis

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!