Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
| Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 25
ХудшийЛучший 

МУСУЛЬМАНСКАЯ ОДЕЖДА

мусульманская одеждаСлово «одеваться» означает «облачаться в одежду», что среди всех остальных созданий присуще лишь человеку. Человек создан таким, что ему необходимо скрывать свои постыдные места. И именно эта особенность делает его исключительным созданием. Ведь об этом говорится в Коране: «О сыны Адама! Мы ниспослали вам одежды для прикрытия ваших срамных частей и украшения [для одежд]…» (Аль-А’раф 7/26). Главной причиной в том, что человеку следует одевать одежду и скрывать ею свою наготу – это не дать шайтану подбить себя на греховное (См. Аль-А’раф 7/27.Ведь и Умар (радыйаллаху анху) (умер 23/664) говорил, когда надевал новую одежду: «Хвала Аллаху, который одарил меня одеянием, скрывающим мою наготу и украшающим меня в мирской жизни», а затем говорил, что слышал, как и Пророк Аллаха говорил то же самое: «Тот, кто говорит так, надевая новую одежду, и отдаёт нуждающимся свою старую одежду, и будет сохранен в жизни, и в момент смерти» (Тирмизи, Даават, 107; Ибн Маджа, Либас, 2; Абдуллах бин Мубарак. Китабуз-Зухд, стр. 259).

О том, что человеку велено облачаться в одежду, и первым, кто начал поступать так, был Пророк Адам и жена его Хавва, и что нагота – это срам, говориться в аяте: «О сыны Адама! Да не совратит вас шайтан, подобно тому, как он [совратил и] изгнал из Рая ваших родителей, лишив их одежд, чтобы представить им воочию их постыдные места. Воистину, шайтан и его приспешники видят вас, тогда как вы их не видите. Воистину, Мы сделали шайтанов покровителями неверующих» (Аль-А’раф 7/27).

В другом аяте говорится, что верующих мужчин и женщин, которые скрывают свои срамные места одеждой, ожидает прощение Аллаха и великая награда (См. Аль-Ахзаб 33/35). Известно также, что одежда оберегает от холода и жары. А посему, указывая на пригодность шерсти животных в использовании её как средства для изготовления одежды, Священный Коран говорит: «Он [сотворил] также скот, который согревает вас и приносит пользу, им же вы и питаетесь» (Ан-Нахль 16/5).

У одежды есть три полезных свойства: устранение негативных воздействий на тело человека, прикрытие постыдных мест, а также украшение. Разум человека побуждает его оберегаться под защитой одежды, чтобы уберечься от вредного и приобрести полезное. Ведь в Священном Коране говорится: «Из того, что Он сотворил, Аллах пожаловал вам тень, убежище в горах, одеяния, чтобы укрыться от жары, дал доспехи, которые прикрывают вас в битве. Так Он завершает свое благоволение по отношению к вам, - быть может, вы станете муслимами» (Ан-Нахль 16/81).

Здесь следует сказать, что древние арабы иногда совершали даже обход вокруг Каабы обнаженными. Днём приходили мужчины, а ночью приходили женщины и, говоря «мы не станем обходить Каабу в одежде, в которой грешили», полностью раздевались. Именно на это Всевышний Аллах ниспослал аят :

يَا بَنِي آدَمَ خُذُواْ زِينَتَكُمْ عِندَ كُلِّ مَسْجِدٍ

«О сыны Адама! Облекайтесь в свои одеяния, где бы вы ни совершали поклоны...» (Аль-А’раф 7/31).

Одеяния, о которых говорится в аяте – это одежда, которая скрывает постыдные места. Таким образом, прикрытие наготы сделано обязательным. Что же касается внешней красоты, то о ней ничего не упоминается в Шариате, а принимается всё то, что существует в традициях народов (См. Маварди, Адабуд-Дунья вад-Дин, стр. 338-341).О том, что одежда является также и украшением, и что никто, кроме Аллаха, не может запретить дозволенного Им, говорится в аятах:

«О сыны Адама! Облекайтесь в свои одеяния, где бы вы ни совершали поклоны. Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Аллах не любит излишествующих. Скажи, [о Мухаммад]: "Кто же думает, что украшения Господа и прекрасный удел, который Он ниспослал рабам своим, - запретны?" Скажи [им]: "Для тех они, кто в этой жизни искренно уверовал в Судный День". Так Мы разъяснили аяты людям сведущим» (Аль-А’раф 7/31-32).

То есть украшение красивой одеждой  дозволено верующим, и тот, кто не желает этого или запрещает, делает дозволенное запретным и обвиняется в преступлении всех границ. Вместе с тем, указываются и рамки того, какими должны быть украшения верующих мусульман: человек, который украшается одеждой, не должен становиться от этого горделивым и заносчивым, равно как и не должен забывать, что блага эти от Аллаха. Ведь Он требует, чтобы мусульмане были скромными и снисходительными. Также говорил и Посланник Аллаха: «Всевышний Аллах повелевал мне: «Будьте благосклонны и снисходительны друг к другу, и пусть никто из вас не станет возноситься друг над другом» (Муслим, Джаннат, 64. Также см. Абу Дауд, Адаб, 40; Ибн Маджа, Зухд, 16, 23).

Имам Бухари (умер 256/869) в главе об одеяниях своего сборника приводит аят: «Скажи, [о Мухаммад]: "Кто же думает, что украшения Господа и прекрасный удел, который Он ниспослал рабам своим, - запретны?", (Аль-А’раф 7/32)  и говорит, что это можно трактовать хадисом, в котором Посланник Аллаха сказал: «Ешьте и пейте, тратьте так, чтобы не расточать и становиться высокомерно заносчивыми», указав на два основных принципа в одеянии человека. А также приводит слова ибн Аббаса: «Пока ты не впадёшь в чрезмерность и высокомерие, ты можешь есть, пить и одевать то, что пожелаешь» (См. Бухари, Либас, 1; Насаи, Закят, 66; Ибн Маджа, Либас, 23; Ахмад бин Ханбаль, 2/181).

Чрезмерность в одежде, делающая человека заносчивым, расходится с его сутью – быть рабом, а посему запрещена (Чакан, Одевание и Хиджаб в Сунне, стр. 60).

Ведь Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил, что Аллах не взглянет милосердно на тех, кто оставляет подол своих одеяний настолько длинным, что он волочится по земле (См. Бухари, Либас, 1; Тирмизи, Либас, 8; Насаи, Зинат, 101). Он говорил и о том, что тот, в сердце которого есть гордыня хоть на зёрнышко, не войдёт в Рай. А когда ему сказали, что каждый желал бы, чтобы «его одежда и обувь были красивыми», ответил: «Аллах прекрасен и любит всё прекрасное. Гордыня же – это недовольство истиной, кичливость и заносчивость», (Абу Дауд, Либас, 26; Тирмизи, Бирр ва Сыла, 61) указывая на то, что, если человек не становится от этого высокомерным и заносчивым, то одеваться красиво не воспрещается.

Также можно видеть, что нередко вопрос о том, какой должна быть одежда верующего становился темой многих споров и разногласий. По этой причине Абуль-Фарадж ибн аль-Джавзи (умер 597/1201) говорил, что облачаться в шерстяные одеяния лишь для того, чтобы показать свою аскетичность неверно. И, несмотря на то, что и Пророк Аллаха любил надевать шерстяные одеяния, (См. Абуль-Фарадж ибнуль-Джавзи, Тальбис, стр.253. Вместе с тем, Анас бин Малик передаёт, что любимой одеждой Пророка  Мухаммада была одежда из хлопка и льна (см. Муслим, Либас, 33)) он указал, что все хадисы, которые гласят о превосходстве шерстяной одежды являются ложными. Невозможно стать истинным аскетом, лишь облачаясь в шерстяные или залатанные одеяния, и привел тому много примеров. Например, слова Хасана аль-Басри (умер 110/728), который повстречал однажды Фаркада бин Якуба (умер 131/748) и, увидев на нём одеяния из шерсти, сказал: «О Фурайкыд! О ибн Умму Фурайкыд! Ведь богобоязненность – это не облачение в такую вот одежду. Богобоязненность – это то, что утверждено в сердце и подтверждено деяниями» (Тальбис, стр. 253-254; См. также. Ахмад бин Ханбаль, Китабуз-Зухд, стр. 379).

Ибн аль-Джавзи говорил также, что любая одежда, которая выявляет набожность и благочестие своего хозяина, достойна порицания (См. Абуль-Фарадж ибнуль-Джавзи, то же произведения, стр. 261). Он же говорил, что существует четыре причины, по которой человеку не следует одеваться в залатанные одеяния от имени аскетичности:

  1. Никто из благочестивых предшественников не одевался в залатанную одежду.
  2. Так человек желает показаться бедным, хотя Всевышний Аллах желает видеть то, какой след оставляют блага Его в жизни Его рабов.
  3. Такая одежда выявляет аскетичность её хозяина, хотя аскетизм следует не выставлять напоказ, а скрывать.
  4. Это является стремлением отличиться, а посему и отдалиться от Шариата. Ведь тот, кто походит на кого-либо, тот считается из них (См. то же произведения, стр. 246).

Следует сказать также, что Посланник Аллаха не одобрял неряшливость и невзрачность во внешнем облике человека. Так, пришедшему к нему в неряшливом виде человеку он сказал: «Есть ли у тебя деньги? Как со временем?» Когда человек поведал, что у него есть скот и имущество, Пророк Мухаммад сказал: «Тогда пусть и на тебе будет заметно, что Аллах облагодетельствовал тебя» (Насаи, Зинат, 54; Ахмад бин Ханбаль, 4/137). А в другом случае он сказал: «Аллах любит видеть следы благ своих на рабах Его» (Ахмад бин Ханбаль, 2/182).

Посланник Аллаха велел мусульманам, чтобы они держали одежду свою чистой, и что Аллах ценит это, (См. Хайсами, Маджмауз-Заваид, 5/132) что всегда хорошо надевать белую одежду, ибо она напоминает кяфан, в котором погребают мёртвых, так как надевать такую одежду (См. Ибн Маджа, Либас, 5; Ахмад бин Ханбаль, 5/13) и чище, и пристойней (См. Абу Дауд, Либас, 13; Тирмизи, Джанаиз, 18; Ибн Маджа, Либас, 5).

Пророк, велевший выглядеть аккуратно, велел также ухаживать за волосами и бородой (См. Абу Дауд, Либас, 25; Ахмад бин Ханбаль, 4/180).Так, однажды, когда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) находился в мечети и к нему пришёл человек с растрёпанной бородой и взъерошенными волосами. Тогда он велел, чтобы человек привёл себя в порядок, и когда он вернулся, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Разве это не лучше, чем, если один из вас будет ходить с растрёпанной, будто у шайтана, головой?» (Али аль-Кари, Миркат, 8/261).

Многие из известных благочестивых людей надевали дорогую одежду. Так, например, ибн Мас’уд  (умер 32/652) одевался в самую дорогую одежду и пользовался самыми дорогими благовониями. Известно также, что Тамим ад-Дари купил одежду за тысячу динаров и читал в ней молитву; Хасан аль-Басри любил надевать новую одежду; Ахмад бин Ханбаль покупал дорогую одежду, носил её среди людей, а в доме облачался в простую одежду (См. Тальбис, стр. 259-260).

Мусульманину следует также знать, что ему необходимо произносить молитву каждый раз, когда он надевает новую одежду, дабы она не заставила его возвеличиться. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), надевая новую одежду, всегда говорил: «Аллах мой, хвала Тебе за то, что Ты одел меня в одежду! Прошу у Тебя блага  её и блага того, в чём я использую её, и ищу защиты Твоей от зла её и зла того, что я могу сотворить в неё» (Абу Дауд, Либас, 1; Тирмизи, Либас, 29).Желая предостеречь тех, кто ведёт себя заносчиво, гордясь своими одеяниями, он говорил, что эта одежда станет в День Суда объектом упрёков и насмешек (Абу Дауд, Либас, 4; Ибн Маджа, Либас, 24; Ахмад бин Ханбаль, 2/92). С другой стороны, он говорил и о тех, кто, имея возможность, оставил всё это и одевался в простую одежду, что с ними Аллах заговорит в День Суда прежде других и наденет на них одеяния Рая (См. Тирмизи, Кыйама, 39. См. Также. Абу Дауд, Адаб, 3).

Так, однажды, разговаривая со своими асхабами, он сказал: «Не придавать большого значения своему внешнему виду, также от веры», (Абу Дауд, Тараджуль,2; Ибн Маджа, Зухд, 4). это означает, что не всегда следует выглядеть отменно, а иногда следует быть как все или выглядеть скромнее и проще.

Когда Абдуллах бин Умар (радыйаллаху анхума) спросил: «Какую же мне одежду следует приобрести?», Пророк ответил: «Такую, за которую глупцы не упрекнут тебя, а умные не посмеются». Когда же тот спросил: «Сколько же примерно она должна стоить?», он ответил: «Между пятью и двадцатью дирхемами»(См. Хайсами, Маджмауз-Заваид, 5/138).

Ислам во всём призывает следовать умеренности, среднему пути. Все эти хадисы говорят о том, человеку не следует быть неаккуратным в своём внешнем виде, равно как не быть и чрезмерно заносчивым в том, что касается его внешнего вида. А истинное искусство заключается в соблюдении этих двух требований. А потому храбростью и умением считается умение человека одеваться аккуратно, со вкусом и оставаться при этом наравне с остальными. Так как небрежность во внешнем виде ведёт к упадку и неуважению, а чрезмерность – к легкомыслию и даже к абсурдности (Маварди, Адабуд-Дунья вад-Дин, стр. 341, 342).

Как мы видим, главное, что касается одежды в Исламе – это сокрытие ею наготы человека и её чистота. Одежда, от которой требуется скромность и не чрезмерность, не должна быть и отталкивающе небрежной. А посему, рекомендована чистая, простая одежда, которую носят все.

 
 

Мы переехали на новый сайт:

islam-risalyat.ru 

Сунна пророка меняет жизнь

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!