Намаз во время опасности | Печать |
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Намаз во время опасности

Намаз, совершаемый во время опасности, во многом отличается от намаза, совершаемого в обычное время. Опасностью, при которой разрешается совершать этот специфический намаз, может быть наступление врага, нападение бандитов, террористов и прочее, что может принести вред человеку. Все эти опасности мы охарактеризуем словом «враг», ибо все данные случаи враждебны для человека.

Итак, намаз во время опасности делится на три вида:

Вид первый: враг (опасность) находится на стороне Кибла: то есть мы стоим лицом к Кибла (смотря в сторону Каабы), а враг стоит спиной к Кибла и лицом к нам. Такое же решение касается и того случая, если мы ожидаем нападения с этой стороны.

В таком случае джамаат становится за имамом в два ряда. В первом ракаате, когда имам идет на поясной поклон, все идут за ним. Потом все с имамом встают из поясного поклона на иътидаль. Далее, когда имам идет на сажда, первый ряд идет с ним на сажда, а второй ряд охраняет их стоя. Потом имам с первым рядом встает на второй ракаат, а те, кто стоя охраняли их, идут на сажда и догоняют их. Во втором ракаате за имамом на сажда идут те, кто охраняли их в первом ракаате. А первый ряд стоит и охраняет их. После того, как имам с джамаатом сядут на ат-ташаххуд, те, кто охраняли их, идут на сажда и догоняют имама, который сидит для чтения ат-ташахуда. Так имам читает ат-ташаххуд с обоими рядами, дает салам и завершает намаз вместе с обоими рядами.

При этом методе разрешено, чтобы второй ряд сначала пошел на сажда, а первый – потом.

Вид второй: враг (опасность) находится не на стороне Кибла.

В таком случае джамаат делят на две части. Имам совершает намаз два раза – первый раз с первым джамаатом, а второй раз со вторым.

Или же имам делит джамаат на две части. Одна часть становится напротив врага, а вторая часть вступает в намаз с имамом. Имам совершает с ними один ракаат. Когда имам встает на второй ракаат, этот джамаат делает намерение отойти от имама и завершает свой намаз. Затем они становятся на охрану, напротив врага (опасности), а те, кто были там, приходят и вступают в намаз за имамом. Весь промежуток времени, когда первый джамаат завершал свой намаз и менялся местами со вторым джамаатом, имам ожидает стоя и читает аль-Фатиха и суру. Когда второй джамаат вступает в намаз за имамом, имам читает суру из Корана столько, сколько времени достаточно для второго джамаата для чтения аль-Фатиха и маленькой суры. Далее имам совершает с ними второй ракаат. Когда имам садится читать свой ат-ташаххуд, второй джамаат встает на свой второй ракаат и догоняет имама, который тем временем ожидал их сидя и читая ат-ташаххуд и другие дуа или зикр. Потом имам дает салам со вторым джамаатом. Таким образом, имам совершает двухракаатный намаз.

Что касается трехракаатного намаза, то имам совершает намаз так же, но совершив с первым джамаатом два ракаата, а со вторым – только один ракаат. Совершать намаз таким образом предпочтительнее, чем совершать один ракаат с первым джамаатом, а со вторым два раката.

Если же намаз будет в четыре ракаата, то с каждым джамаатом совершается по два ракаата, а при нужде можно разделить джамаат на четыре части и с каждыми совершить по одному ракаату.

При этом в намазе желательно иметь при себе оружие или то, что спасает их от ожидаемой опасности.

Вид третий: враг наступил или сражение началось, или же опасность настолько велика, что они не могут разделиться. Так же бывает при спасении от пожара или наводнения.

В таком случае намаз совершается, как получится. Пешком, бегом, верхом и т.д. При этом множество действий, совершенных по нужде, не нарушают намаз, но кричать или разговаривать не разрешается. Если нет возможности совершить поясной и земной поклон, то следует вместо этого кивать головой. И при этом кивание для земного поклона (сажда) должно быть ниже, чем кивание для поясного поклона (рукуъ).

Описанный метод намаза подходит для любого вида опасности, например, для пожара, потопа, землетрясения, нападения дикого зверя, бандитов, несправедливого ареста и т.п.

Если же человек подумал, что есть опасность, и совершил намаз-опасности, а потом выяснилось, что опасности не было, то он должен его переделать или, если время вышло, возместить этот намаз.

Ахмад Магомедов